Семь смертных грехов и Четыре последние вещи

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи

Сюжет

Перед зрителем разворачивается иллюстрированная энциклопедия греховной жизни. В центре изображения круг или колесо, на каждом из сегментов которого изображены семь смертных грехов.

Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Ещё Киприан Карфагенский, умерший в 258 г., в сочинении «О смертности» (De mortalitate) упоминал восемь главных грехов.

Первым христианским автором, в трудах которого точно и определенно излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский, который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах» говорит, что учение о восьми главных грехах принято повсюду: чревоугодие, похоть, скупость, гнев, лень, печаль, тщеславие и гордость

Описание

Работа представляет собой серию небольших сцен, изображающих простых людей, каждый из которых совершает один из смертных грехов под бдительным оком Христа (оно изображено в центре). Его присутствие напоминает грешнику о Страшном Суде, но они упрямо продолжают свои проступки.

Четыре маленьких круга – четыре последних вещи (то, с чем люди сталкиваются в конце земной жизни) – символизируют «Смерть грешника», «Страшный Суд», «Ад» и «Рай». Маленькие круги окружают больший, в котором изображены семь смертных грехов. Это гнев (внизу), затем по часовой стрелке зависть, жадность, обжорство, уныние, похоть и гордыня. Все символы отображают реальные сцены из жизни, а не аллегории.

Центр большого круга представляет глаз Бога (и там же виден «зрачок», в котором можно разглядеть изображение Христа, выходящего из могилы). Ниже находится латинская надпись Cave Cave Deus Videt («Бойся, бойся, ибо Господь всё видит»).

Четвертый, самый широкий круг, поделён на сектора, в которых через узнаваемые жизненные сюжеты, художник изобразил семь смертных грехов, которыми поврежден человек. Под изображением каждого дано его латинское название: чревоугодие, уныние, похоть, гордыня, гнев, зависть, алчность.

Каждая сцена на картине изображает отдельный грех.

  • в сцене с Гордыней тщеславная аристократка прихорашивается перед зеркалом. Она надевает свои драгоценные украшения и самую лучшую одежду, чтобы вновь и вновь восхищенно смотреть на свое отражение. А кто рядом с ней? Демон, который настоятельно призывает ее снова и снова любоваться в зеркало.
  • в сцене с Гневом разъяренный мужчина, поссорившись с соседом, собирается убить женщину (убийство как последствие Гнева).
  • в сцене Жадность изображен богатый дворянин, подкупающий судью взяткой, чтобы тот действовал в его пользу и отдал приказ отобрать у бедного крестьянина все деньги и имущество.
  • в сцене с Завистью изображены люди, покупающие вещи, которые им не нужны, просто потому, что их знакомые приобрели эти же вещи ранее. Это поучительная сцена должна научить людей довольствоваться тем, что у них уже есть и воздерживаться от ненужных желаний из чувства зависти. Лающие собаки здесь и купец с костью — это аллегорические фигуры, отсылающие к старинной нидерландской пословице: «Две собаки с одной костью редко достигают согласия».
  • на панели с Унынием монахиня церкви не может разбудить ленивого мужчину от бесцельного сна. Впавший в уныние крепко спит, не проявляя никакого интереса к церкви или к чему-либо, кроме сна. Как известно, грех уныния не дает человеку плодотворно работать, результатом чего становится бездействие (праздность) и леность.
  • в сцене Чревоугодие — тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин.
  • на панели Похоть — две влюблённые пары наслаждаются под розовым тентом, а два шута развлекают их.

Жанрово-аллегорические сценки, полные юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия в человеческой жизни. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и, таким образом, сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, рай и ад. Картину завершают начертанные на развевающихся свитках слова библейского текста: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор.32:28) и «Сокрою лицо Мое от них и увижу, какой будет конец их» (Втор. 32:20).

История

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» – это картина, традиционно приписываемая Иерониму Босху, написана примерно в 1500 году. Иероним Босх был чрезвычайно талантливым, эксцентричным и религиозным художником в Нидерландах XV века. Тема его картин состояла в основном из богословских предупреждений, который художник мастерски передавал через аллегорические сцены и истории из Библии. Самым известным его покровителем был король Испании Филипп II, который, как это ни странно, был очень заинтересован в поучительных полотнах для своего народа. В то время и до конца XVIII века искусство отчасти служило эффективным инструментом для влияния на массы, особенно, если это были полотна придворного художника.

Предположительно, эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Впрочем, у некоторых современных искусствоведов бытует мнение, что, хотя картина и принадлежит мастерской Иеронима Босха, но рукой самого автора изображены лишь Алчность и Зависть. Первоначально произведение должно было послужить столешницей или навершием для крестильной чаши. И рассматривать грехи следовало, обходя ее по кругу. Тондо по углам и надписи на свитках предположительно добавлены позже, придавая ей направление. Впрочем, ни столешницей, ни навершием картина никогда не служила. Когда, вместе с другими произведениями Босха, картина «Семь смертных грехов» попала в Испанию, король Филипп II, большой поклонник художника, распорядился повесить её в своей спальне в Эскориале. Разглядывание босховских грешников помогало Филиппу осознавать собственные грехи и готовиться к таинству исповеди.

Рекомендуемая литература

Комментировать