- Когда совершается Таинство Миропомазания?
- Когда и кем было установлено это Таинство?
- Действие Таинства
- Может ли это Таинство быть повторено?
- Является ли помазание миром на царство повторением Таинства Миропомазания?
- Почему обращающийся от отступничества только помазывается миром, но не перекрещивается?
- Кратко о миропомазании
- Цитаты о миропомазании
Миропома́зание – это Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела подаются особые дары Святого Духа, для укрепления его в духовной жизни, на его христианском пути.
Когда совершается Таинство Миропомазания?
Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, как бы, условно, составляя с ним один богослужебный чин. Церковные каноны говорят об этом следующее: «Подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия» (48-е правило Лаодикийского собора).
Когда и кем было установлено это Таинство?
Установление Таинства восходит ко временам апостолов. В то время каждый вновь крещёный получал дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В книге Деяний рассказывается, как апостолы Петр и Иоанн возложили руки на самарян, для того чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян.8:16). Сошествие Святого Духа иногда сопровождалось явными и ощутимыми действиями благодати: люди получали дар говорить на незнакомых языках, пророчествовать, творить чудеса, подобному тому, как это было с апостолами в день Пятидесятницы. Впоследствии, когда желающих стать христианами стало очень много из-за того, что епископ не мог лично встретиться с каждым новокрещеным, возложение рук было заменено помазанием святым миром и стало преподаваться пресвитерами.
Действие Таинства
В Таинстве Крещения человек омывается Божественной благодатью от первородного греха (хронического греховного повреждения) и от личных грехов, а в Таинстве Миропомазания человек получает от Бога силу (благодать) для христианской жизни, исполнения Заповедей.
В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным полноценное христианское участие человека в других Таинствах.
«Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит.3:5-6). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105).
Свт. Иннокентий Херсонский так объясняет смысл Таинства: «В Крещении человек начинает жить, но младенец только живет, без правильной деятельности. То же был бы и христианин при одном Крещении; для этого установлено Богом Миропомазание, через которое сообщается крещеному сила действовать и вместе с тем дается правильное направление его действиям». Помазание частей тела сопровождается словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».
Согласно «Пространному христианскому катехизису», «помазание чела означает освящение ума, или мыслей. Помазание персей – освящение сердца, или желаний. Помазание очей, ушей и уст – освящение чувств. Помазание рук и ног – освящение дел и всего поведения христианина».
Может ли это Таинство быть повторено?
Согласно указанию Православного исповедания Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, «это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры]» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105). Также оно совершается над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, не имеющих апостольского преемства рукоположений, в соответствии с одним из способов их присоединения. См. Присоединение к Православной Церкви.
Является ли помазание миром на царство повторением Таинства Миропомазания?
Данный обычай не является повторением или «усилением» Таинства Миропомазания. Он возник в православной традиции в Византийской империи в Средневековье, под латинским влиянием, в подражание ветхозаветному обычаю помазания царей маслом. Только на Руси чинопоследование включило в себя обычное для Таинства Миропомазания упоминание «печати дара Духа Святаго».
Почему обращающийся от отступничества только помазывается миром, но не перекрещивается?
По словам свт. Симеона Солунского, «крещение сообщает человеку бытие о Христе, а миро – жизнь, согласную с волею Христа, дыхание, святыню и запечатление. И, как умным силам – Ангелам первоначально дано было бытие и безсмертие, некоторые же из них пали, и, хотя по своей невещественной природе живут, но живут не по Бозе и не имеют в себе ни чистоты, ни божественной печати, ни богоподобия, ни благодати, будучи врагами Божиими, сосудами тьмы и чуждыми Богу: так бывает и с людьми. В крещении они получают благодать воскресения Христова и нетления, и облекаются во Христа, а в миропомазании получают Его освящение и печать Духа. Если же которые-нибудь из них сделаются отступниками: то такие удерживают во Христе бытие, во время оно воскреснут и сделаются нетленными, только уже лишаются и святыни, и благодати Духа, и будут осуждены вместе с демонами: потому что, как одно рождение плотское, так одно и рождение духовное. Потому оскверняющие последнее рождение, по обращении, уже не возводятся на священные степени. Но нечестивые, обратившись к вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если окажутся достойными, вступают в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом отступника следует принимать: потому что людям дано здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами. Того же просил и Давид, после своего греха, и чрез покаяние получил. «И дух прав, – говорил он, – обнови во утробе моей» (Пс.50:12). Но крещения мы не повторяем: потому что оно – одно и одно отпущение благодати; в другом же случае бывает отпущение покаяния за слезы».
Кратко о миропомазании
- Миропомазание – таинство, при котором через помазание (при помазании) определенных частей тела (крещеного) человека священным миром на него низводятся Дары Святого Духа для укрепления его в жизни духовной.
- Преподание благодатных даров, совершавшееся во времена земной жизни апостолов через возложение рук на крещеных (Деян.8:12-17; Деян.19:5-6) (в первые времена руки возлагали сами апостолы) ныне осуществляется в Таинстве Миропомазания. Переход к практике помазания миром был связан с тем, что с увеличением количества принимавших Крещение людей для епископов стало крайне затруднительно лично возлагать руки на каждого новокрёщенного. Так появилась практика освящения епископом святого мира с последующим распределением его по всем храмам.
- Миропомазание совершается над человеком один раз в жизни – как правило, непосредственно после Таинства Крещения, в соответствии с апостольской практикой возложения рук сразу после совершения крещения (Деян.19:5-6).
- Преподаваемая в Таинстве Миропомазания благодать Божия действует на верующего, в продолжении его земной жизни, в соответствии со свободой его произволения.
- Приняв Крещение и получив Дары Святого Духа в Таинстве Миропомазания, человек обретает возможность стать полноценным членом Церкви.
- Миро представляет собой сложное по составу вещество. При его изготовлении используются растительные масла, травы, благовонные смолы. Исходя из догматического учения Церкви, освящать миро может только представитель епископской степени священства. В современной практике правом приготовлять миро обладает глава автокефальной Церкви.
- В Таинстве Миропомазания священник помазывает лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новообращенного особым веществом – святым миром. При этом произносятся слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».
- Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с принятием ими помазания миром (c Миропомазанием). «Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде, чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами», – пишет святой Кирилл Иерусалимский.
- Выражение «Одним миром мазаны» изначально указывало на особое духовное родство и означало, что христиане исповедуют одну веру, принадлежат к единой Церкви, и только со временем приобрело иной, негативный, оттенок.
- Практиковавшийся ранее обряд помазания на царство не следует путать с Таинством Миропомазания.
Цитаты о миропомазании
«Имя Христа значит помазанника, – имя приличное, приятное и отнюдь не заслуживающее насмешки… Мы потому называемся христианами, что помазываемся Божественным елеем».
свт. Феофил Антиохийский
«Это Таинство в прежние времена сообщало крещаемым дарования исцелений и пророчества и языков и тому подобное, что для всех людей служило ясным доказательством превосходящей силы Христовой. Ибо в них была нужда, когда утверждалось и установлялось благочестие. И ныне то же бывает с некоторыми, то же сказано и о прежнем, и о будущем: и демонов изгоняли они и от болезни освобождали одною молитвою и не во время жизни только, но и умершие уже могли совершать подобное, поскольку духовная сила не оставляет и почивших блаженных. А что сообщает миро каждому из христиан и к чему удобно всякое время – это есть дар благочестия и молитвы и любви и целомудрия и иного, что благопотребно для приемлющих. Если же сие чуждо многим из христиан и сокрыто от них, не знают они, есть ли Дух Святой, это оттого, что они получили Таинство в раннем возрасте и приняли дары его бессознательно и, когда пришли в возраст, обратились к чему не должно и ослепили око души».
праведный Николай Кавасила
Литература по теме
- Учение о Таинстве
- О Таинстве Миропомазания свят. Петр (Могила), митр. Киевский
- Догматическое учение о Таинстве Миропомазания митр. Макарий (Булгаков)
- О действии Миропомазания в христианине прав. Николай Кавасила
- Каждый крещеный и миропомазанный имеет в себе, в возможности, все божественные дарования, исключая дар священства свт. Симеон Солунский
- Миропомазание энциклопедия «Духовные стороны христианства»
- Крещение и Миропомазание архим. Константин (Зайцев)
- Таинство миропомазания протопресв. Михаил Помазанский
- Перемена ума cвящ. Игорь Фомин
- История Таинства
- История таинства Миропомазания прот. Геннадий Нефедов
- Таинство Миропомазания прот. Владимир Воробьев
- Таинства Крещения и Миропомазания иг. Петр (Мещеринов)
- Объяснение священнодействий и обрядов Крещения и Миропомазания
- Церковные правила
- Миропомазание свящ. Н. Сильченков
- Таинство Миропомазания Настольная книга священнослужителя
- Медиа
- Фоторассказ о Таинстве Миропомазания
- Прочее
- Чинопоследование Таинства Миропомазания
- Схемы помазания елеем (Крещение и Миропомазание)
- Кроссворд «Таинство Миропомазания»
Комментировать