Часть третья. О хиротониях, основаниях храмов и освящении тех же храмов и антиминсов
Глава VI. Чин избрания и рукоположения архиерейского
§1. Архиерей не производится без избрания
При избрании архиерея особенно принимается во внимание то, чтобы на сию священноначальническую степень никто не восходил сам собою без соборного или синодального избрания; тогда как прочих низших степеней, начиная от чтеца до священника, может искать всякий, кто пожелает. Симеон Солунский (в гл. 187) говорит: «всем, достигшим чистого жития в православной вере, дозволяется искать прочих степеней священства, то есть посвящение чтеца, хиротесию иподиакона, хиротонию диакона и пресвитера со всеми производствами в некоторые другие почетные должности, относящиеся к степеням сим. Но епископства никто не должен искать и не может просить сего сана, без особенного усмотрения и избрания на суде соборном. Если кто и достоин взойти на эту степень по суду человеческому, все же он должен подчиниться суду соборному и не может получить сана без священного избрания. Посему особенно нужно наблюдать, чтобы никто не искал, не предупреждал избрания Синода, не назывался сам, не допускал никаких происков к тому, чтобы обратить на себя внимание Синода. Ибо, хотя апостольский приговор начался от апостолов, когда произведен Матфий в чин двенадцатого апостола на место отпадшего Иуды; но избрание ведет свое начало от Самого Спасителя, Который есть Началовождь и Совершитель нашего спасения. Когда Он избрал Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Филиппа, Нафанаила, Матфея и прочий лик учеников, то сказал им: не вы Мене избрасте, но Аз избрах вы, да идете и плод принесете, и плод ваш пребудет (Ин.15:16). Итак, от Него и чрез священнослужителей Его должны быть избираемы и рукополагаемы поставляемые во епископов. Особенно же, если избрание будет произведено так, как Он хочет, то и хиротония будет совершена истинно – Им, хотя и посредством людей, удостоенных Его церковию; и божественные действия будут совершаемы достойным образом». Если избрание епископа должно быть произведено таким образом чрез других епископов: то для приведения в исполнение сего долга установлены особенные правила, в которых изображено (в первом апостольском правиле): епископа да поставляют два или три епископа, и в 4 правиле первого Вселенского собора: «епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископом. Аще же сие неудобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Вальсамон на последнее сие правило пишет: «поставлятися – значит быть избираему и по голосам назначаему епископом. Ибо избрание происходило некогда при собрании всего народа; но это не угодно было божественным отцам, и они, вместо прежде бывшего обыкновения, установили избирать епископов всем областным епископам, находящимся в той области». По сему объяснению и в 50 правиле собора Карфагенского явственнее изображен самый закон того же избрания: епископ от триех епископов избираем бывает. Каким образом издревле избираем был епископ от прочих епископов и от своего митрополита или патриарха, это описывает Симеон Солунский (в гл. 189) так: «когда все архиереи, или по нужде – три, соберутся для собрания, тогда первенствующий архиерей повелевает им сесть на священном месте и приступить к избранию, но сам с ними не присутствуете в это время, образуя тем Богочеловека Иисуса: ибо хотя он телесно и не присутствует, однако, преподав свою власть, он действует чрез своих избранных; и не в сем только действии он занимает место Христово, но и в том, что он заключает и как бы запечатлевает божественное избрание. А чтобы не подумали, что избрание производится без его содействия, так как он не присутствует и не избирает вместе с другими архиереями, для сего он посылает к ним своего местоблюстителя, избранного из высших лиц клира, приличествующего собранию архиереев, который бывает особенно назначен для сего и есть хартофилакс. Посему он и занимает среднее место между архиереями, не как хартофилакс, и не потому, чтобы он имел кафедру среди епископов, но как местоблюститель великого архиерея. Присутствуя с архиереями, он предлагает вопросы епископам по чину, но сам не избирает вместе с ними». И (в гл. 191): «хартофилакс присутствует среди архиереев, как бы им подобный; впрочем он занимает высшее место архиепископа. Он отбирает мнения и голоса от каждого из архиереев по чину, начиная с первого. Когда мнения всех сойдутся в мнениях об одном лице, достойном иерархии, тогда хартофилакс, или один из его служителей, записывает имя избранного в особливой, учиненной для сего, книге. Но там присутствуют не многие, а только архиереи и хартофилакс с служителем, записывающим решение собора, по причине происходящих иногда там тайных прений». Ныне в России все таковое избрание совершается в Святейшем Правительствующем Синоде и избранного представляют Государю Императору на всемилостивейшее соизволение и утверждение. Из каких собственно лиц собор должен избирать во епископы, об этом Симеон Солунский (в гл. 192) дает знать следующее: «не должно здесь обращать внимание на различие состояний, на степени и чины, но должно смотреть на добродетели и достоинства избираемого. Между самыми способными к сему званию должно быть употребляемо надлежащее рассмотрение. Ибо часто иереи бывают честнее епископов, и простые монахи или мирские люди благоговейнее епископов и иереев».
§2. Моление при избрании
Посем первый архиерей глаголет ектению. Образ всего моления, бываемого здесь, описывает Симеон Солунский (в гл. 191): «первенствующий из епископов, возложив на себя эпитрахиль, изображающий высшую благодать, и поклонившись трижды на восток в Троице сущему Богу, благословляет Его. Ибо в величайших и божественных делах должно, как и научились мы, всегда начинать с Бога, Его прежде всего должно благословлять, к Нему обращаться с молитвою о ниспослании на себя благодати Духа; и потом уже предаваться божественному делу. Для сего же все возносят молитву к Божественному Духу, призывая Его приити и вселиться в них. Затем поют трисвятую, ангельскую песнь, и молитву Господню: Отче наш и некоторые другие песни, приличные таинству, в особенности: Благословен еси, Христе, Боже наш, – в воспоминание апостолов, которых избрал Сам Христос, и чрез которых, – в Духе Святом, уловил вселенную, и проч. – Первенствующий архиерей поминает в молитве царя, как защитника церкви, и братство архиереев, как равностепенных ему по благодати Божией, и, помолившись друг о друге, они садятся для избрания».
§3. Избранный соглашается
Благодарю, и приемлю, и нимало не прекословлю. При объявлении совершенного избрания, избранный дает обещание проходить возлагаемое на него звание со тщанием и для того произносит: Благодарю, и приемлю, и нимало не прекословлю. Симеон Солунский (в гл. 195) изъясняет: «из тех (то есть избираемых), кто изъявил согласие и покорился суду избирателей, приходит к великому архиерею и дает слово, что он с покорностию принимает определение церкви, и поклонившись, обещается исполнить возлагаемое на него служение: и это есть уже залог духовный. Если непостоянен и тот, кто отрекается от своего слова, данного человекам, то несравненно более тот, кто дает Богу. – Затем повелевается ему идти и готовиться к посвящению».
§4. Орлецы архиерейские
Полагается изображение орла единоглавна, под ногами же его град со забралы и столпами. В числе многих украшений как при посвящении, так и при всяком священнослужении, архиерей имеет орлецы, на которых изображаются град и птица – орел. Град изображается в знак его епископства во граде, а орел – в знак чистого и правого богословского учения, по подражанию тому орлу, который изображается при Иоанне Богослове. Симеон Солунский (в гл. 200) в изъяснение сего говорит: «избранный же стоит на написанном граде, который являет его епископство; на верху сего града изображено подобие орла, в знамение чистого, правого и высокого богословия, что самое изображают и на иконах сына громова, богослова, ученика, девственника и наперсника Христова. Для выражения этой же мысли орел имеет сияние, как бы являя свет богословских знаний и благодатное дарование».
§5. Покланяется архиереям и целует их руки
Избранный же покланяется архиереям трижды и целует их десныя руки. Причины сего поклонения и целования объясняет Симеон Солунский (в гл. 201): «избранный восходит на средину и покланяется седящему архиепископу, как бы Самому Богу, и в знамение своего рабства целует его десницу, как служительницу божественного действия, имеющую рукополагать его. Отходя к избравшим его епископам, он целует и их руки, – в знак того, что он вступает в их чин и в залог любви и мира с ними во Христе. Итак, избранный уже возымел залог церкви и с настоящего времени есть ее обручник, принявший, вместо перстня, печать церковного благословения».
Стоит в диаконике
До времени посвящения избранный стоит в диаконике или в приделе, на южной стороне алтаря, и на малый вход не исходит. Симеон Солунский (в гл. 203) говорит: «избранный же стоит в диаконике, одеянный и украшенный набедренником; на малый вход он не выходит вместе с другими, как лицо, имеющее уневеститься Христу; и потому вводится в алтарь с особенною честию и с препровождением от других: это и есть вход его».
§6. К посвящению приводится от протопресвитера и протодиакона
И по трисвятом пении приводится от протопресвитера и протодиакона пред царские двери. Симеон Солунский (в той же главе) говорит: «из диаконика выводят его – предваряющий его несколько диакон и придерживающий его пресвитер, и таким образом идет он по правой стороне храма кругом амвона до алтаря. Ибо хотя он и совершенный обручник епископства, хотя и принял печать обручения и целование епископов: но еще не жених епископства, не принял еще дщери царевы, которую обручит себе; не соединен еще с нею союзом таинства, не сделался еще ею мужем, не вверился ей, не один еще дух с нею. Посему прежде уневещения он и называется еще пресвитером до тех пор, пока в посвящении примет звание мужа церкви и епископа».
По трисвятом он один посвящается
В прежних рукоположениях показано, что диакон хиротонисуется по Достойно, пресвитер – после херувимской песни, пред освящением даров; но епископ посвящается здесь – по трисвятом пении, после малого входа, пред восхождением на горний престол. Причину сего епископского посвящения, совершаемого после трисвятой песни, объясняет Симеон Солунский (в той же главе) так: «итак, вот когда, – после входа, – совершается сей брак духовный, именуемый хиротониею. Потому что так было и в начале: первый (малый) вход знаменует воплотившегося и пострадавшего за нас Владыку, воскресшего и вознесшегося на небо. Посем Дух Святой, нисшедший с неба, хиротонисал первых преемников власти Спасителевой и показал их сопрестольными Христу. Посему, когда архиерей входит с прочими священнослужителями в алтарь, как бы на небеса: тогда прежде нежели взойдут все на сопрестолие, как на престол пренебесный, приводится рукополагаемый, совершается над ним таинство, и таким образом он становится сопрестольным епископам».
Пресвитер после херувимской песни, а диакон по достойном, по одному посвящаются
То же самое он объясняет в ответе митрополиту пентапольскому на вопрос 39, и сверх того присоединяет удовлетворительные ответы на вопросы: для чего священник хиротонисуется после херувимской песни, а диакон по достойном? Для чего в этих трех хиротониях посвящаются только по одному (на литургии) кроме чтецов, певцов и иподиаконов, которые бывают приводимы к посвящению во многом числе? И для чего они посвящаются на литургиях? Вот слова его: «мы знаем и приняли, что чтецы и иподиаконы могут быть посвящаемы многие вдруг и вместе, которые и рукополагаются вне алтаря: но один только диакон, и один пресвитер, и один епископ бывают хиротонисуемы в одну литургию, – и при том у святого престола. Без литургии не должно рукополагать никого; так мы приняли от отцев. Божественный Дионисий, преемник апостольский, повелевает совершаться всем именно чрез священнодействие и причащение Св. Христовых Таин; дабы посвящаемые имели случай и припадать к жертвеннику, и быть освященными и руковозложением и печатью, и призыванием благодати, и святыми молитвами, и возгласами, и целованием мира и любви и прочими священнодействиями таинства Евхаристии, – как и предано нам. Всяк, рукоположенный иначе, рукоположен не по преданию: и я не знаю, будет ли он совершен по чину. Не многих епископов, или пресвитеров, или диаконов должно посвящать вместе на одной литургии, но одного епископа, одного пресвитера и одного диакона, – и притом каждого из них – в свое определенное время: епископа – по трисвятой песни, пред чтением Апостола; пресвитера – после положения Святых Даров на престоле, диакона – по последней молитве: И да будут милости и проч. – Епископа положено посвящать пред чтением Апостола потому, что он восходит на престол и вступает в чин апостольский; пресвитера – после перенесения Божественных Даров на престол потому, что он поставляется священносовершителем их; диакона – по последней молитве потому, что этот чин последний, который не приял благодатной силы молиться, а только служить и призывать к молитве. – Подобное сему изъяснение смотри во 2 части (гл. 10, §14).
