Священства таинство

Литература по теме

Та́инство свяще́нства – таинство, в котором чрез святительское (архиерейское) возложение рук на правильно избранного нисходит Святой Дух и он поставляется во епископа — осуществлять архиерейское служение, или во священника – совершать таинства и духовно руководить вверенной ему паствой, или в диакона – помогать священнику в совершении богослужений и таинств.

svjashhenstva tainstvo - Священства таинство

Совершается таинство священства, называемое еще рукоположением и хиротонией, (греч. «возложение рук»), на литургии, только над лицом мужского пола, православно верующим, состоящим в первом браке или принявшим монашество, и не имеющим в предыдущее время жизни тяжких грехов, не допускающих рукоположение (что выясняется духовником).

Живущий в безбрачии и принявший священный сан, называется целибатным священником или диаконом, иначе – целибатом (лат. «неженатый»). В диакона рукополагается мирянин или церковнослужитель, а в сан священника может быть рукоположен только уже состоящий в сане диакона. Епископ рукополагается собором (совместным совершением таинства) не менее, чем двух архиереев.

Таинство Священства

протоиерей Владимир Хулап

Священство ведет свою историю с глубокой древности. В России священники составляли особое сословие – духовенство. И за последние годы мы видим, что количество священников выросло. По каким принципам избираются эти люди, и что означает – стать священником?

Священство, прежде всего, это служение. Служение Богу и людям, служение нашим ближним.

И поэтому, конечно, для того, чтобы человек стал священником, встал на этот путь священнослужения, он должен чувствовать в своей душе призвание. То есть некий толчок, некий импульс, некий стимул, который действительно определяет направление его жизни. Ведь священство – это не просто профессия, не просто какая-то профессиональная деятельность. Священник не работает, он служит.

Священническое служение разделяется на три очень больших и важных блока. Прежде всего – это священнослужение, это совершение богослужения, прежде всего Божественной Литургии, других церковных Таинств, чинопоследований. Тем самым, священнослужение – это служение храма, служение народу Божьему через предстояние в молитве, через молитвенное делание.

Второй важный аспект – это научение. Священник – он благовестник, он миссионер, он проповедник, поэтому возвещение Евангелия, возвещение тех слов, которые говорил Христос две тысячи лет назад, тех слов, которые апостолы записали и собрали в виде книг Нового Завета, актуализация евангельской вести в современных условиях – это вторая, очень важная составляющая священнического служения. И, наконец, третья составляющая – это руководство общиной. Общины бывают разные: от небольшого деревенского прихода до огромного, многотысячного прихода кафедрального собора в большом крупном городе, в мегаполисе. Поэтому, третья функция – руководство, пастырство, наставление, созидание Церкви Божьей вот в этом конкретном месте, в тех условиях, куда Господь священника на служение поставляет.

Конечно, помимо призвания и любви к Церкви, любви к Евангелию, любви к слову Божьему, священнику остро необходимо образование. Поэтому сейчас наше священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно говорило и принимало решения, согласно которым священником может становиться человек только после того, как он получил законченное духовное образование. Конечно, духовное образование – это необходимая, но недостаточная составляющая, это не просто какой-то набор знаний. Тот период времени, который человек проводит в духовной семинарии, позволяет разобраться в себе и понять: действительно ли это призвание Божье, действительно ли человек готов посвятить всю свою жизнь вот этому служению, самоотдаче, принесению в жертву самого себя. Не только бескровной жертвы, евхаристической, но и жертвы, действительно, каждого дня и, нередко, каждого часа своего времени или это все-таки не его. В ходе духовного образования будущие священники пробуют себя и в служении социальном нуждающимся ближним, и в служении гомилитическом, то есть проповедничеком. Они знакомятся с тем, как живут священники, в чем заключаются их основные задачи. Во время духовного обучения они как раз и делают свой выбор, принимая священный сан после окончания духовных школ или понимая, что в Церкви, помимо священнического служения, есть и другие виды служения, которое, в том числе, могут совершать и миряне.

Что означают понятия «черное» и «белое» духовенство?

Черное и белое духовенство – это отношение священника к своей семейной жизни. То есть черное духовенство – это монашествующие. Белые священники, так называемые, это священники, которые вступают в брак. Священник своей жизнью призван показывать пример, призван показывать, если не идеал, то, по крайней мере, стремиться к нему, поэтому Церковь говорит о двух максимах. Первая максима – это абсолютная аскеза, это безбрачие ради Христа. Вторая максима – это христианский брак. И поэтому уже до рукоположения, до того, как человек принимает священный сан, он должен принять решение: либо он принимает монашество, то есть всю жизнь он будет безбрачным, либо он может жениться, создать семью, но после рукоположения женитьба священника уже не возможна. Более того, если с его женой что-то случается, например, она умирает, священник второй раз вступить в брак не может. В противном случае он должен снять с себя сан. По сути дела речь в данном случае идет о том, что до принятия сана нужно обдумать всю свою жизнь, нужно понять, к чему ты предрасположен больше: к уединению, к одиночеству, к жизни в монастыре, к интенсивному богослужению, к ежедневному суточному богослужебному кругу, к более созерцательной жизни. Или ты хочешь жить той же жизнью, которой живут твои прихожане, то есть жизнью семейной, жизнью воспитания детей, жизнью созидания семьи, как малой церкви. И, поэтому, действительно, период обучения в духовной школе или период подготовки к принятию священного сана – это, в том числе, выбор одного из этих двух векторов своей жизни.

Черное духовенство, монашествующие, несут, прежде всего, служение в монастырях, может быть, исполняют какие-то церковные послушания, связанные с их свободой от мирских связей. Приходские священники, чаще всего, это священники женатые. В этом православная традиция существенно отличается от традиции Католической церкви, где существует обязательный целибат, то есть обязательное безбрачие духовенства. В Православной Церкви этого нет, и у будущего священника есть выбор. Он может сам определить свой семейный путь или путь безбрачия.

В чем смысл церковной иерархии?

Иерархия существует везде. Если мы посмотрим на окружающую нас жизнь, то иерархия существует в семье – это отец, мать и дети. Иерархия существует, начиная с первого класса в школе – это учитель и ученики. Действительно, любая организация, говоря даже со светской точки зрения, а Церковь является организацией – большой организацией, крупной организацией, к ней принадлежат миллионы верующих, поэтому эта организация также нуждается в какой-то структуре. Эта структура называется «иерархией», то есть буквально, «священной властью». Это не просто какой-то менеджмент на разных уровнях управления предприятием, фирмой. Речь идет о том, что основу этой организации заложил сам Христос в Новом Завете. В Ветхом Завете было священство, но это священство принадлежало к потомкам Аарона, колену Левия, то есть оно было родовым. Священство принадлежало определенной группе людей и передавалось по наследству. Мы видим, что Христос совершенно по другому принципу избирает двенадцать, а затем и семьдесят апостолов – тех, кому Он вручает дело благовестия Евангелия и дело созидания церковной общины. В начале, действительно, апостолы были единственными руководителями общины, но, поскольку служений в этой общине было очень много, очень рано начинается дифференциация этих различных служений. Разные функции церковных служений закрепляются за теми или иными людьми. Например, первым, как описывается в книге Деяний апостольских, возникает служение диаконов, буквально, «тех, кто служит при столах». Как мы сейчас сказали бы: служение социальных работников, то есть тех, кто распределяет пожертвования, распределяет какие-то продукты между нуждающимися членами общины. Соответственно, апостолы получают возможность для большего благовестия, большую свободу для миссионерских путешествий и так далее. Затем, когда количество церквей в Римской империи увеличивается – церквей именно как местных общин – епископы (буквально, по-гречески «блюстители») становятся преемниками апостолов. Более того, исключительно епископская структура руководства общиной тоже оказывается недостаточной. Прихожан очень много, уделить каждому внимание епископ не может, поэтому очень рано возникают священники - пресвитеры (буквально «старейшины»), затем они будут называться иереями (букв. «священнодействующими») – в качестве помощников епископов.

Таким образом, в Христианской Церкви очень рано возникает наша трехчастная иерархия. На самом высшем уровне находится епископ, или глава поместной церкви – это патриарх, который также является епископом. Затем, на приходском уровне, священник. Здесь тоже есть свои градации, в зависимости от срока служения в священном сане. Третий уровень – это диаконы. Это те, кто раньше исполнял функции социального работника, но сейчас их служение, в основном, ограничивается только литургическими функциями. Они читают ектении во время богослужения, помогают священнику совершать Литургию и другие церковные Таинства. Тем самым, эта иерархия является не самодостаточной, иерархия – это не самоцель существования церковного организма, но это, действительно, ответ на те вызовы, которые стоят перед Церковью. В истории Церкви мы видим, например, существовали диаконы не только мужчины, но были и диаконисы, то есть и женщин рукополагали в эту низшую диаконскую ступень. Помимо этих трех степеней существовали и существуют иподиаконы, чтецы, певцы и так далее, так называемые, низшие ступени, каждая из которых выполняет те или иные служения, в которых нуждается Церковь.

Опять же, порядок иерархический – это порядок не просто какого-то преимущества, превосходства, когда высшая ступень диктует что-то низшей, и этот диктат распространяется сверху вниз на каждую последующую ступень. Христос говорит о том, что тот, кто хочет быть из вас высшим, да будет всем слугой. И вот это служение – служение Богу и служение людям, служение Церкви на той ступени, на которой Господь поставил епископа, священника или диакона – является его целью жизни. Когда это служение реализуется, мы видим, что любое церковное служение: и клирика, и мирянина – оно, действительно, приносит свои настоящие плоды. Плоды, которые ожидает от нас Христос.

Духовно-просветительский телепроект «Слово»

Цитаты о таинстве Священства

«Таинство Священства заповедано апостолам от Христа, и через возложение их рук до сих пор совершается рукоположение, по преемству епископов, наследовавших апостолам, чтобы раздавать Божественные Тайны, и совершать служение спасения человека, как сказал Апостол: Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1Кор.4:1). Эта должность заключает в себе две [принадлежности].
Во-первых, силу и власть отпускать грехи людей, потому как сказано об этом: Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18:18).
Во-вторых, власть и силу учить, что выражается в следующих словах: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19).
Итак, Христос послал на проповедь апостолов, а апостолы, рукоположившие других, послали их на то же самое дело, что видно из слов святого Луки: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго (Деян.8:17). Также: Когда они служили Господу (то есть, когда приносили Бескровную Жертву Богу) и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян.13:2–3). И Павел: Рук ни на кого не возлагай поспешно (1Тим.5:22). Благодаря этому рукоположению и никогда непрерывающемуся преемству, только те имеют власть наставлять в спасительном учении, кто послан на это дело; а те, кто не посланы и не избраны на это [служение], те не должны приступать к нему, по словам Павла: Как им проповедать, не будучи посланными? (Рим.10:15)».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

«Священник – не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура, но прежде всего лицо, которое предстоит Богу в молитве – в молитве не только за себя, но и за людей. Человек, принявший священный сан, является тем, через кого люди слышат голос Христа».
игумен Иларион (Алфеев)

«Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».
преподобный Серафим Вырицкий

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka