Пресущественность Бога

Литература по теме

Пресуще́ственность (сверхсущественность) Бога – понятие православного апофатического богословия, отражающее несоизмеримость беспредельного, всесовершенного Бога и созданных Им тварных сущностей, подчеркивающее невозможность всецелого познания Создателя мира усилиями тварного человеческого ума.

Учение о пресущественности Божества впервые систематически изложено в «Ареопагитиках». Оно решительно отделяет возвышенные христианские представления о Боге от примитивных языческих, где наивысшее бытие всегда было той или иной частью тварного или отождествлялось с тварным миром как целым.

Воспевая Бога через отрицание всего тварного, св. Дионисий отмечает, что нетварный Бог в Своем сверхбытии бесконечно превосходит как чувственно воспринимаемую, так и умопостигаемую реальность. Следовательно, для раскрытия Божественной жизни категории интеллектуального познания будут совершенно недостаточными. Но если через умственное познание Бог остается «Богом сокрытым», то и сама категория «сущность» приложима к Божеству лишь условно. Возвышаясь над всякой сущностью, Бог «существует пресущественно» и, в конечном счете, «пресущественно неопределен». Не являясь предметом умственного познания, Он пребывает неизмеримо «выше ума, и сущности, и знания». Будучи выше всякого умственного утверждения и отрицания, Он не может быть познан в виде объекта тварного человеческого мышления, а раскрывается тварному существу лишь в акте Своего откровения.

Учение о пресущественности Божества закрывает возможность для отвлеченных, теоретических спекуляций о Боге. Но через него открываются неизвестные отвлеченному уму перспективы мистического познания Бога, обнаруживается возможность реального единения с Ним. Непознаваемый для оторванной от жизни мысленной деятельности, Бог становится познаваем в непосредственном опыте духовной жизни. Такой опыт требует «молчания» человеческого ума, предполагает отказ рассматривать Создателя через реалии созданного Им мира. Чтобы «Пресущественного пресущественно воспеть» человек должен войти в «пресущественный сумрак» неведения, совлечься тварных символов и образов. (см. Божественный мрак). Тем самым, по действию Непознаваемого Создателя, для человека становится доступным соединение с Ним и пребывание в Нем. Для ограниченного тварного создания раскрывается превосходящая естественную деятельность ума сверхъестественная реальность обожения.

Таким образом, представление о пресущественности Бога ведет к чрезвычайно важному для христианской аскетики различию естественного и сверхъестественного состояния человеческой души. Если в первом, по слову св. Исаака Сирина, человеку доступно ведение чувственных и мысленных Божественных творений, то во втором человек ощущает действие Божественной благодати, становится участником «созерцания пресущественного Божества». Опираясь на мнение св. Каллиста Катафигиота, можно сказать, что в сверхъестественном акте мистического созерцания Бог является таким предметом мышления, который не имеет какой бы то ни было сущности, то есть познается «сверх мышления и превыше всего, имеющего возможность быть узнанным». Только в сверхъестественном и благодатном состоянии человек соединяется с Творцом, поскольку пребезначальная Пресвятая Троица «проникает все сущности, сама оставаясь чистою, пребывает вне пределов всего и изъята из ряда всех существ как пресущественная и превыше всего сущая» (св. Иоанн Дамаскин).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka