Авель и Каин приносят жертвы Богу

Авель и Каин приносят жертвы Богу

Сюжет

Мозаичное изображение иллюстрирует событие из  Книги Бытия: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:1-5).

 

Описание

На представленной мозаике мы видим сцену жертвоприношения Каина и Авеля. На золотом фоне изображены две фигуры: Праведный Авель, облаченный в синий плащ и белый хитон, держит на руках агнца, рядом с ним его брат Каин, преподносящий в качестве жертвы сноп полевых трав. На заднем плане — пустой жертвенник с зажженным пламенем в специально предназначенной для дров выемке. Обе фигуры расположены друг против друга, выражение лица Авеля – благоговейное, его взор выражает безграничную любовь и преданность Богу. Ответом на его действие является Господне благословение из космоса, символически обозначенного круглым диском с разноцветными сферами. Из небесной сферы простирается десница Господня, из которой исходит луч на преподнесенного жертвенного агнца.

Увидев благословение Господа на жертве, принесенной своим младшим братом, Каин испытывает зависть, в его душе зарождается гнев и раздражение по отношению к доброму и простодушному Авелю, ничего не подозревающего о коварном замысле своего единокровного брата. Об этом свидетельствует выражение лица Каина – уголки губ опущены, взор его исполнен злобы, в горделивой позе, в движениях, в беспокойных складках одежд показывается его внутренне душевное состояние, которое Каин пытается скрыть, угодливо, но с чувство внутреннего небрежения преподнося свою жертву.

Мастер  передает события  с тем чувством взволнованности, строя повествование на контрасте, показывая, что доброе сердце и благое деяние угодны Богу, тогда как небрежение и гордость, напротив, разрушают человеческую душу, влекут к греху, и жертва, принесенная ради похвалы, не может быть принята, так впоследствии приведет человека, приносящего ее, еще к большему падению. Бог отвергает жертву Каина, ожидая его покаяния, но Каин, не желая исправлять свое греховное состояние, впадает еще в больший грех – злобы и ненависти, который приведет его впоследствии к братоубийству.

Мозаика выполнена искусно, сочетание синего и белого цвета на золотом фоне делают образы выразительными. Использование обратной перспективы как бы углубляет их, раскрывая глубокий смысл библейского повествования.

История

Архиепископский кафедральный Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Duomo di Monreale или Santa Maria Nuova), заложенный в XII веке в Монреале сицилийским королём Вильгельмом II Добрым,  является наиболее совершенным и наименее искажённым последующими перестройками памятником арабо-норманнской архитектуры на юге Италии. Влияние собора ощутимо во внешнем облике построек последнего периода норманнской эпохи.

Главной достопримечательностью собора Монреале являются 130 мозаик, покрывающих практически все внутренние стены собора на площади около 10 000 м². По площади и целостности замысла мозаики Монреале являются одним из крупнейших мозаичных циклов мира. Большая часть мозаик выполнена в рекордно короткие сроки между 1183 и 1189 годами. Имена авторов мозаик неизвестны, а их национальное происхождение вызывает споры. Авторами мозаик могли быть как мастера, приглашённые из Константинополя, так и местные мастера, хоть и находившиеся под влиянием византийского искусства. В пользу «константинопольской» версии говорят типично греческие одеяния Христа, Божией Матери и архангелов и греческие подписи ряда мозаик в апсиде. В пользу «местной» версии свидетельствуют достаточно примитивное исполнение мозаик главного нефа и боковых приделов, в ряде случае отступающее от традиционных канонов византийского искусства, и надписи на вульгарной латыни на большинстве мозаик.

Хронологически данные мозаики принадлежат к комнинскому периоду византийского искусства. Черты нового в поздних мозаиках Монреале связаны с той общей перестройкой мировоззрения, которую переживало итальянское общество в 13 столетии. Процесс этот в наиболее отчетливой форме протекал в средней и северной Италии. В сознании эпохи получает право на существование человеческая личность с ее сложным миром мыслей и чувств.

Мозаичные изображения включают в себя сюжеты из Ветхого, так и из Нового Завета. Они расположены ярусами, разделенными горизонтальными и вертикальными полосами.

В подкупольном пространстве центральной апсиды изображена колоссальная поясная фигура Христа с сидящей Девой и Младенцем внизу; на других апсидах — фигуры Святого Петра и Святого Павла в полный рост. Надписи на каждой мозаичной композиции объясняют изображенный предмет или святого; часть из них написана на латыни, часть на греческом языке. Сюжеты в нефе начинаются со сцен из Книги Бытия, иллюстрирующих ветхозаветные циклы Творения, грехопадения, земной жизни Прародителей. Вокруг нижнего яруса и хор расположены сюжеты из Нового Завета, в основном представляющие чудеса и страдания Христа, с Апостолами, Евангелистами и другими святыми. Таким образом, перед нами предстают пять больших циклов, которые следуют один за другим:

  1. Христос во славе в апсиде.
  2. «Праздничный» цикл — подвижные и неподвижные праздники литургического года в пресбитерии и двух ветвях трансепта.
  3. В трансепте  — житие апостолов Петра и Павла.
  4. Книга Бытия  в главном нефе.
  5. Чудеса Христовы на стенах боковых нефов.
  6. Часть мозаик на западной стене посвященная местночтимым святым.

 

Рекомендуемая литература

Комментировать