Моисей, иссекающий воду из скалы

Моисей, иссекающий воду из скалы
  • Дата создания: 1649
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?
  • В Библии: Исх. 17:1-7

Сюжет

Перед нами события, изложенные в книге «Исход» (Исх. 17:1-7). После исхода из Египта, израильский народ путешествуя по бесплодной пустыне, испытывает всевозможные бедствия. Тяжести странствия постоянно приводили народ к ропоту на Бога, но по молитве Моисея Всемилостивый Господь приходил страдающему народу на помощь, спопешествуя ему в этом трудном пути.

Но народ, несмотря на божественное попечение, постоянно грешил и возмущался. Когда закончилась вода, страдая от жажды, народ начал обвинять Моисея, укоряя пророка в том, что он напрасно их вывел из Египта: «и жаждал там народы, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждой нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? Еще немного, и побьют меня камнями. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собой некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми руку твою, и пойди; Вот, Я стану пред тобою там на скале Хориве; и ты ударишь о скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ» (Исх. 17:3-7).

Описание

Композиция изображает чудесное появление водного потока из скалы после удара Моисея посохом. Мы видим здесь большое скопление людей, на лицах людей изумление от свершившегося чуда. Моисей облачен в ярко-красное одеяние, символизирующее Его пламенную веру и дерзновение перед Господом, его руки подняты вверх. Фигуры Моисея и Аарона противопоставлены всеобщему смятению. Укрепленные верой, они выглядят непоколебимыми, подобно могущественной скале. Спасительная влага символизирует здесь учение Божие, скала – твердость веры, а израильский народ, испытывающий смущение и ропот – человека с его страстями, иссушающими душу, делающих ее бесплодной.

Но художник не ограничивается здесь только изображением чуда: состояние народа, его движение, представляют суету желаний – так, подобно народу израильскому, душа иссушается различными помыслами, погружаясь в суету жизни, стремясь стяжать исключительно земные блага. Этому суетному беспокойству противостоит природа – ничто не нарушает ее покой, бескрайнее небо и просторы пустыни, безмолвие и тишина создает контраст с эмоциональным настроением людей.

Следуя канонам классицистического искусства, мастер делит композицию на три плана. Справа мы видим страждущий народ, мучимый нестерпимой жаждой: перед нами изможденные долгим странствием и его тяготами дети, женщины, старики. В центре люди с нетерпением устремляются к источнику, бьющему из скалы: они стремятся запастись водой, черпая ее попавшимися под руку сосудами. Слева изображен Моисей, который оставаясь непоколебимым, возносит благодарственную молитву к Господу, ведь он Податель воды живой – Божественной благодати. Источник, из которого истекает вода – божественный Закон, заповеди. Исполняя их человек питает себя живительной влагой, Слово Божие есть источник неисчерпаемый, вечная жизнь.

Все три плана образуют единство, каждая из сцен строится с четким определением, будучи вписанной в геометрические тела: конус, цилиндр и пирамиду. Такой прием был свойственен классицистическому искусству, положившему в основу эстетики уравновешенность, гармонию и соразмерность.

На картине мы также видим определенный ритм и смену ладов: от бурного стремительного настроения завязки, изображающей нестерпимые страдания народа, к кульминации – удара жезлом о скалу и произошедшего от него животворящего потока воды, до развязки – утоления жажды.

Так, по законам классицизма драма разрешается счастливым исходом, символизирующим божественную справедливость.

Рекомендуемая литература

Комментировать