Елеопомазание

Литература по теме

Елеопома́зание – богослужебный обряд, состоящий в начертании священником на челе верующих креста освященным елеем (используется елей, освящённый или из лампады от праздничной иконы). Может совершаться и вне богослужения. Помазание елеем (маслом) символизирует излияние Божией милости на человека и привлекает Его благодать.

eleopomazanie 1 – Елеопомазание

Традиционно совершается на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое. При этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а верующий отвечает: «Аминь». Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед погружением в купель во таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».

Цитаты о елеопомазании

«Елеопомазание связано с распространением в Восточной Церкви Иерусалимского устава. В лавре прп. Саввы Освященного с V века существовал обычай совершать помазание братии елеем из лампады, горящей у могилы прп. Саввы, что символизировало благословение святого, невидимо преподаваемое братии. С распространением Иерусалимского устава сначала в Малой Азии, а затем и повсеместно в Восточной Церкви помазание елеем стало совершаться в дни памяти и других почитаемых святых».
А.А. Ткаченко, преподаватель кафедры литургического богословия ПСТГУ

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka