Сакраментология

Литература по теме

Сакраментоло́гия (от лат. sacramentum – освящение) – церковное учение о священнодействиях, в том числе о Таинствах Церкви, посредством которых человеку таинственным образом сообщаются дары Святого Духа, благодатные силы для спасения.

Понятие таинства в Православии имеет как пространное, так и узкое толкование. С одной стороны, все церковное учение о Богопознании, по словам св. Дионисия Ареопагита, есть таинственное учение. Оно раскрывает тайну жизни триипостасного Бога, Который запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, превосходит Собой все сущее. Воплощение Бога тоже является таинством. Это таинство начинается непостижимым зачатием и завершается сверхъестественным воскресением. Существование учрежденной Спасителем Церкви таинственно, поскольку Церковь – Тело Христово. Жизнь христианина в Церкви превращается в необъяснимую для мира тайну обожения, передаваемую таинственными словами апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

В более узком смысле под таинством следует понимать особое священное действие, в котором осуществляется нисхождение благодати. Таких таинств Православная Церковь насчитывает семь. К ним относятся Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Священство, Брак и Елеосвящение.

Крещение возрождает человека к духовной жизни и дает «совершенное разрешение от рабства греху» (св. Марк Подвижник). В Миропомазании новокрещенному подается дар Святаго Духа. Через Покаяние происходит очищение совести от соделанных грехов, поэтому оно есть «возобновление Крещения» (св. Иоанн Лествичник). Евхаристическое вкушение Тела и Крови Спасителя под видом хлеба и вина есть доказательство Божественной любви простирающейся до непостижимого единения Бога с человеком. По словам св. Иоанна Златоуста, в Евхаристии Спаситель сделался родственным нам, преподает плоть и Кровь, через которые сроднился с нами. В Браке освящается супружество, рождение и воспитание детей. Елеосвящение (Соборование) врачует телесные и душевные немощи. Осуществление таинств невозможно без таинства Священства (Рукоположения). В нем сохраняется преемственное действие самой тайнотворящей Божественной благодати. Нисходя от апостолов к епископам (архиереям), а через епископов к священникам, благодать созидает церковную иерархию. Церковная иерархия наставляет мирян и совершает священнодействия.

Православные таинства не только образы или символы. Единение Бога и человека в них не призрачное, а реальное единение. «Таинства слагаются из естественного (видимого) и сверхъестественного (невидимого), – указывает «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной Вере» (1723 г.), – и не суть только знаки обетований Божиих». Для видимой стороны таинств требуется материя и вещество. Ими выступают, например, вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии, миро (благовонное масло) в миропомазании. Невидимая сторона таинств созидается действием благодати Святого Духа. Такое действие есть подлинное общение с личным Богом, приобщающим тварного человека к Своей Нетварной Жизни.

Усвоение таинств, по учению Православной Церкви, должно быть деятельным, а не пассивным. Православию чуждо учение о механическом действии таинств на человеческую природу. Благодатное преображение человека в таинствах неразрывно связано с претворением в жизнь евангельских заповедей. «Мы, христиане, призваны эти благодатные божественные силы превращать в святые добродетели, – говорит св. Иустин Попович. – Да, силы Святых Таинств превращать в святые добродетели! В этом состоит весь наш евангельский долг на земле. Крещение, Миропомазание, Божественное Причастие, Исповедь и другие Таинства дают нам благодатные силы, чтобы исполнять заповеди Спасителя с усердием, радостью и любовью!»

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka