Священноначалие

Литература по теме

Священнонача́лие ((греч. ἱεραρχία (иерархиа), от ἱερός (иерос) – священный, святой, и ἀρχή (архи) – начало, начальство – священноначалие) –

1) духовенство, священнослужители всех трёх степеней священства: епископа, пресвитера и диакона;
2) представители высшего духовенства.

svjashhennonachalie – Священноначалие

Все три степени сообщаются через благодатное таинство священства или хиротонию.

«Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней» (Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право). При этом священную иерархию Церкви необходимо отличать от правительственной иерархии: «Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число» (Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право). В отличие от священных степеней, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью.

Степень

священства

«Чёрное» духовенство
«Белое» духовенство
Официальное

обращение

Неофиц.

обращение

Диакон
Иеродиакон
Диакон
Отец диакон
Отец (имя)
Архидиакон (редко)
Протодиакон
Священник
Иеромонах
Священник=

Иерей

Ваше преподобие
Батюшка, отец (имя)
Игумен
Протоиерей
Архимандрит
Протопресвитер
Епископ
Епископ=

Архиерей

Нет
Ваше преосвященство
Владыка
Архиепископ
Нет
Ваше высокопреосвященство
Митрополит
Нет
Ваше высоко-

преосвященство

Патриарх
Нет
Ваше святейшество

Иерархическое священство – богоустановленный институт. От начала Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую.

Епископы – преемники апостолов, имеющие чрез чреду рукоположении благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей. По учению св. Иоанна Дамаскина, им вручена Церковь.

Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира. Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.

Диакон помогает епископу и пресвитеру в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий в алтаре.

Согласно 39 Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Высшие клирики, священнослужители, получают благодать священства чрез хиротонию в алтаре.

протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право.

***

Основатель и Глава Церкви дал все духовные полномочия в ней Своим Апостолам (Ин. 20:21), которые были ее первыми правителями. Когда она начала расширяться, Апостолы учредили в помощь своему служению должности сперва диаконов (δίάκονος – служитель), потом пресвитеров (πρεσβύτερος – старейшина). Первым было вверено служение материальным нуждам христианской общины – распоряжение ее благотворительной кассой и раздача пособий бедным; поручено было также служение при совершении таинств. Вторые получили пастырскую духовную власть, – должны были заботиться об удовлетворении духовных потребностей христиан учением, нравственным руководством и священнодействиями.

Но так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος- блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире. В апостольские времена звания епископа и пресвитера не были строго разграничены, – и пресвитеры, как обязанные надзирать за христианским обществом, иногда назывались епископами (См. Деян. 20:17-28).

Так образовалась в первой Церкви иерархия (священноначалие). Призванные в нее лица составляли особый разряд членов Церкви, названный впоследствии клиром (κληρος – жребий, доставшийся по жребию удел или доля. Название церковного служения жребием мы находим в св. Писании (Деян.1:17-25). Прочие члены Церкви назывались братией, потом – мирянами (λαίκοι – принадлежащий к народу). При учреждении в Церкви других низших должностей (чтецов, придверников и пр.), они также были причислены к клиру и составляли его низший разряд.

протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka