Ареопагитики

Литература по теме

«Ареопаги́тики» (Ареопагитический корпус – лат. Corpus Areopagiticum) – собрание восточно-христианских богословских трактатов и посланий на греческом языке, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту, который, согласно преданию, был обращен св. апостолом Павлом в 51 г. во время проповеди в Афинах.

photo 2024 05 14 12 03 03 – Ареопагитики
Дионисий Ареопагит.

«Ареопагитики» должны быть отнесены к самым таинственным памятникам древней христианской богословской литературы. Вопрос об авторстве текста ставился уже таким православным богословом и святым как Константинопольский патриарх Фотий. Вместе с тем, критическая линия в отношении автора окончательно возобладала только в эпоху Реформации, весьма тенденциозно относившейся к христианству. С XVI–XX вв. осуществлялись многочисленные попытки определить автора «Ареопагитик». Однако все попытки поиска нового автора окончились неудачей. На пороге XXI-ого столетия исследовательская традиция вынуждена была оставить вопрос о личности автора открытым. В то же время важно отметить, что в авторстве св. Дионисия не сомневался ни первый комментатор его сочинений еп. Иоанн Скифопольский, ни интерпретировавший его сочинения св. Максим Исповедник, ни большинство отцов Православной Церкви, среди которых – св. Иоанн Дамаскин, св. Никита Стифат, св. Григорий Палама.

Роль «Ареопагитик» в истории богословия объясняется уникальным синтезом, осуществленным их автором. Будучи образованным греком, он использовал философские категории в целях раскрытия неисчерпаемой глубины христианского откровения о сверхъестественном бытии нетварной Божественной Личности. Представляя высокообразованному античному обществу «всеобщую и все превосходящую Первопричину» мира как «пресущественную, пребожественную и преблагую Троицу», он убедительно показывал превосходство христианства над всей античной мудростью, обезличивавшей онтологическое первоначало, усматривавшей его в ряду изменчивых природных стихий и элементов. В «Ареопагитиках» образованный человек античности открывал доселе неизвестный ему мистический опыт, призывающий его «к соединению с Тем, Кто выше всякой сущности и познания». При этом новый мистический опыт излагался языком философии. Таким образом, изучающий «Ареопагитики» язычник не должен был рвать с философской мыслью, но усваивал христианское откровение на сложном и возвышенном языке философских категорий.

Ареопагитический синтез обогатил православное богословие новыми понятиями.

Прежде всего в «Ареопагитиках» впервые применяются понятия «апофатического» и «катафатического» богословия, хотя сам отрицательный и положительный богословский методы были известны христианству и раньше. Обретая свое смысловое завершение и классическую форму в «Ареопагитиках», апофатическое богословие подчеркивает безымянность Божественной сущности, ее невыразимость посредством умозрительных имен и определений. Утверждение превосходства Божественной сущности над сотворенным миром в «Ареопагитиках» означает утверждение «пресущественности» жизни Бога. Учение о Божественном бытии как бытии, которое выше всякого бытия выражается в понятии Божественного «сверхбытия». Непознаваемость Бога выявляется через понятие «Божественного мрака», восходящее к словам псалмопевца: «Мрак сделал покровом Своим» (Пс.17:12).

Апофатическое богословие «Ареопагитик» служит аскетическим и мистическим целям. Оно раскрывает человеку несоизмеримость нетварного Божества с тварным миром, ставит его перед необходимостью преодоления увлечения всем временным и чувственным ради познания «Причины всего чувственного» в личном бытии предвечного Бога. Предохраняя человека от односторонних интеллектуальных спекуляций о «Причине всего умопостигаемого», апофатическое богословие выводит человека на путь непосредственного мистического соединения с Богом, ведет его к обожению.

Катафатическое богословие «Ареопагитик» раскрывается в учении о Божественных именах. Если Божество непостижимо и безымянно в своей сокровенной сущности, то в своих проявлениях и действиях оно становится доступным тварному бытию. Такие проявления отражают Божественные имена, обнаруживающие многообразные отношения Бога и мира. В катафатическом богословии «Ареопагитик» «неприступный свет» сменяет Божественный мрак. Бог именуется как «Свет», «Добро», «Красота», «Любовь», «Сущий», «Само-по-себе-бытие», «Сама-по-себе-жизнь»… Следуя «Ареопагитикам», наивысочайшее имя Божества есть Святая Троица.

Частью катафатического богословия в «Ареопагитиках» выступает учение о созвучии и гармонии мироздания. Согласно «Ареопагитикам», устройство мира иерархично, поскольку воссоздает Божественную гармонию, отражает невыразимый словами покой Божественной жизни. Чрезвычайно важным для православного богословия стало раскрытое автором «Ареопагитик» понятие «иерархия», означающее «священноначалие». Это понятие прочно вошло в лексикон ангелологии («небесная иерархия») и экклезиологии («церковная иерархия»).

Ареопагитический корпус включает 4 сочинения: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Божественных именах», «О Мистическом богословии», а также 10 Посланий.

Цитаты об ареопагитиках

«Автор Ареопагитик не столько богослов, сколько созерцатель и литургист. На богослужение, на таинства он переносит центр тяжести в христианской жизни. И влияние Ареопагитик сильнее всего сказалось на позднейшем мистико-символическом объяснении богослужения и богослужебных действий и в византийской, и в западной средневековой литургической письменности. Впрочем, не с Дионисия начинается это толкование, – он продолжает и систематизирует уже сложившуюся традицию».
протоиерей Георгий Флоровский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka