Иерархия

Литература по теме

Иера́рхия (от греч. ἱερός (иерос) – священный и ἀρχή (архи) – начальство) –

1) (небесная иерархия) мир небесных ангелов, представителей различных ангельских степеней или чинов (Предание называет 9-ть таких чинов), взаимодействие между которыми осуществляется в рамках установленного Богом порядка, подразумевающего, что Божественная воля, Божественный свет преподается через высшие чины к низшим;
2) (трёхчинная церковная иерархия) священноначалие, совокупность представителей трех степеней священства: «епископ», «священник», «диакон»;
3) (церковная иерархия) порядок управления в Церкви, подразумевающий определенную каноническую подчиненность представителей более низких степеней священства и/или церковных должностей представителям более высоких;
4) возглавляемое Богочеловеком Иисусом Христом единство ангелов и людей, членов Церкви, объединенных действием Божественной благодати, взаимной любовью, общими высшими целями.

ierarhija – Иерархия

Иерархическая подчинённость является Божественным установлением и основополагающим принципом сосуществования всех разумных существ. Одним из убедительных подтверждений этого факта является то, что даже падшие духи (бесы) вынуждены сохранять подчинённость в своей среде, несмотря на стремление отменить или извратить Божественный миропорядок.

Иерархия – понятие православного катафатического богословия, сформулированное в «Ареопагитиках» и означающее священноначалие, священный порядок.

Понятие «иерархия» является терминологической новацией св. Дионисия. На страницах «Ареопагитик» оно встречается около 100 раз. Введя это понятие, св. Дионисий стремился раскрыть гармоническую структуру тварного бытия, выявить его согласованность и созвучие как отражение гармонической жизни нетварного Бога. «Основание этого мира – в неизреченном покое Божественной жизни, который открывается и в мировом ладе и строе. – Разъясняет учение об иерархии Г.В. Флоровский, – Бог есть Бог мира. Все в мире стройно и созвучно, все состроено и согласовано между собой; и ничто не теряет при этом своего своеобразия, но слагается в живую гармонию».

Начало и источник иерархии у св. Дионисия восходит к Святой Троице как «единственной причине всего сущего». Иерархический строй мироздания представлен несколькими ступенями. К двум наивысшим ступеням относятся познающие Бога ангелы и люди – бестелесные мыслящие ангельские умы и облеченные телом умные человеческие души. Три низшие ступени включают животных, растения и неживую природу.

Ангельские и человеческие умы имеют свои и первые, средние и низшие иерархические степени. Ангельская и человеческая (церковная) иерархии пребывают в непрерывном усовершенствовании своего Богопознания, поскольку «кроме Того, Кто истинно самосовершен и всесовершен, нет ничего самосовершенного, что не требовало бы усовершения». По мысли св. Дионисия, иерархическая структура ангельского и человеческого миров являет священный порядок через который тварные существа уподобляются своему нетварному Первообразу. «Цель Иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним, – указывает св. Дионисий. – Имея Бога Наставником во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на Божественную Его красоту, она, по возможности, отпечатлевает в себе образ Его, и своих причастников творит Божественными подобиями». Существование иерархии подчинено первостепенной для тварных существ цели Богопознания и обожения. Эта цель раскрывается через Боговоплощение Иисуса Христа, Который есть «Наставник в изъяснении всякой Иерархии».

Ангелы являются посредниками между Богом и людьми. Как нематериальные «умопостигаемые мысленные сущности и деятельности» они наиболее приближены к Богу. «Прозрачнейшие и чистые зеркала», они непосредственно воспринимают Божественный свет и передают его другим. Небесная ангельская иерархия имеет 9 чинов:

  1. Серафимы.
  2. Херувимы.
  3. Престолы.
  4. Господства.
  5. Силы.
  6. Власти.
  7. Начала.
  8. Архангелы.
  9. Ангелы в собственном смысле этого слова.

Ангельские чины делятся св. Дионисием на 3 триады. Первая триада получает просвещение непосредственно от Бога, а следующие за ней посредством вышестоящих триадических иерархий. «Низшие чины небесных Существ познанию Божественных дел справедливо научаются от Существ высших; а сии, как всех высшие, Божественным тайнам научаются, сколько возможно, у Самого Бога», – указывает св. Дионисий. При этом основной Божественной тайной является тайна божественного домостроительства – тайна высочайшей любви Бога к человеческому роду.

Воплотившийся Бог не нарушает иерархической взаимосвязи людей и ангельского мира. Будучи Виновником бытия пренебесных существ, Он подчиняется распоряжениям Бога Отца, исполняемых ангелами. Сам Иисус был введен в число благовестников, назван Ангелом великого совета (Ис.9:6), говорил, что все, что Он слышал от Отца, возвестил нам. Вместе с тем Спаситель основывает церковную иерархию, образованную из многих людей единой Божественной жизнью.

Основное отличие церковной иерархии от ангельской заключатся в том, что именно через нее для тварного мира открывается перспектива обожения т. е. предельно осуществимого единения с Богом – «единения с Богом, сколь это возможно».

Для этого церковная иерархия наделена благодатью священнодействий, среди которых Крещение становится «началом обожения».

Получив Божественное рождение и Божественное бытие в Крещении, христианин непрестанно соединяется с Богом в «таинстве таинств» – Причащении.

Третьим по важности становится Таинство Мира – освящение мира, благоуханное помазание которым дарует христианину «вселение богоначального Духа». Таинство Рукоположения благодатно образует чин церковной иерархии. В него включены посвящающие:

  1. Епископы.
  2. Священники.
  3. Диаконы,

и посвящаемые:

  1. Монахи.
  2. Миряне («священный народ»)
  3. Оглашенные, кающиеся, одержимые.

Небесную и земную иерархии возглавляет Богочеловек Иисус Христос, являющийся духовным средоточием всей Богопознающей иерархии, выступающий посредником между ее членами. По Своей человеческой природе Он занимает место ниже ангелов, поскольку «принял существо от сущности людей». Вместе с тем, будучи Пресущественным, принимая человеческую сущность «способом, превосходящим всякую сущность», Он остается «началом, сущностью и богоначальнейшей силой» небесного ангельского мира. Таким образом, ангелы и люди соединяются Воплощением Бога, подчиняются созерцанию одних и тех же Божественных тайн. Как свидетельствует св. Григорий Нисский: «Мы люди стали согласными с ангелами, занимаясь с ними тем же самым богословием».

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka