Епи́скоп (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в Церкви, третья степень священнического служения, следующая после диакона и пресвитера.
Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира.
Посвящение во епископа происходит через хиротонию (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами.
Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями.
Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.
Традиционное обращение:
- Владыка, с именем или без (кроме патриарха);
- Ваше Преосвященство (к епископу);
- Ваше Высокопреосвященство (к митрополиту, архиепископу);
- Ваше Святейшество (к патриарху).
***
1. История установления чина
Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (2Ездр.9:39-40), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» (1Петр.2:25); называется Он и Архиереем (Евр.4:14, 7:26). Апостольское звание именуется епископством (Деян.1:20). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.
Чин избрания и посвящения во епископа подробно излагается в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит о том, что «наречение» во епископа предшествует посвящению. Согласно правилам святых апостолов и постановлениям Первого Вселенского собора рукоположение во епископа должно совершаться двумя или более епископами. В Постановлениях Апостольских указывается молитва на посвящение во епископа. В сочинениях Дионисия Ареопагита говорится о том, что посвящение во епископа совершается при возложении Евангелия на главу коленопреклоненного поставляемого. Возводимые в сан епископов были предварительно испытываемы в вере и благочестии и произносили Символ веры. При посвящении на главу ставленника возлагаемы были Евангелие и руки присутствующих епископов. Софроний Иерусалимский, живший в VII веке, о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» (Гал.2:9) (Из соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.
В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейского» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение. Согласно ему облачение новопоставленного архиерея в рясу, мантию, клобук, а также вручение ему четок совершается после благословения патриарха и с осенением его руки. Это дополнение было включено в вышедший в 1677 году в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.
2. Схема чина хиротонии во епископа
- Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
- Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
- Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры.
- Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
- Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
- Благословение ставленника.
- Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
- Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
- Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
- Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
- Чтение Патриархом двух молитв.
- Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
- Облачение в архиерейские одежды.
- Приветствие и целование архипастырей
- Участие в Божественной Литургии
- «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
- Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
- Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
- Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
- Вручение архипастырского жезла.
- Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
- Вручение жезла Архипастырское благословение народа.
3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа
По толкованию святого Симеона Солунского, «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса – что все и означается первым входом, – после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних». Открытое Евангелие, возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.
В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков и архиереев и сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о спасении людей и был услышан Господом.
Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «душу Свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению».
По объяснению святого Симеона Солунского, мантию епископ получает как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых». Жезл, вручаемый епископу, как изъясняет тот же учитель Церкви, означает «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».
прот. Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.
Когда появились такие обращения к священникам и архиереям, как «Ваше Преподобие / Высокопреподобие / Преосвященство / Высокопреосвященство?
Данные обращения появились в Синодальный период (эпоха Российской империи) и до известной степени приравнивались к светским чинам по Табели о рангах.
Цитаты о епископе
«Церковь заключается в епископе, клире и всех твердо стоящих в вере».
сщмч. Киприан Карфагенский
«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».
протоиерей Василий Певцов (Лекции по церковному праву).
«Епископ должен быть украшен всеми добродетелями, и своими признавать чужие бедствия; не для себя, но для подчиненных живет он, и его жизнь испытуется тысячами глаз и языков».
прп. Исидор Пелусиот
«Епископу вверяются души; но как он не может всюду быть сам, то разделяет труд свой с другими способными понести его. Священники суть очи, ноги и руки епископа. Епископ с священниками – одно пастырство, неразделимое».
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Раздел «Для чего нужны священники?»
- Как епископ получает благодать? прот. Максим Козлов
- Епископ: служение или «функция»? прот. Максим Козлов
- Библейские основы епископского служения игумен Арсений (Соколов)
- О монашестве епископов еп. Иоанн (Соколов)
- О безбрачии и монашестве епископов прот. Александр Лебедев
- О правах епископов и церковном модернизме свт. Серафим (Соболев)
- Наследство епископа в Православной Церкви С.В. Троицкий
- Чин наречения, исповедания и хиротонии архиерейской
- Весь епископат Русской Православной Церкви
- Тест: Епископы
Комментировать