Воображение

Литература по теме

Воображе́ние

1) способность человеческого ума к построению образов и предположений;
2) форма умственной деятельности, выражаемая в проявлении этой способности.воображение

Воображение как способность человека

Воображение – это фундаментальная умственная способность человека, позволяющая ему выходить за рамки непосредственного опыта и создавать новые представления, образы, идеи и т. п.

В отличие от восприятия (приёма и обработки в сознании информации об объективной реальности), посредством воображения в сознании могут конструироваться представления не только о действительном, но и о возможном, желаемом, нежелаемом и невозможном. Воображение является двигателем творческих процессов участвует в решении сложных задач, позволяя мысленно проигрывать различные сценарии, и составляет основу эмпатии, давая возможность представить себя на месте другого человека. Воображение – это активный и мощный инструмент познания, преобразования мира и самопознания, который позволяет человеку не только адаптироваться к реальности, но и создавать нечто новое в различных областях жизни. Посредством воображения человек способен как представлять себе нечто доброе, так и мысленно согрешать.

Воображение в практике духовной жизни

Использование воображения в практике духовной жизни имеет двойственный характер.

В определенных случаях воображение не только допускается, но и активно используется в благочестивой практике. Речь идет, прежде всего, о размышлении на духовные темы. Так, в православной гимнографии можно встретить приглашение к размышлению над событиями праздника с использованием воображения.

Приведем примеры из гимнографии праздника Рождества Христова:

• Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и усмотрим душевными очами Деву, идущую родить в вертепе Господа всех и Бога нашего.

• Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и узрим в Вертепе великое Таинство: Отверзся Эдем через пришествие Бога от чистой Девы.

• Придите, верные, увидим, где родился Христос; / последуем затем, куда ведет звезда, / с волхвами, восточными царями. / Ангелы поют там непрестанно, пастухи играют на свирелях песнь подобающую: / «Слава в вышних», – возглашая, – / «в пещере Рожденному от Девы Богородицы / в Вифлееме Иудейском!»

• Придите, христоносные люди, увидим чудо, / всякую мысль поражающее и пленяющее, / и, благоговейно поклоняясь, с верою будем воспевать. / В сей день к Вифлеему Дева, неся во чреве / приходит, чтобы родить Господа, / а хоры Ангелов спешат впереди. / И, видя это, взывал Иосиф обручник: / «Что за необычайное таинство в Тебе, Дева, совершается? / И как Ты собираешься родить, / не испытавшая ярма Телица?»

Использование воображения признается полезным и для благочестивого размышления вне богослужения (см., например, «Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа» свт. Димитрия Ростовского).

Однако воображение может и препятствовать правильному осуществлению духовной жизни. Благодаря плохо контролируемому воображению человек, например, может формировать в своём сознании ложные представления о Боге, об ангелах, о Царстве Небесном, ложно трактовать сновидения и т. п. Производимые воображением мечтания могут отвлекать христианина от молитвенного делания, от священнодействий, совершаемых во время храмовых богослужений.

В аскетической литературе можно встретить предостережения на этот счет. Например, автор «Духовных бесед», приписываемых прп. Макарию Египетскому, призывает молящегося «не воображать Бога в уме телесно в [некоем] месте снаружи, долу или горе, будто бы Он находится или описуется в каком-либо месте». Во время молитвы особенно требуется внимание и трезвение, осознанное предстояние перед невидимым, но реально присутствующим Богом.

Цитаты о воображении

«Воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутреннее общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение на отпечатление печати. Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безобразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения… Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом».
прп. Никодим Святогорец

«Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображением: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. …
Если б во время молитвы твоей представился тебе чувственно или изобразился сам собою в тебе умственно, вид Христа, или Ангела или какого Святого, – словом сказать, какой бы то ни было образ, – никак не принимай этого явления за истинное, не обрати на него никакого внимания, не вступи с ним в беседу. Иначе непременно подвергнешься обману и сильнейшему повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами. Он, как находящийся еще в области духов падших, в плену и в рабстве у них, способен видеть только их, и они нередко, заметив в нем высокое мнение о себе и самообольщение, являются ему в виде Ангелов светлых, в виде Самого Христа, для погубления души его.
Самый опасный, неправильный образ молитвы бывает тогда, когда молящийся сочиняет силой своего воображения мечты или картины, заимствуя их по видимости из Священного Писания, в сущности же из собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения. Этими картинами он льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, есть вымысел и ложь, столь свойственные, столь возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном выходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, произвольно подчиняется влиянию сатаны.
Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и (называемой так святыми отцами) бесовской прелести».
св. Игнатий (Брянчанинов)

Комментировать

Загрузка формы комментариев...