Содомский грех

Литература по теме

Содо́мский грех (содомия) – участие в анальном сношении. Активное участие называется мужеложством, пассивное – малакией (1Кор.6:9). Нередко гомосексуализм как явление полностью отождествляется с содомским грехом, однако это не находит оправдания в Св. Писании, каноническом и святоотеческом предании. Данный грех традиционно относится к числу «вопиющих к небу об отмщении».

sodomskij greh – Содомский грех

О содомском грехе есть упоминания в Священном Писании

Обозначение греха как «содомский» происходит от названия города Содом, где во времена Авраама процветал сей порок, причем степень порабощения горожан этим злом была такова, что в поисках удовлетворения похоти они не брезговали принуждением и насилием. Верхом безумия и развращенности была их попытка надругаться над ангелами: «Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт.19:4-5). Все это, в итоге, переполнило чашу ярости Божьей: город был уничтожен огненным и серным дождём.

Моисеев закон гласит: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18:22).

Апостол Павел пишет о содомии как следствии забвения Бога и участия в идолопоклонстве: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим.1:26-27).

Согласно Новому Завету, мужеложство входит в ряд тягчайших грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).

Апостол Иуда кратко упоминает о грехе жителей древних городов: «...Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд.1:7). Блж. Феофилакт Болгарский поясняет: «Плотью иной называет мужскую природу, как не служащую такому соитию, чтобы рождать».

Все эти свидетельства показывают, что в Библии ничего не говорится о так называемой «гомосексуальной ориентации», но осуждаются конкретные блудные дела. На основании слов Христа (Мф.5:28), осуждающих прелюбодейное желание, можно сделать вывод, что и желание противоестественной связи греховно. Иными словами, принятый греховный помысел является первым шагом к полному падению.

Каноны о содомском грехе

Согласно 7-м канону свт. Василия Великого, «мужеложцы, скотоложцы, убийцы, отравители, прелюбодеи и идолослужители заслуживают одинакового наказания». О человеке, явившем неистовство на мужском поле, святитель упоминает и в своем 62-м каноне, причем назначает такой же срок наказания, как и для прелюбодеев – 15 лет.

Согласно утверждению свт. Григория Нисского, мужеложство наносит оскорбление роду. «…Блудом, – пишет он, – называется исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поелику причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству» (Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому, правило 4).

Содомский грех характеризуется как определенное извращение супружеского акта, поэтому нет принципиальной разницы, совершается ли он с лицом своего пола или противоположного. Прп. Никодим Святогорец, комментируя правила, приписываемые патриарху Иоанну Постнику, пишет: «Мужеложство бывает двух видов: одно по отношению к женщинам, когда мужчины впадают с ними в нечто противоестественное, а второе по отношению к мужчинам, когда, как говорит Павел, мужчины на мужчинах делают срам (См. Рим.1:27). И из мужчин иной бывает только активным в мужеложстве, иной только пассивным, иной как активным, так и пассивным. Более тяжелый грех быть активным, чем пассивным. А еще более тяжелый быть и активным, и пассивным. Мужеложство, совершенное с чужой женой, является большим грехом, чем мужеложство с мужчиной. А мужеложство со своей женой, в свою очередь, больший грех, чем мужеложство с чужой. Отсюда мы заключаем, что та супружеская пара, которая совершит противоестественный грех, подвергается более тяжелому наказанию, чем мужчина, который совершит мужеложство с мужчиной или чужой женой».

При этом иные формы противоестественных отношений не упоминаются в церковных канонах. Они рассматриваются в средневековых епитимийниках отдельно от содомского греха, как правило, в качестве разновидности рукоблудия (наказание за них предусмотрено меньшее).

Отношение к содомии в современных церковных документах

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» используется современная терминология, которая отличается от традиционной. Здесь напоминается, что «Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека». Содомия включается в «гомосексуальные связи», однако последнее понятие подразумевает «любые проявления гомосексуализма», как это поясняется ниже.

В документе проводится различие между «гомосексуальными связями» и «гомосексуальными наклонностями/устремлениями», поскольку само наличие противоестественной страсти еще не делает человека повинным в грехе, если он не потворствует ей. «Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку. Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму», а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма».

Почему гомосексуальные связи нарушают замысел Божий о человеческой сексуальности?

Бог создал людей разных полов – мужчину и женщину, для их соединения в браке. Мужчина и женщина созданы разными для взаимного дополнения и рождения детей. Замысел Божий о соединении полов подразумевает естественное совокупление мужчины и женщины, здесь не место человеческому произволу. Почему же Библия резко осуждает гомосексуальные связи? В Библии не осуждается дружба двух мужчин, совместное воспитание ими детей, взаимная помощь. Зато однозначно осуждается гомосексуальный половой акт: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18:22). Почему это мерзость? Именно потому, что такой половой акт противоестественен. Мужчины физически не могут соединиться «в плоть едину», потому что их тела не предназначены для этого. Для этого им приходится придумывать различные альтернативные виды секса, которые способны лишь принести некоторое удовольствие, но не соединить людей, как замыслил Бог, и не произвести потомство. Апостол Павел с осуждением говорит о противоестественном удовлетворении половой потребности (Рим.1:26-27). Свт. Иоанн Златоуст, говоря о жителях Содома, прямо указывает, в чем проблема гомосексуальных половых актов: «Как те ввели смешение бездетное, не завершавшееся чадорождением, так точно и Бог навел мщение, которое сделало чрево земли раз навсегда бездетным и лишенным всяких плодов».

Таким образом, гомосексуальные связи греховны, прежде всего, потому, что извращают естественный половой акт, возможный только между мужчиной и женщиной. Супружеский акт, имеющий глубокое значение – соединить двоих в одно и стать выражением любви, низводится до простого способа получить удовольствие без желания взять ответственность за возможные последствия. По той же причине Церковью осуждается любое извращение супружеского акта в союзе мужчины и женщины.

azsaints 217 – Содомский грех

Цитаты о содомском грехе

«Что делают блудницы, тоже, а лучше сказать – более безобразное совершают и мужеложники. Смешение с блудницами хотя беззаконно, но естественно, а мужеложство и противозаконно, и противоестественно. Если бы не было геенны и не угрожало наказание, то это было бы хуже всякого наказания. Если же они наслаждаются, то это говорит лишь об усилении наказания […] Убийца отторгает душу от тела, а этот губит и душу вместе с телом. Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию. И впадающие в него, если бы сознавали совершаемое, приняли бы бесчисленные смерти, чтобы только не подвергаться этому греху […] Ничего, ничего нет неразумнее и тяжелее такого поругания. Если Павел, рассуждая о блуде, сказал: всяк... грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает (1Кор.6:18), то что сказать об этом безумии, которое настолько хуже блуда, что нельзя и выразить? Не говорю, что ты только сделался женщиною, но более: ты погубил свое существование, как мужчина, ты ни в женское естество не изменился, ни того, какое имел, не сохранил, а сделался общим предателем того и другого естества и достоин изгнания и от мужчин и от женщин и побиения камнями, так как ты оскорбил тот и другой пол».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka