Святое семейство в Египте

Святое семейство в Египте
  • Дата создания: 1655-1657 гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 105 × 145 см.

Сюжет

В апокрифическом евангелии псевдо-Матфея говорится о чудесном утолении жажды и насыщении Святого семейства на пути в Египет. Пуссен не раз обращался к сюжетам, связанным со Святым Семейством. Сцены из жизни Святого Семейства обрели сугубую популярность среди художников еще в XV веке, но Пуссен сумел новаторски подойти к этому сюжету. Вертикальный формат, обычный для картин подобного рода, он заменяет горизонтальным — и достигает при этом необычного эффекта. Обычно Святое семейство изображалось в окружении ангелов, приносящих плоды и цветы. Пуссен перенес место действия на площадь египетского города, а вместо ангелов изобразил простых египтян: юношу и двух девушек и особенно подчеркивал это, называя картину «Мадонной в Египте» или «Мадонной Египетской». В переписке с заказчиком полотна Пьером де Шантелу художник подробно описывает работу над картиной и объясняет многие детали. Он сообщает, например, что изображение процессии жрецов, направляющихся к храму Сераписа и несущих ковчег с реликвиями, а также жилище священных ибисов и башня с вогнутой крышей для сбора росы не выдуманы им, а взяты со знаменитой мозаики храма Фортуны в Палестрине. «Я поместил все это в картину, чтобы насладиться новизной и разнообразием и показать, что изображенная Мадонна находится в Египте».

Описание

Пуссен – известный представитель французского классицизма. «Святое семейство» — одна из известных работ мастера, хранящихся в Эрмитаже.

В самом центре композиции — так называемом классическом треугольнике мы видим изображение Марии с Младенцем Иисусом, праведного Иосифа Обручника и радостно встречающих расположившихся на отдых путников местных жителей. Мария поддерживает Сына, Который тянется пухленькими ручками к блюду с финиками, оберегая Его от падения. Фигуру Богородицы уравновешивает сидящий в тени праведный Иосиф, который протягивает глиняную миску женщине в белом тюрбане, наливающей воду.  В картине много иносказательных элементов, на первый взгляд кажущихся случайными: блюдо с фруктами — символ плодородия, сладость фиников ассоциируется со сладостью Христова учения, а прозрачная вода, льющаяся из кувшина – чистоту веры христианской; заметим, что, согласно Евангелию, Иисус является Подателем воды живой (Ин.4:10).

Далее взгляд зрителя устремляется вдаль, где представлен город с античными зданиями со стройными рядами колонн, балюстрадой портика, олицетворяющими град небесный. На вершине башни восседают птицы, наблюдающие за людьми. Мимо высокой Стеллы по улице шествует процессия с тимпанами и бубнами, участники процессии увенчаны лавровыми венцами. Послушные носильщики несут в большом увесистом коробе дары, предназначенные, вероятно, почитаемому ими божеству. Процессия движется к ступеням античного храма, как бы не замечая остановившееся в прохладной тени Святое семейство, которому оказывают гостеприимство простые люди». Место чуда здесь занимает обычная человеческая доброта.

Картина излучает гармонию и спокойную созерцательную красоту. Плавные размеренные движения главных персонажей, богатый колорит, гармонично сочетающиеся цвета – все это составляет особый стиль художника, характеризующийся соразмерностью и строгостью.

Комментировать