Елеосвяще́ние, или Собо́рование – Церковное Таинство, совершаемое над больным человеком собором священников (в крайнем случае – одним священником), состоящее в призвании на болящего, посредством молитв и помазания его освященным елеем, исцеляющей, очищающей благодати, врачующей телесные и душевные немощи.
Елей (оливковое масло) в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя.
Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк.6:13; Иак.5:14-15). Оно служит благодатным врачеванием телесных недугов.
Священника обычно приглашают к больному домой или в больницу. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.
Оставшееся после Таинства освященное масло, называемое соборным, можно при недугах душевных и телесных с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места.
Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещеные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании.
Верно ли утверждение, что поскольку все верующие нравственно больны, постольку все нуждаются в периодическом участии в Таинстве Соборования?
В том, что все люди, живущие ныне земной жизнью, грешат, нет и не может быть ни малейших сомнений (1Ин.1:8). В этом смысле говорится, что все, включая христиан, нравственно больны. Кроме того иногда утверждается, что люди не идеальны и в отношении физического здоровья: у любого нет-нет да и найдётся хотя бы малый изъян. На этой почве и сложилось убеждение, что всем христианам необходимо время от времени собороваться, а особенно – в дни, специально назначенные духовенством.
Догматическое обоснование Таинства Елеосвящения или Соборования находим в Послании апостола Иакова, где читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне...» (Иак.5:14). Как видно из содержания фрагмента, Таинство Елеосвящение предназначено именно для больных, причём под больными здесь подразумеваются не все люди вообще, но больные в строгом значении слова: те, кто лежит. См. подробнее: Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей?
Таинство Елеосвящения также не должно восприниматься как замена Таинству Покаяния. В Таинстве Покаяния человек очищается от грехов, а значит и исцеляется от нравственных недугов. В данном отношении Покаяние является самостоятельным Таинством и не требует непременного участия верующего в Таинстве Елеосвящения.
Кроме того, нравственному оздоровлению способствует участие в Таинстве Евхаристии. Здоровому (в смысле, вытекающем из послания апостола Иакова) человеку нет нужды стремиться усиливать действенность этого Таинства (как якобы недостаточную) номинальным участием в дополнительном Таинстве – Таинстве Соборования.
Молитвы Таинства Елеосвящения о прощении грехов
Из ПЭ пояснение: «В вопросе о том, какие именно грехи прощаются в Елеосвящении, догматисты расходятся. По мнению прот. Н. Малиновского, при Е. прощаются грехи, которые стали причиной болезни, а также те, о которых болящий не знал (Малиновский. Догмат. богословие. Т. 4. С. 409-410). По мнению еп. Сильвестра (Малеванского), в таинстве прощаются неведомые ему грехи и те, в к-рых болящий не успел покаяться. Архиеп. Филарет (Гумилевский) указывает на возможность прощения тяжких грехов, причем не только тех, к-рые связаны с болезнью (Филарет (Гумилевский). Догмат. богословие. Т. 2. С. 317). Митр. Макарий (Булгаков) говорит о прощении забытых и неисповеданных грехов (Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 473). Впрочем, анализ содержания самих молитв Е. не дает оснований ни для одного из этих мнений, поскольку в них говорится о прощении грехов вообще».
Сами тексты с упоминанием прощения грехов
«Безнача́льне, ве́чне, свя́те святы́х, Единоро́днаго Твоего́ Сы́на низпосла́вый, исцеля́ющаго вся́кий неду́г, и вся́ку я́зю ду́ш и теле́с на́ших, низпосли́ Свята́го Твоего́ Ду́ха, и освяти́ еле́й се́й, и сотвори́ и́ помазу́ющемуся Твоему́ рабу́ и́мярек, в соверше́нное избавле́ние грехо́в его́ в насле́дие Ца́рствия Небе́снаго».
«…Са́м человеколю́бче Влады́ко, преве́чных и ди́вных Бо́же, Его́же никто́же от челове́к помышля́яй мо́жет пости́гнути? при́зри, услы́ши на́с недосто́йных рабо́в Твои́х, и иде́же о вели́цем и́мени Твое́м еле́й се́й прино́сим, низпосли́ Твоего́ да́ра исцеле́ния, и оставле́ние грехо́в, и исцели́ его́ во мно́жестве ми́лости Твоея́».
«…и прии́м Свои́м Ти́ человеколю́бием, а́ще что́ согреши́л е́сть сло́вом, или́ де́лом, или́ помышле́нием, прости́в очи́сти его́, и чи́ста сотвори́ от вся́каго греха́».
«…вонми́ гла́су моле́ния моего́, и рабу́ Твоему́, и́мярек, в не́мощи душе́вной и теле́сной су́щему, исцеле́ние да́руй: подая́ ему́ оставле́ние грехо́в, и проще́ние согреше́ний, во́льных же и нево́льных».