§7. В алтаре приемлется от архиереев
И приемлется от архиерея во святый алтарь. Посвящаемый в архиерея приводится до дверей (царских) протопресвитером и протодиаконом; внутри же алтаря он приемлется двумя первыми епископами, как потому, что – они свидетели его избрания, так и потому, что он вступает в их чин.
§8. Преклоняет оба колена
И абие преклоняет свои колена между архиереи. Посвящаемый архиерей преклоняет оба свои колена у св. престола на подножии, то есть на полу, на том же ковре, и между посвящающими его архиереями. Симеон Солунский (в гл. 205) говорит: «затем хиротонисуемый преклоняет оба колена на подножии и прилагает чело к священной трапезе, потому что и он зиждется на основании апостолов и пророков; приемлет благодать от пренебесного Бога, престолом Которого служит св. трапеза». О преклонении колен и приложении чела к трапезе смотри в сей части (в гл. 3, §5 и §6).
§9. Возлагается Евангелие письменами на главу посвящаемого
И вземлют святое Евангелие. Обряд возлагать Евангелие на главу посвящаемого архиерея начался от апостолов и передан церкви св. Климентом (в Постановлении апостольском), как не подлежащий никакому сомнению. Доказательства этого показаны в этой части выше (см. гл. 3, §20). Наконец, этот обряд принят в употребление всеми вообще (то есть всею церковию). Св. Дионисий (стр. 97) говорит: «священноначальник, приводимый к священноначальническому посвящению, преклонив оба колена пред престолом, имеет на главе своей Богопреданные словеса и священноначальническую руку. И таким образом совершается от священноначальника, его посвящающего, святейшими призываниями Духа Божия». – Но какое намерение и какую цель имеет в виду св. церковь, возлагая Богопреданные словеса или Евангелие на главу посвящаемого епископа, о сем смотри во 2 части, гл. 6, §19. Посему св. Дионисий опять (на стр. 98) говорит: «особенный и отличительный обряд иераршеского посвящения состоит в возложении святых слов (Евангелия) на главу посвящаемого; низшие чины этого не имеют. Особенность посвящения пресвитерского состоит в преклонении обоих колен пред престолом, чего не имеет посвящение диаконское: ибо диаконы преклоняют только одно колено».
§10. Приемлет окончательное посвящение
И по амине полагает Евангелие на святой трапезе. По совершении молитвы и по снятии Евангелия с главы посвящаемого на св. престол, архиерей принял все посвящение. Симеон Солунский (в гл. 207) говорит: «иерарх же, взяв священное Евангелие, полагает на трапезе: потому что хиротонисавшийся принял благодать его, – и весь есть Евангелие и божественное орудие Евангелия Христова».
§11. Аксиос при посвящении архиерея
И тако налагает хиротонисуемому омофорий, глаголя: аксиос. Во 2-й части (гл. 6, §17) показано, что иерарх имеет все одежды священнические и сверх их – омофор; посему здесь над прочими одеждами аксиос не повторяется, но поется только при возложении одного омофора. О принадлежности сего омофора одному епископскому сану хотя также показано в вышеозначенном месте, но сверх других свидетельств достойно замечания свидетельство о сем Исидора Пелусиотского (кн. 1, посл. 136): «омофор епископа, сотканный из волны, а не из льна, означает кожу той заблудшей овцы, которую Господь, обретши, взял на рамена Свои. Ибо епископ, нося образ Христа, исполняет Его дело, а самою одеждою показывает, что он есть подражатель того благого и великого Пастыря, Который понес немощи Своего стада». Св. Герман пишет: «омофор, которым облагается епископ, образует кожу овцы, которую взыскал заблудшую Господь и, обретши, подъял на рамена Свои и с незаблудшими сопричислил. Омофор имеет и кресты, – в ознаменование того, что как Христос на раме нес крест Свой, так и все, хотящие подражать жизни Христа Спасителя, носят на раменах крест свой, то есть претерпевают злострадание: ибо крест есть знамение злострадания». Симеон Солунский (в гл. 208) говорит: «потом украшает его (посвященного), как пастыря Христовых овец, возведенного в сан по благости Христа, омофором, который являет вочеловечение Спасителя. Ибо, благословляя рукоположенного, целующего в это время омофор и руку его, он (иерарх посвящающий) облагает омофор окрест выи новопосвященного, возглашая: аксиос».
§12. Саккосы издревле не все архиереи носили
Аще же престол рукополагаемаго имеет, полагают на него прежде саккос. Издревле в Греции имели саккосы одни патриархи и митрополиты, но архиепископы и епископы не могли облачаться в них, носили вместо них одни фелони, как и на иконах видим святых святителей, изображаемых в фелонях; сначала это наблюдаемо было и в России, ибо в правилах собора, бывшего в 1675 году (правила эти напечатаны в книге «Патриаршеский чиновник»), показано: «одежда патриарха есть саккос, с нашвенным напереди приперсником; одежда митрополита саккос, но без преднашвенного приперсника; одежда же архиепископа есть фелонь, сошвенный из какой-либо ткани, или полиставрий, сие есть многокрестие; саккосов же отнюдь одеяти да не дерзают». Вот почему и здесь говорится, что если рукополагаемый производится в сан митрополита, или возводится на такой престол, которому усвоен саккос: то прежде омофора возлагается на него саккос. Но ныне, со времен блаженной памяти императора Петра Великого, по подобию митрополитов, дозволено иметь саккосы всем архиепископам и епископам. Если, таким образом, прежде омофора, возлагается саккос на всех без изъятия, то при возложении его уже не поется: аксиос, потому что саккос есть то же, что и фелонь, который дан был прежде при посвящении во пресвитера.
§13. Новопосвященного все архиереи целуют
Таже хиротонисуемаго целуют архиереи. Из апостольских преданий, как свидетельствует Климент (Постановл. апостольск., книга 8, гл. 5), произошел обычай тогда же всем архиереям целовать хиротонисуемого архиерея; там именно сказано: «и тогда же все прочие епископы целуют его братским целованием о Господе, да воспрестолится с ними на принадлежащем ему месте». Обширнее об этом целовании смотри в хиротонии пресвитера (§8).
§14. Входят в сопрестолие
Входят в сопрестолие – то есть на те седалища, которые поставлены в полукружии около восточной стороны престола для епископов и священников, в той же чести участвующих и как бы сопрестольных (см. о сем в гл. 5). Среднее из оных седалище, то есть горнее место или горний престол, занимает посвящающий архиерей, а посвященный берет для себя другое седалище в стороне, по своему чину. Но в своей епархии или области всякий епископ восходит на самое горнее или среднее место. И это место становится такою собственностию его, что с того времени, с которого он начинает управлять своею епархиею, говорится, что он вступил на свой епископский престол, и доколе управляет тою же епархиею, говорится, что он сидит на своем епископском престоле.