Часть третья. О хиротониях, основаниях храмов и освящении тех же храмов и антиминсов
Глава V. Чин поставлены протодиакона, протопресвитера, игумена и архимандрита
§1. Хиротесию приемлют многие
Имеяй произвестися игумен, и проч., приводится к месту. Кроме диаконства и священства бывают в церкви и другие посторонние звания, потребные только для церковного благочиния или для народного служения. Производимый в какое-либо из таковых званий, получает не хиротонию от церкви внутри алтаря, но хиротесию, совершаемую вне алтаря, подобную хиротесии чтеца, певца и иподиакона; и для сего он приводится к месту, пред царскими дверями, где архиерей находится до начатия литургии. Симеон Солунский (в гл. 141) пишет: «вне алтаря совершаются рукоположения протопресвитеров, архидиаконов, игуменов и прочих лиц, имеющих различные служения, которых и обязанности и чины разнообразны. Из них один рукополагается икономом, сохраняющим церковную собственность и заведывающим приходом и расходом церковного имущества». И (в гл. 245): «кроме сих, есть многие другие лица, приемлющие некоторые другие священные служения. Все они действуют не просто и как случится, но приняв благодать Духа, дабы иметь благословение от иерарха, благодатную власть и силы к исполнению своих обязанностей. Это ведется от апостолов; так, например, об Варнаве и Павле говорится, что апостолы, помолившись, возложили на них руки и послали на дело служения».
§2. В хиротонии возглашается Божественная благодать, а в хиротесии – благодать Всесвятаго Духа
Благодать Всесвятаго Духа. В хиротесии, бываемой вне алтаря над принимающими некоторые посторонние звания, – народнослужительные, с обязанностями, не принадлежащими прямо к действиям священства, – возглашаются только слова: Благодать Всесвятаго Духа, а не Божественная благодать, как бывает в хиротониях, совершаемых внутри алтаря при посвящении диакона, пресвитера и епископа. Симеон Солунский (в гл. 216) говорит: «посему-то и бывают эти рукоположения здесь, то есть вне алтаря, а не внутри его: ибо внутри алтаря бывают, как мы сказали, только три рукоположения: диакона, пресвитера и епископа, в которых, по причине совершенства благодати, архиерей говорит: Божественная благодать; потому что это рукоположение есть совершеннейшее, повсеместное, а не частное: ибо все диаконы имеют одну благодать в отношении к диаконству; все пресвитеры имеют одну силу и мощь в отношении к совершенно таинства: все епископы также одну имеют архиерейскую власть и силу, хотя и есть иерархическая постепенность в их престолах и начальственной власти. Посему в этих повсеместных и всеобщих рукоположениях призывается на всех и всеобщая благодать Святой Троицы и совершается обще над всеми таинство священства на священной и Божественной трапезе (то есть на престоле). В тех же посвящениях, которые совершаются вне алтаря и касаются только разных служений вне церкви, не говорится так, как в таинстве священства; но когда посвящаемый подклоняет непокровенную главу пред иерархом, иерарх востает с кафедры и произносит: Благодать Всесвятаго Духа производит тя или иконома, или ино что» и проч. И (в гл. 247); «когда иерарх произносит: Божественная благодать Всесвятаго Духа, тогда не сообщает производству какого-либо повсеместного и совершенного дара, производящего из иподиакона во диакона, диакона во пресвитера; но сообщает тому же диакону или пресвитеру одно какое-либо священнослужение, дает ему право действовать в обязанностях церковного благочиния. Итак, кто приемлет от благодати Духа Святого нечто, то есть некоторые из различных Его дарований, сообразных с преспеянием каждого в обязанностях своего сана, тот принимает дар частный и для одного только себя».