Архиерей

Литература по теме

Архиере́й (от греч. ἀρχιερεύς – главный иерей, главный священник) –

1) высшая степень священной иерархии (священства);
2) обладатель этой степени священства (епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх);
3) именование Иисуса Христа (Евр.4:14), как известно, не принадлежавшего к Ааронову священству.

photo 2024 04 24 11 12 13 – Архиерей

Встречается ли слово «архиерей» в Священном Писании?

В Новом Завете слово «ἀρχιερεύς» обозначает ветхозаветного первосвященника, например: Мф.26:3; Лк.22:54; Деян.19:14; Деян.22:30; Деян.23:4. Это же наименование употребляется по отношению к Иисусу Христу: Евр.4:14; Евр.5:10; Евр.9:11. В русском (Синодальном) переводе Библии в соответствующих местах используется слово «первосвященник».

Являются ли слова «архиерей» и «епископ» синонимами?

Архиерей – то же, что епископ (или архипастырь), если слово «епископ» употребляется не как обозначение сана, а как именование всех священнослужителей, стоящих на высшей, третьей, степени священства, в отличие от пресвитеров и диаконов. При этом архиереи могут быть по сану епископами, архиепископами, митрополитами, католикосами (в Грузинской Православной Церкви), патриархами.

В каких случаях в настоящее время употребляется слово «архиерей»?

Слово «архиерей» и производные от него употребляются в настоящее время преимущественно в богослужебном, а также церковно-административном контексте: Архиерейский Собор, архиерейское совещание. В то время как в богословских текстах в аналогичном значении чаще употребляется слово «епископ».

Почему в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи представителей монашествующего духовенства?

В начале становления христианства не существовало каких-либо особенных требований к семейному статусу архиерея. Он мог быть как безбрачным, так и находящимся в состоянии брака. Еще в IV веке многие епископы были женатыми и имели детей; уже к V в. предпочтение начинает отдаваться безбрачным кандидатам, в том числе монахам. Это связано с тем, что деятельность архиерея в Церкви требует от него полной самоотдачи. Император Юстиниан в VI веке законодательно закрепил практику избрания епископов из безбрачных кандидатов, а Трулльский собор (692 г.) своим 12-м правилом окончательно запретил женатый епископат. Этот же собор своим 48-м правилом предписал кандидату в епископы разводиться с женой, которая должна была поступить в монастырь.

Важно, что каноны требуют от епископа безбрачия, но не обязательного монашеского статуса. В Византии многие архиереи действительно были монахами, однако были и исключения; одно из известных исключений – избрание святителя Фотия патриархом Константинопольским (середина IX века), хотя на момент избрания Фотий был мирянином (чиновником).

Традиция поставлять в архиереи представителей исключительно монашеского духовенства – обычай Русской Церкви, который соблюдается у нас с момента Крещения Руси. Поместный собор 1917–1918 гг. хотел внести изменения в этом вопросе и допустить к избранию в епископа вдовых и целибатных (безбрачных) священников, а также мирян. Однако эта инициатива не имела одобрения; впоследствии возможность избрания мирянина в епископа была исключена, а безбрачные священнослужители перед рукоположением в сан епископа должны принимать монашеский постриг.

Какое послушание несет архиерей?

Основное послушание архиерея (кроме викариев) – управление епархиальным клиром. Он назначает на должность настоятелей и священников, устанавливает запрет в служении или анафематствует (отлучает). Как представитель высшей церковной власти, архиерей совершает: благословение на иноческий постриг; благословение на возведение новых церквей и монашеских обителей; освящает соборы, часовни, церкви, антиминсы; направляет на утверждение кандидатуры ректоров семинарий, православных академий, игуменов и игумений; утверждает протоколы приходских Собраний, Уставы приходов; контролирует уровень образования епархиального священства; координирует финансовую деятельность вверенной епархии и управляет ее имуществом; обращается с посланиями к клирикам и прихожанам.

Как узнать архиерея?

У архиерея есть внешние отличительные знаки, подчеркивающие его высокий сан; кроме того, за богослужением он использует особые предметы, как архиерей: жезл, митра, саккос, омофор, панагия, дикирий, трикирий, архиерейская мантия. Также у архиерея есть помощники по службе, называемые иподиаконами.

Как обращаться к архиерею?

Правильное обращение к епископу – Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко (имя); к архиепископу или митрополиту следует обращаться Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко (имя); к Патриарху Ваше Святейшество, Святейший Владыко. Эти обращения следует употреблять как в официальной переписке, так и в официальной обстановке. Есть обиходное обращение: «Владыко…» (звательный падеж церковнославянского языка).

Кто избирает архиерея?

Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том указ Патриарха Московского и всея Руси. Викарный архиерей назначается на должность по представлению епархиального архиерея определением Священного Синода.

Кто может стать архиереем?

Кандидаты в архиереи избираются из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование.

Существуют ли возрастные ограничения для архиерея?

Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет. По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом.

Какое послушание несет епархиальный архиерей?

Осуществляя управление епархией, архиерей:

  • заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия;
  • наблюдает за правильным совершением богослужения и соблюдением церковного благолепия;
  • несет ответственность за осуществление постановлений Соборов и Священного Синода;
  • созывает епархиальное собрание и епархиальный совет и председательствует на них;
  • при необходимости применяет право вето на решения епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода;
  • утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений, входящих в епархию;
  • согласно канонам, посещает приходы своей епархии и контролирует их деятельность непосредственно или через своих полномочных представителей;
  • имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями;
  • наблюдает за деятельностью епархиального клира;
  • рукополагает клириков и благословляет монашеские постриги;
  • назначает на должность (освобождает) от должности настоятелей, приходских священников и иных клириков;
  • представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры на должности ректоров духовных учебных заведений, игуменов (игумений) и наместников монастырей епархиального подчинения и на основании решения Священного Синода издает указы о назначении этих должностных лиц;
  • утверждает состав приходских собраний;
  • частично или полностью изменяет состав приходского собрания при отступлении членов приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви, а также при нарушении ими устава прихода;
  • принимает решение о созыве приходского собрания;
  • утверждает в должности (освобождает) от должности председателей ревизионных комиссий и казначеев приходов, избранных приходским собранием;
  • выводит из состава приходских советов членов приходских советов, нарушающих канонические нормы и уставы приходов;
  • утверждает финансовые и прочие отчеты приходских советов и ревизионных комиссий приходов;
  • вправе назначать на должность (освобождать от должности) председателя приходского совета, помощника настоятеля (церковного старосту) с введением таковых в состав (выведением из состава) приходского собрания и приходского совета;
  • утверждает протоколы приходских собраний;
  • предоставляет отпуска духовенству;
  • заботится о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства и о повышении его образовательного уровня;
  • имеет попечение о подготовке священно- и церковнослужителей, в связи с чем направляет достойных кандидатов для поступления в духовные учебные заведения;
  • наблюдает за состоянием церковной проповеди;
  • ходатайствует перед Патриархом Московским и всея Руси о награждении достойных клириков и мирян соответствующими наградами и в установленном порядке сам награждает таковых;
  • дает благословение на учреждение новых приходов;
  • дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится, чтобы их внешний вид и внутреннее убранство соответствовали православной церковной традиции;
  • освящает храмы;
  • имеет попечение о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств;
  • ходатайствует перед органами государственной власти и управления о возврате епархии храмов и других зданий и сооружений, предназначенных для церковных целей;
  • решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом епархии;
  • распоряжается финансовыми средствами епархии, заключает от ее имени договоры, выдает доверенности, открывает счета в банковских учреждениях, имеет право первой подписи финансовых и иных документов;
  • осуществляет контроль за религиозной, административной и финансовой деятельностью приходов, монастырей, учебных заведений и других подразделений епархии;
  • издает собственные исполнительно-распорядительные акты по всем вопросам жизни и деятельности епархии;
  • подтверждает принадлежность к возглавляемой епархии всех находящихся на ее территории приходов, монастырей и прочих канонических подразделений епархии;
  • заботится непосредственно или через соответствующие епархиальные учреждения: о делах милосердия и благотворительности; об обеспечении приходов всем необходимым для совершения богослужения; об удовлетворении прочих церковных нужд.

Кроме того, осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении; увещевает мирян, в случае необходимости в соответствии с канонами налагает на них прещения или временно отлучает от церковного общения. Тяжкие проступки передает на рассмотрение церковного суда; утверждает взыскания церковного суда и имеет право смягчать их; в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов.

В его обязанность входит представление Патриарху ежегодного отчета по установленной форме о религиозном, административном и финансово-хозяйственном состоянии епархии и о своей деятельности. Он также может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах своей епархии.

Какое послушание несет викарный архиерей?

Викарный архиерей помогает епархиальному архиерею в управлении епархией. Полномочия викарного архиерея, управляющего викариатством, определяются Положением о епархиальных викариатствах, утверждаемым Священным Синодом, а также письменными или устными указаниями епархиального архиерея. Полномочия викарных архиереев определяются письменными и устными указаниями епархиального архиерея.

Когда появились такие обращения к священникам и архиереям, как «Ваше Преподобие / Высокопреподобие / Преосвященство / Высокопреосвященство?

Данные обращения появились в Синодальный период (эпоха Российской империи) и до известной степени приравнивались к светским чинам по Табели о рангах.

Цитаты об архиерее

«Мы заявляем, что достоинство Епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо он, как преемник апостольский, получив в непрерывном преемстве через возложение рук и призывание Всесвятого Духа данную ему от Бога благодать вязать и решить, есть живой образ Бога на земле и, благодаря преизобильному причастию действию Святого Духа, Который есть Главный Совершитель [таинств], является источником всех Таинств Кафолической Церкви, которыми приобретается спасение. Мы полагаем, что он столь же необходим для Церкви, как дыхание для человека и солнце для мира. Некоторые в похвалу Архиерейского сана хорошо говорят: Что Бог в Церкви первородных на небесах и солнце в мире – то каждый Архиерей в своей частной Церкви, так что через него паства освещена, согрета и соделывается храмом Божиим. […] Ему только одному усвоено посвящение во все степени и должности церковные, он связывает и разрешает в первоначальном и высшем смысле, его приговор одобрен Богом, как и обещал Господь. Он проповедует Святое Евангелие и ратует за православную веру, а непокорных, он отлучает от Церкви, как язычников и мытарей, еретиков же предает извержению и анафеме, и душу свою полагает за овец. Отсюда открывается неоспоримое различие Епископа от простого Священника, а вместе и то, что, без него все Священники в мире не могли бы пасти Церковь Божию и вообще управлять ей».
Послание восточных патриархов, определение 10

«Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно».
свщмч. Игнатий Антиохийский

«Епископ имеет власть просвещать души и обладает во всей полноте благодатью Духа, в силу чего ему обильно принадлежит благодать сообщения божественных светов, т.е. он обладает, подобно Богу, Отцу света, даром дарований. Поэтому епископ имеет право совершать все семь таинств […] Он один имеет благодать сообщения (даров благодати). Он один совершает и рукоположение и освящает миро, а поэтому он всюду достигает и во всем сам действует […] В действительности архиерей все совершает в Таинствах через рукоположенных им священников и прочих клириков […] Никакой священник не может совершать литургию силою Духа или вообще исполнять что-либо в церкви, если не имеет рукоположения, а так как рукоположение получено от архиерея, то, следовательно, через священников действует архиерейская благодать. Священник не может служить без антиминса, антиминс же освящен св. миром, а св. миро может приготовлять только архиерей; таким образом, без архиерея не было бы ни жертвы, ни священника, ни престола, а все это бывает через его посредство. Никто не крестит, кто не был рукоположен, а рукоположение преподается через архиерея. Священник не может крестить без св. мира, а миро освящается архиереем. Следовательно, в архиерействе сосредоточены все божественные Таинства, и архиерей участвует во всяком священнодействии, и без него не было бы ни престола, ни рукоположения, ни святого мира, ни крещения, а следовательно, ни христиан».
свт. Симеон Солунский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka