Грехопадение прародителей

Грехопадение прародителей

Сюжет

Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного, именно от дерева познания добра и зла – под страхом смерти ему было запрещено есть от него.Но Адам и Ева нарушили заповедь Господа, и последствия грехопадения оказались катастрофическими: в жизнь прародителей вошла смерть. Человеческая природа их стала подвластна греху.

В фигурах нет повышенной экспрессии, нет динамики, образ более мягкий и декоративный (по сравнению с предшествующими сицилийскими мозаичными циклами). Фигуры становятся грузными, тяжеловесными, утрачивается выразительность жестов, складки одежд становятся неподвижными. Лица становятся объёмными – исчезает повышенная одухотворённость византийских ликов. В изображениях явственно чувствуется романское начало, проявившееся и в архитектуре собора: от немного грубоватых образов веет суровым спокойствием.

Описание

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Монреале (итал. Duomo di Monreale или Santa Maria Nuova).

Мозаика «Грехопадение Адама и Евы» относится к циклу Творения, расположенному в главном нефе храма.

Цикл Творения, обычно начинался со сцен создания Вселенной и человека и заканчивался изгнанием Адама и Евы из Рая. Изображение находится в верхнем ряду северной стены.

Следуя античной традиции, мастер изображает фигуры Адама и Евы обнаженными, они касаются друг друга пальцами, в левой руке у Евы сорванный плод – смоква. Посередине Древо Познания Добра и Зла, которое обвивает змий, искусивший Прародителей. Композиция напоминает собой геральдическое изображение, свойственное, скорее норманнскому стилю. Фигуры вытянуты, диспропорциональны, на них мы видим детальную прорисовку мускул. Райский сад изображен условно, внизу, под деревом, мы видим цветущие растения в виде трилистников, которые выполнены весьма условно. Обвивающий древо змий держит созревшую смокву, предлагая ее Еве.

История

Сан Монреале – архиепископский кафедральный собор, который расположен пригороде итальянского города Палермо. Собор является памятником арабо-норманнской архитектуры, заложенный сицилийским королём Вильгельмом II Добрым. Известен своим великолепным циклом мозаик на темы Ветхого и Нового Завета, относящимся к XII веку. Собор представляет собой трехнефную базилику, которая достраивалась вплоть до XV столетия. Собор примечателен тем, что в нем представлен синтез искусств – византийского, арабского, норманнского. Мозаики собора, по мнению многих искусствоведов, относятся к XII в., будучи выполненным между 1183 и 1189 гг. Они занимают огромное пространство – около 10 000 квадратных метров. Имена художников неизвестны, авторами их, вероятно, были византийские мастера, приехавшие из Константинополя, вместе с ними могли работать и местные мастера, о чем свидетельствуют надписи на греческом и латинском языках. Стиль мозаик относят к так называемому Комниновскому Ренессансу – времени правления династии Комнинов к Византии, для которого характерны антикизирующие мотивы, однако наряду с ним проявляются и новые черты, свойственные романскому стилю.

Критика

Образ монастыря был описан известным французским писателем Ги де Мопассаном в романе «Бродячая жизнь»: «Пусть те, кто любит монастырские дворы, пройдутся по двору этого монастыря, и они забудут почти все другие, какие они когда-либо видели… Чудесный монастырский двор в Монреале наполняет душу таким чувством красоты, что вы охотно остались бы в нём хоть навсегда. Он обширен, образует правильный квадрат, полон тонкого и пленительного изящества; тот, кто его не видел, не способен и представить себе, как может быть гармонична колоннада. Изысканная соразмерность, невероятная стройность этих лёгких колонн, идущих попарно, одна возле другой, причём все они разные – то выложенные мозаикой, то совсем гладкие, то украшенные несравненной по тонкости работы скульптурой или простым узором, вырезанным в камне и обвивающимся вокруг них, как растение, – сначала поражают взгляд, потом чаруют, восхищают и порождают ту эстетическую радость, которую глаза передают душе при виде вещей абсолютного художественного вкуса.

Подобно прелестным четам колонн, капители тоже тончайшей работы и тоже отличны друг от друга. И, что редко бывает, восхищаешься одновременно великолепным эффектом целого и совершенством деталей».

Рекомендуемая литература

Комментировать