Авель

Авель

Сюжет

Сюжет убийства Каином Авеля описан в Книге Бытия: «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:8-9). За этим кратким повествованием стоит начало длинного пути человечества от рабства греху к свету Евангельского спасения.

Убийство Каином своего родного брата Авеля стало первым в истории человечества тяжким преступлением, иллюстрирующим поврежденность грехом человеческой природы, произошедшей вследствие грехопадения Адама и Евы.

Описание

Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины А. П. Лосенко «Каин» и «Авель». Прежде никто не исполнял  Авеля и Каина раздельно, по обычаю они писались вместе.

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь юношу с искажённым нестерпимым страданием лицом: крик боли и отчаяния замер в его  от­крытых устах. Смертельно раненный своим завистливым братом, он испытывает не только физическую, но и духовную муку. Мышцы свела судорога, явно ощущается внутреннее движение в побелевшем теле. Глаза закрыты, открытые уста издают прощальный стон умирающего. Рука последним усилием тянется к месту смертельного удара.

Мастер изобразил фигуру праведника в сложном ди­агональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышца­ми, полно внутреннего движения. Яркая красная ткань – символ мученичества,  усиливает впечатление страдания. Мрачный общий тон произведения созвучен происходящему событию.

Отсутствие второго плана, пейзажного окружения, что было так принято изображать вокруг человеческой фигуры, подчеркивает художественное мастерство живописца.

Картина построена на контрасте светлых и тёмных тонов, для нее характерно также отсутствие пейзажа, кото­рый лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень).

История

В период пансионерской поездки в Италию в 1765-1769 годах художником были написаны две парные картины с натуры, которые были представлены выставке Академии художеств 1770 году. Позднее, в XIX столетии, они получили название «Каин» и «Авель».

Художник несколько лет изучал классическую живопись за границей, совершенствуя навык письма. Создавая копии с картин великого Рафаэля, он сумел достичь высокого уровня рисования. К моменту написания картины Лосенко досконально изучил натурную школу, поэтому приступал к изображению человека в полный рост с большим знанием дела.

Рекомендуемая литература

Комментировать