Грех смертный

Литература по теме

Грех сме́ртныйгрех, чрезвычайно пагубно отражающийся на духовно-нравственном состоянии человека, препятствующий реализации замысла Божия о человеке как о потенциальном наследнике Царства Славы.
Согласно иному богословскому определению, смертный грех есть хула на Духа Святого, поскольку из Евангелия мы знаем, что Сын Божий признавал такой грехом непрощаемым: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31). Такой грех отделяет человека от Самой Жизни, и это делает его смертным.

greh sme rtnyj scaled – Грех смертный
Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. 1475–1500 г.г.

Какие грехи относятся к смертным?

  • В перечне основных смертных грехов обычно называется семь: гордость, любостяжание (корыстолюбие, алчность), блуд, зависть, чревоугождение (обжорство), злопамятство (закоренелый гнев) и беспечность. Однако, встречаются и другие перечни.
  • Часто под смертными грехами понимают восемь главных страстей.
  • Исходя из свидетельства Евангелия, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:30-31), толкуемого в свете Предания Церкви, понимаем, что наиболее пагубным для человека является упорное противление Богу, отвержение благодати Святого Духа. В принципе, перечисленные выше виды смертных грехов могут способствовать формированию в человеке такого противоестественного упорства.
  • В аскетической литературе можно встретить и такое наставление: смертный грех – нераскаянный грех.
  • Нередко называют смертным грехом любой грех, который поработил волю человека (В последнем смысле перечень смертных грехов очень велик, исходя из склонности конкретного человека к тому или иному греху).

Что происходит с человеком, совершающим смертный грех?

Совершение смертного греха – ещё не повод считать, что в силу самого факта его совершения человек неизбежно окажется в аду. Грехи, перечисленные в перечне смертных (см. выше), отпускаются в Таинстве Покаяния (как и другие грехи).
Врачевание греховных страстей, соответствующих этим грехам, подразумевает комплекс оздоровительных мер, в том числе аскетическое делание. Другое дело, что смертный грех, ввиду его тяжкости, крайне пагубно влияет на человека, создает серьезное препятствие на пути его восхождения к Богу, и последствия от совершения смертных грехов могут быть самыми серьезными; как говорит апостол: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим.6:16).

По каким еще признакам можно определить, что мы совершаем смертный грех?

Одним из признаков нахождения человека в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, нам трудно обращаться к Богу в молитвах с искренностью и благочестивым дерзновением Его детей.

Откуда берет начало разделение грехов на смертные и несмертные?

Хотя всякий грех является беззаконием (1Ин.3:4), основание для различения смертных (тяжких) и несмертных (менее тяжких) грехов дает Священное Писание (1Ин.5:16-17). Это различение позволяет согласовать слова апостола Иоанна о том, что рожденные от Бога не грешат (1Ин.3:9), с тем, что грешат все люди, живущие сознательной земной жизнью (1Ин.1:8; ср. Иак.3:2). Как замечает свт. Феофан Затворник, знать это «не бесполезно для нравственного внутреннего порядка, для изощрения нравственного чувства, особенно для избежания смятений совести или уврачевания этой ее болезни. Ибо иной на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил. Такого решительное, мирное, численное определение тяжести грехов очень вразумит. Но и для беспечного это может быть спасительно, чтобы потрясти и устрашить, если по самозабвению слишком легкомысленно думает о своем грехе и порочном поведении».

Что делать, если совершил смертный грех?

Согласно Православному Исповеданию, «сей грех очищается покаянием, по милосердию Божию, чрез Иисуса Христа Господа нашего, когда Священник разрешает кающегося от грехов во время исповеди».

В какой взаимосвязи находятся смертные и несмертные грехи?

Церковь предостерегает нас, чтобы мы не пренебрегали и обыденными грехами, так как они тоже вредят человеку и могут приводить к тяжелым последствиям. Блаженный Августин пишет: «Эти грехи, которые мы называем легкими, не полагай их безобидными: если ты находишь их безобидными, взвешивая их, содрогнись, их подсчитывая. Множество легких предметов составляет большой вес; множество капель наполняет реку; множество зерен составляет груду».

Почему смертный грех носит именно такое название?

Всякий грех, будь он малым или великим, препятствует единению человека с Богом, Источником жизни, но смертные грехи могут повлечь за собой гораздо более печальные, пагубные последствия. Собственно говоря, разлучение души с Богом определяется в православном богословии как духовная смерть. Между тем смертные грехи могут привести человека и к вечной погибели.

Но и незначительные, мелкие, условно выражаясь, как бы «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее надлежащего общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.

azsaints 238 – Грех смертный

Цитаты о смертном грехе

«Смертный грех – это грех нераскаянный. Бог милостив и щедр, как никто другой. Но кто не кается, того даже Бог не прощает».
авва Марк (Из Благолюбия)

«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные... Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова (1Ин.5:16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».
иеромонах Иов (Гумеров)

«В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом (Чис.35:31), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека не чужд библейскому сознанию. Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни».
священник Георгий

«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием...
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин.11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».
святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Грех смертный произвольный есть тот, который мы совершаем после Крещения, по собственному желанию и намерению, в совершенном возрасте, вопреки ясной заповеди Божией, пренебрегши любовь к Богу и ближнему. Чрез такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и делаемся пленниками вечной смерти, как говорит Апостол: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим.6:16). Этот грех очищается покаянием, по милосердию Божию, через Иисуса Христа Господа нашего, когда священник разрешает кающегося от грехов во время исповеди».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka