- В каких книгах содержатся предписания закона Моисея?
- Как можно классифицировать предписания этого закона?
- Почему в сознании многих современных людей ветхозаветные предписания представляются непомерно суровыми?
- В чем состояло значение закона Моисея для иудеев Ветхого Завета?
- Что говорил о законе Моисея Господь Иисус Христос?
- Насколько этот закон актуален для христиан, живущих во времена действия Нового Завета?
- Если закон Моисея служил подготовке Израиля к Пришествию Христа, то как иудеи, противореча Христу, могли ссылаться на этот закон?
- Цитаты о законе Моисея
Зако́н Моисе́я –
1) закон, данный Богом через пророка и Боговидца Моисея;
2) Пятикнижие Моисея.
Ядром Моисеева Законодательства является Декалог – десять Заповедей Божиих. Раввины насчитали в законе 248 повелений и 365 запрещений, в сумме 613 – число, равное количеству букв в 10 заповедях.
В каких книгах содержатся предписания закона Моисея?
Предписания содержатся в книгах: Исход, Левит, Чисел, Второзакония.
Как можно классифицировать предписания этого закона?
Предписания можно разделить на нравственные (моральные нормы), обрядовые (регламентируют формы служения Богу) и судебные (определяют нормы правосудия в обществе).
Другая традиционная классификация по содержанию разделяет предписания на три большие группы: религиозные, общественные и государственные. Религиозные включают постановления об устройстве места богослужения, о правилах совершения богослужений и о лицах, призванных совершать богослужения, о посвящении людей, земли и животных Богу, о священных временах, о ритуальном очищении. Общественные касаются семейного устройства, вопросов собственности, рабства, санитарных норм, а также нравственности. Государственные содержат постановления о принципах государственного управления, определяют судопроизводство, государственные и военные повинности, наказания за преступления.
Почему в сознании многих современных людей ветхозаветные предписания представляются непомерно суровыми?
Знакомясь с нормами ветхозаветного законодательства, нужно принимать во внимание тот культурно-исторический контекст, в рамках которого оно было преподано Богом. Ветхозаветный период был временем подготовки человеческого рода к Пришествию Христа. Христианские же нормы были установлены в Богом тогда, когда для этого была подготовлена благоприятная почва.
Нужно также иметь в виду, что современный человек возмущается некоторыми ветхозаветными судебными предписаниями по той причине, что сам терпимо относится к нравственным беззакониям, не считая их чем-то аморальным. Таковы предписания о наказании смертью содомитов (Лев.20:13), скотоложников (Лев.20:15), богохульников (Лев.24:16), лжепророков, сновидцев (Втор.13:1-5).
Иногда такое предубеждение является результатом неверного понимания некоторых предписаний. Так, известный принцип талиона («око за око») часто неверно понимается как предписание об обязательной мести и членовредительстве, в то время как он, в судебном порядке ограничивает право на месть, определяя принцип равного возмездия за преступление.
Особенностью ветхозаветного судебного законодательства является то, что смертная казнь (побиение камнями) реализуется общиной, а не отдельными палачами. Современному человеку это кажется жестоким, но с другой стороны, это имело важный педагогический смысл для традиционного общества – приучало людей к ответственности и отвращению от грехов.
Некоторые судебные предписания прямо ограничивали степень строгости возможного наказания: «Если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету; сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими» (Втор.25:2-3).
Еще одним важным отличием закона Моисея от законов других древних народов является провозглашение принципа личной ответственности. За все преступления несет наказание только сам преступник, он не может быть никем заменен: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор.24:16).
Заметим, что ветхозаветный закон содержит известные заповеди, являющиеся основой христианской нравственности: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор.6:5) и «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18).
См. Жесток ли ветхозаветный закон?
В чем состояло значение закона Моисея для иудеев Ветхого Завета?
Ветхозаветный закон регламентировал личную и общественную стороны жизни представителей народа Божия и определял для них надлежащие формы, нормы, правила богослужения и богопочитания. Свт. Иоанн Златоуст указывает на то, что многие обрядовые предписания были даны Богом по снисхождению: «Все иудейское – и жертвы, и очищения, и новомесячия, и ковчег, и самый храм… все это допущено по языческой грубости иудеев. И Бог для спасения заблуждающихся с небольшим изменением допустил в служении Себе то, что наблюдали язычники при служении демонам, чтобы, понемногу отвлекая от языческих привычек, возвести к высокому любомудрию».
Апостол Павел называет ветхозаветный закон «детоводителемко Христу», то есть воспитателем (Гал.3:24). Задача закона – привести человека ко Христу через суровую школу его исполнения. Закон показывал человеку его бессилие, неспособность соблюсти закон. Вера в Иисуса Христа освобождает от осуждения закона через прощение грехов и дарование благодати для возможности исполнить в своей жизни нравственный идеал. Многочисленные обрядовые предписания закона больше не подлежат исполнению, поскольку они уже выполнили свою функцию детоводителя.
Что говорил о законе Моисея Господь Иисус Христос?
Господь Иисус Христос относился к закону Моисея как к богоугодномуи регулярно ссылался на него (Мф.12:5; Мк.7:8-13; Лк.5:14; Ин.5:46-47; Ин.7:19). Ему принадлежат следующие слова: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17).
Насколько этот закон актуален для христиан, живущих во времена действия Нового Завета?
В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч.3, вопрос 47) об этом сказано следующее: «Те заповеди Ветхого Завета, которые касались обрядов и таинств, и прообразовали дела Христовы, все кончились. Как тень проходит при появлении истины, так равным образом и они прошли, и христиане не обязываются исполнять их. Но те заповеди, которые предписывают сохранять любовь к Богу и ближнему, не только обязаны соблюдать христиане, но гораздо с большей точностью и с большей полнотой, по сравнению с тем, как соблюдали их ветхозаветные израильтяне. Поскольку мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом перед ними приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа: то посему и добродетели наши должны превосходить дела иудеев, как сказано: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5:20). Также: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака́, подлежит синедриону; а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной» (Мф.5:21–22)».
Ветхозаветные обрядовые постановления утратили силу закона с началом действия Нового Завета. Формально это положение было закреплено апостолами на первом соборе в Иерусалиме (см. 15 гл. книги Деяний).
Если закон Моисея служил подготовке Израиля к Пришествию Христа, то как иудеи, противореча Христу, могли ссылаться на этот закон?
Ветхий Завет имел целью подготовить людей к Пришествию в мир Сына Божьего. На это был направлен и преподанный через Моисея закон.
Если бы иудеи времен общественного служения Христа строго следовали закону Моисея, то они не только не стали бы противиться Спасителю, но и первыми признали бы в Нем обетованного Мессию, первыми последовали бы за Ним как за Небесным Царём.
Противодействие иудеев Христу было связано не с требованиями закона Моисея, но с требованиями своеобразно интерпретированного ими законодательства, которое они принимали за Моисеев закон.
Сам Моисей, пророчествуя о Христе по вдохновению свыше, предостерегал своих соплеменников от непослушания Ему: «Пророка из… братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор.18:15).
Кроме того о Христе возвещало множество Божьих пророков, ревнителей закона Моисея. Имея это в виду и отражая несправедливые нападки в Свой адрес со стороны иудеев, Спаситель стремился их вразумить, указывая на Писание: «Исследуйте Писания…они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39).
Цитаты о законе Моисея
«Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». (Ин.1:17)
«Последователи лжеучения Валентина и Маркиона, и одержимые одинаковыми с ними болезнями, исключают из числа книг Божественного Писания Закон, данный Богом Моисею; иудеи же так почитают его, что и теперь, когда уже время не позволяет, стараются вполне соблюдать его вопреки воле Божьей. А Церковь Божия, избегая крайностей тех и других, идет средним путем, – и не соглашается подчиняться игу Закона, и не допускает хулить его, но хвалит его и по прекращении его за то, что он был полезен в свое время».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Закон Моисеев М. Олесницкий
- Писал ли Моисей Закон? свящ. Даниил Сысоев
- Откровенный нравственный закон Моисея проф. И.М. Андреевский
- Богооткровенный закон митр. Филарет (Вознесенский)
- Земля и собственность по законам Моисея проф. А.П. Лопухин
- Брак и соединенные с ним отношения по Закону Моисея проф. А.П. Лопухин
- Религия Израиля прот. Александр Смирнов
- Жесток ли ветхозаветный закон? А.С. Десницкий
- Государство и общество по законам Моисея А.П. Лопухин
- Государственное управление по законам Моисея А.П. Лопухин
- Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству Н.Н. Глубоковский
- Ветхозаветный закон Г.И. Шиманский
- Мнения Отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея Д.А. Добросмыслов
- Закон Моисеев. Сводная таблица
- Сравнительная таблица законов Моисея
Комментировать