Непристу́пный свет – понятие православного богословия, указывающее на Божественные действия или энергии, по которым Бог, будучи непознаваемым по сущности, познаётся только в той мере, в какой Сам открывает себя творениям, и в какой творения способны это откровение принять.
Вступая на апофатический путь отрешения от всего сущего, христианин входит в «таинственный мрак незнания». По действию благодати мрак незнания претворяется в мистическое познание Бога, раскрывающего Себя христианскому подвижнику в Своих нетварных энергиях. Христиании созерцает Бога, Который, по слову св. апостола Павла, обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может. Так в духовной жизни христианского подвижника Божественный мрак становится неприступным светом.
«Божественный мрак есть свет неприступный, – указывает св. Дионисий, – в котором Бог живущим исповедуется как невидимый, по причине безмерной явности, и неприступный, по причине пресущественного светолития». Пребывая «в Том, Кто выше видения и ведения, …есть за пределами всего, чувствами и умом познаваемого», христианский подвижник созерцает неизреченные «молниеносные блистания Божественной красоты», которых «ни слово не может выразить…, ни слух вместить» (св. Василий Великий). Входя в Божественный мрак, в это «безвидное и невещественное место ведения» (св. Максим Исповедник), человек испытывает как «несказанно совершаются в тайне души таинства духовного единения и любви» через осияние просвещающего Святого Духа (св. Каллист Катафигиот).
Таким образом, апофатическое учение о Божественном мраке в православном богословии переходит в положительное, катафатическое учение о неприступном нетварном свете.
Литература по теме
- Божественный свет В.Н. Лосский
- Триады в защиту священнобезмолвствующих cвт. Григорий Палама
- Божественный свет митр. Иларион (Алфеев)
Комментировать