«…Са́м осла́би, оста́ви, прости́ Бо́же беззако́ния, и грехи́ раба́ Твоего́, и́мярек, согреше́ния его́ во́льная и нево́льная, я́же в ве́дении и не в ве́дении, я́же в преступле́нии, и в преслуша́нии, я́же в нощи́ и во дни́: или́ в кля́тве свяще́нничестей, или́ о́тчи, или́ ма́терни бы́сть: или́ очи́ма воззре́нием, или́ ве́ждома помава́нием: или́ прилежа́нием любоде́йства, или́ вкуше́нием блуда́: или́ в ко́ем лю́бо движе́нии пло́ти и ду́ха, отчужди́ся хоте́ния Твоего́, и Твоея́ святы́ни. А́ще же согреши́ то́йже и мы́, я́ко бла́г и непамятозло́бивый Бо́г и человеколю́бец прости́, не оставля́я его́ и на́с в скве́рное житие́ впа́сти, ниже́ в па́губныя пути́ тещи́».
«…Са́м и раба́ Твоего́, и́мярек, ка́ющагося о свои́х си́ согреше́ниих приими́ обы́чным Твои́м человеколю́бием, презира́яй вся́ его́ прегреше́ния».
Кратко о Соборовании
- В Таинстве Елеосвящения (Соборования) на больного человека посредством молитв и помазания его освященным елеем призывается Божественная благодать для уврачевания его телесных и душевных недугов.
- Таинство Елеосвящения установлено Самим Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Иак.5:14-15; см. также: Мк.6:13).
- В идеале в Таинстве Елеосвящения должны участвовать семь священников, составляющих собор священников, отсюда и второе название – «Соборование», но на практике их обычно меньше. Число семь – символический знак полноты.
- Во время Таинства Елеосвящения священник крестообразно помазывает болящему лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, ладони с внутренней и с внешней стороны.
- В Таинстве Елеосвящения используется елей в соединении с вином. Елей символизирует милость Божию. Кроме того, елей в соединении с вином используется в подражание «целительному средству», отмеченному в евангельской притче «о милосердном самарянине» (Лк.10:30-35). Опять же, в добавляемом к елею вине видят символ искупительной Крови Спасителя.
- Помимо елея и вина при совершении Таинства используется пшеница, символически указывающая на новую жизнь после воскресения мертвых (Ин.12:24; 1Кор.15:36-38).
- Таинство Елеосвящения может совершаться дома у больного, в больнице; если заболевание ещё позволяет человеку ходить или его могут принести в храм, то в храме.
- Хотя в Таинстве Елеосвящения кроме телесного исцеления, испрашивается и отпущение грехов, это Таинство не заменяет собой Таинство Покаяния.
- Таинство Елеосвящения не следует путать с Таинством Миропомазания и елеопомазанием.
***
Соборование – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его в идеале должен совершать «собор» из семи священников.
История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6:13).
Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.
После или перед Таинством Соборования православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься.
Цитаты о Соборовании
«Безосновательно мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых (а то и утаенных на исповеди) грехов. Молитвы о лежащем на одре болезни в этом случае теряют всякий смысл».
митрополит Иларион (Алфеев)
«Даже в глубокой старости при отсутствии болезни как таковой нельзя собороваться, ибо старость сама по себе со всеми соответствующими ей немощами не болезнь, а лишь возрастной период, ничем не отличающийся от любого другого периода жизни (младенчества, отрочества или мужества). Старики могут пользоваться свойственным их возрасту здоровьем, не испытывая болезней, и даже умирать безболезненно, от одной старости, и поэтому нет оснований в старости, проходящей без болезней, совершать Елеосвящение. Только тогда Елеосвящение сохраняет свой благодатный смысл и значение, когда старость постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние. Нельзя собороваться в виду только предстоящих в будущем опасностей, болезней или смерти. Отсюда, кстати, запрет собороваться при отправлении в опасное путешествие или на войну, а также во время повальных болезней: чумы, холеры и т.п.».
священник Вадим Коржевский
Литература по теме
- О Таинстве Елеосвящения
- Елеопомазание бывает четырех родов архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский)
- Таинство елеосвящения прот. Олег Давыденков
- Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения? беседа на радио «Град Петров»
- Таинство Елеосвящения Настольная книга священнослужителя
- Соборование – семь помазаний прот. Илья Шапиро
- Таинство Елеосвящения (Соборования) П.Ю. Малков
- Что нужно знать о таинстве Соборования
- Что такое Соборование? свящ. Александр Богдан
- Таинство Елеосвящения прот. Владимир Воробьев
- Таинство Елеосвящения: Богословские аспекты архиеп. Димитрий
- Таинство Елеосвящения в истории
- О тайне святого елея прот. Михаил Архангельский
- Очерк истории обрядовой стороны Таинства Елеосвящения А.Л. Катанский
- К истории последования Таинства Елеосвящения прот. Александр Петровский
- Общее соборование: история смещения смысла свящ. Алексий Кнутов
- О чинопоследовании Елеосвящения
- Текст последования
- Последование святаго елеа, совершаемое поскору
- Заблуждения относительно Таинства Елеосвящения
- Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей и прощаются ли в Таинстве грехи и какие?
- О Соборовании и забытых грехах свящ. Вадим Коржевский
- Медиа
- Таинство Соборования и подготовка к нему прот. Андрей Канев
- Фоторассказ о Таинстве Соборования
- Прочее
- Общее маслосвящение в Великий четверток или в Великую субботу Н.Ф. Красносельцев
- Чинопоследование Таинства Елеосвящения (Соборования): Полное
- Чинопоследование Таинства Елеосвящения (Соборования): Краткое
- Тест: Таинство Елеосвящения
- Кроссворд “Таинство Елеосвящения”
Комментировать