Крещение

Литература по теме

Креще́ние (греч. βάπτισμα, буквально: погружение, окунание; в Септуагинте также: омовение от скверны) –

1) Заповедь Бога (Мк.16:16) и Таинство Церкви, в котором человек через троекратное погружение в воду (в критической ситуации: через троекратное обливание водой) с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, благодатно очищается от грехов, умирает для жизни греховной, духовно рождается для жизни во Христе, усыновляется Богу, вводится в общение с Церковью (Мф.28:19-20).
Крещение является духовным рождением (Ин.3:5-6), приобщением к Божественной жизни. После Крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

2) Крещение Господне – событие Евангельской истории, смысл которого состоит в том, что Господь Иисус Христос, не имевший личной необходимости в покаянии (Иоанновом крещении покаяния), крестившись в Иордане, установил Таинство Крещения, низвел благословение на воду, чтобы впоследствии она могла служить средством для совершения этого Таинства в Церкви;

3) церковный двунадесятый Праздник, посвященный воспоминанию и чествованию данного события.

kreshhenie – Крещение

Теоретические вопросы

Происхождение слова «Крещение»

Для перевода на славянский язык греческого βάπτισμα было использовано слово, выражающее не исходное значение (погружение), а производное – «приобщение ко Христу, превращение в христианина в таинстве «погружения в воду"», отражающее новозаветную библейскую историю и дальнейшую историю Церкви. Филологи возводят слова «крест» и «крещение» к видоизменённому «Христос»: Христ(ос) – хрест – крест.

Также и слово «крестьянин» изначально имело значение «христианин», но впоследствии стало обозначать лишь жителя сельской местности.

Разработанная этимология славянского «кърстъ» не оставляет сомнений в том, что это слово восходит к имени Христа в древненемецком произношении Kristus. Это слово было включено в сделанный свв. Кириллом и Мефодием славянский перевод Нового Завета наряду с некоторыми другими германизмами и латинизмами ранней славянской христианской лексики.

Иногда (но только не в учёной среде) можно встретить мнение, что в древнеславянском языке изначально существовало слово «крещати», как раз обладавшее значениями «мыть, омывать, погружать», однако никаких подтверждений этому не существует.

При чтении Нового Завета полезно помнить о первоначальном значении слов «крещение» (погружение) и «крестить» (погружать), поскольку иначе могут остаться неясными некоторые глубокие и богословски значимые образы. Например, у св. апостола Павла в Послании к Римлянам погружение в воду при крещении уподобляется погребению, а восстание из воды – воскресению: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть…» (Рим.6:3 и далее), что можно прочитать как «Неужели не знаете, что все мы, кто были крещены (погружены) во Христа Иисуса, были погружены в смерть Его? Итак, мы были погребены с Ним погружением в смерть…»

А в Послании к Галатам есть знаменитые слова, которые поются и при Таинстве Крещения, и на Литургии в канун некоторых крупных праздников как отголосок древней практики массового крещения оглашенных в эти дни: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27) – «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Синод.) – «Те, кто были погружены (или: погрузились) во Христа, вы облеклись во Христа».

Крестил ли Сам Иисус Христос?

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Слыша, что Он крестил, не подумай, что Он Сам крестил: крестили ученики Его, но дело учеников евангелист относит к Учителю. Далее сей же самый евангелист говорит, что «Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2). Спросишь ли «почему Он Сам не крестил»? Узнай. Иоанн прежде сказал, что «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф.3:11). А Духа Святого Он еще не давал, потому что было еще не время. Итак, если бы Он крестил, то или крестил бы без Духа (и чем бы тогда разнился от Иоанна?), или давал бы Духа и прежде времени, а это недостойно Бога, делающего все вовремя. Когда же было время дать Духа? Время после вознесения». Источник

Было ли Крещение, которое совершали ученики Христа (Ин.4:2), аналогом современного Таинства Крещения?

Результаты крещений, совершавшихся апостолами до Пятидесятницы (до схождения Святого Духа на апостолов, до дня рождения Церкви), отличались от результатов крещений, совершаемых ныне в лоне христианской Церкви. Осуществлявшиеся ими крещения нередко обозначают понятием «крещение покаяния» (Мк.1:4).

Сам Иоанн Предтеча, указывая на Мессию, говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11). Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «присоединением слов «и огнем» [Иоанн Предтеча] еще более выражает силу и могущественное действие благодати».

Крещение покаяния не заменяло собой Крещения во имя Христово (Деян.19:1-5).

Как правильно понять слова апостола Павла: «...крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Пет.3:21)?

См. «Эперотима» (ἐπερώτημα) для Марцинковского (1Пет.3:21).

Достаточно ли Крещения для спасения?

Как известно, с рождением жизнь человека не заканчивается, а только начинается. В духовной области аналогичная последовательность. Крещение само по себе, без дальнейшей духовной жизни, не спасительно (не имеем в виду случаи, когда человек умирает тотчас после принятия Крещения): человек и после Крещения может впасть в грех, включая столь тяжкие виды грехов, как хула на Бога и отрицание существования Бога.

Условия Таинства Крещения

Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения, если речь не идет младенцах, являются православная вера (Мк.16:16) и покаяние (Деян.2:38). В случае крещения младенцев привести их к вере обязуются восприемники.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими истинной веры, основные положения которой отражены в Символе веры, и в частности, в исповедании Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно Закону Божьему, согласно учению Церкви.
Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности.
К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным побуждениям.

Плоды Таинства Крещения

В Таинстве Крещения человек получает освобождение от:

1) безусловной власти первородного греха. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить;

2) тирании дьявола, который не сможет больше властвовать над человеком без его воли;

3) духовной смерти как разлучения души человека с Богом (при условии дальнейшей верности Богу).

Почему после Крещения люди продолжают грешить?

В Крещении человек омывается от первородного и личных грехов и, становясь членом Церкви Христовой, приобщается к тем благодатным спасительным средствам, которыми наделил Церковь Господь. То есть человек получает возможность вести богоугодную жизнь. Однако, принимая Крещение, он не утрачивает способности грешить, сохраняя свободу воли и способность к самостоятельному нравственному выбору. Заметим, что и первозданный Адам, будучи изначально чистым и невинным, не склонным ко злу, живя в союзе с Богом, тем не менее согрешил.

Крещёный человек освобождается от природной (связанной с порчей человеческой природы) безусловной склонности ко греху. Но при этом он не теряет личных греховных привычек, связанных с его воспитанием, памятью удовольствия от греха и т. п.

Крещение не является средством автоматического нравственного перепрограммирования человека. Для того, чтобы крещеный человек достиг высокой степени духовно-нравственного совершенства, ему надлежит жить по вере, соблюдая заповеди Божьи: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Как сказал Господь Иисус Христос, «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Не ведущий духовную жизнь крещёный человек именуется отпавшим.

Кто крестил Благоразумного разбойника?

«…разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин).

«Итак, не сомневайся, возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел – в узах; Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст).

Подробнее см. Благоразумный разбойник.

Кто крестил апостолов и Богородицу?

- Иоанн Мосх запечатлел в Луге Духовном: «Ведь, не писано об апостолах, что они крещены. Ужели они не войдут в Царствие Небесное? – Нет! – отвечали на это. – Апостолы крещены, как говорит об этом Климент Строматевт в пятом томе своих «Гипотипоз». Изъясняя слово апостола: «Благодарю Бога, что никого из вас не крестил», – он говорит: «Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр – Андрея, Андрей – Иакова и Иоанна, а эти – остальных"» (блаж. Иоанн Мосх. Луг Духовный.176)

- Святитель Софроний Иерусалимский и на основе Предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, свидетельствует: «Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн» (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. PG.87/3, col.3372).

- Синаксарь Цветной Триоди на Вознесение Господне: «Епифаний Кипрский повествова: яко Богослов убо Иоанн Богородицу крести, Петр же и той и прочия апостол» (Триодь Цветная, изд. в 6-е лето патр. Иосифа, л.451 об.).

- Преподобный Ефрем Сирин: «Как наименовать мне Тебя?... Назову ли Тебя Женихом или Господом, Родившим Матерь Свою новым Рождением в водах». И здесь же отвечает от Лица Богородицы: «Я – Раба и Дочь, потому что купил Ты Меня и крестил Меня в водах… И как родила Я Его новым Рождением во плоти, так и Он родил Меня вторым Рождением» (Преп. Ефрем Сирин. Песнопения на Рождество Христово, п. 10 // Творения, т. 5, п. 151, с. 148).

- Тертуллиан в слове «О крещении»: «Если они (т. е. Апостолы) приняли человеческое крещение Иоанна, то желали и Господнего Крещения, почему Сам Господь призвал единое Крещение, говоря Петру, не желающему быть измовенным: «кто однажды измовен, не имеет вновь в этом нужды» (Ин.13:6), чего, конечно, Он не сказал бы тому, кто некрещен».

Почему Церковь не поминает некрещеных?

Архимандрит Рафаил (Карелин): «Во-первых, надо осознать и понять, почему Церковь в своих молитвах не поминает некрещеных, почему в этом отношении она так категорична. Ответ один: из-за любви. Благодать церковной молитвы, которую не может воспринять некрещеный, только усугубляет его страдания. Не воспринятая благодать как бы обращается против человека. Чувство потери становится для него особенно ощутительным и острым. Молитва должна соответствовать духовному состоянию человека и степени его восприимчивости. Есть еще метафизическая сторона вопроса, которой мы не касаемся здесь, а именно, некрещеные в загробной жизни остаются под властью демона и в узах первородного греха как проклятия. Они – то темное сокровище вавилонского царя, о котором говорится в Библии. Служить погребение над некрещеными и петь «со святыми упокой» – это значит лгать, и ложью расширять власть демона над ними».

Практические вопросы

Зачем крестить младенцев? Не лучше ли им самим решить этот важный вопрос, когда вырастут?

Гармоничное развитие ребёнка, включающее в себя не только телесный и душевный (ум, воля, чувства), но и духовный уровень, позволит ребёнку сделать правильный личный выбор между вечной жизнью и богоотступничеством. Для чего в школе учат многим предметам, если далеко не все из них будут востребованы? Чтобы дать базовые знания для дальнейшего выбора. Сложнее выбрать то, что тебе неведомо.

Кроме того, следует учитывать, что в отрыве от Бога человек не находится в статическом состоянии, а укореняется во зле. У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу (святитель Григорий Богослов).

«Да, ребенок не знает, что такое Церковь и на каких принципах она строится. Но ведь Церковь – это не философский кружок, не простое собрание единомышленников. Церковь – это жизнь в Боге. Отлучены ли дети от Бога? Чужды ли они Христу? Не абсурдно ли оставлять детей вне Христа (а крещение всеми христианами понимается как дверь, вводящая в Церковь Христову) лишь по той причине, что нормы римского права не видят в них признаков «дееспособности»?
Верно, нельзя насиловать человека. Но с какой стати младенцев считать за демонов? Какие основания считать, что они противятся соединению со Христом? Лишь злая воля человека отклоняет его стремление от Источника жизни? И что же – выходит, младенцы столь злы, что для них нет места в Церкви и что их крещение нельзя расценивать иначе как насилие над их волеизъявлением?..» (диакон Андрей).

При этом следует учитывать, что крещение в младенчестве предполагает и дальнейшее духовное воспитание. Крещение – это только семечко, оно может прорасти, а может остаться непророщенным, тщетным, если крещаемый будет воспитываться вне Церкви.

Крещение в случае смертной опасности может совершить и мирянин

В случае смертной опасности и невозможности доставить к человеку православного священнослужителя, Таинство Крещения может совершить мирянин. В таком случае этот православный христианин должен взять воду (желательно святую) и трижды возлить на крещаемого со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Если человек останется в живых, то «крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению». (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).

См. подробнее: О возможности совершения Таинства Крещения мирянами в случае смертной опасности

Можно ли креститься во второй раз?

Крещение – это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно. В Православном Символе веры четко сказано: «Исповедую едино (одно) крещение...».

Грехи, совершённые после Крещения, омываются в Таинстве Покаяния (исповеди). Это Таинство образно называют вторым Крещением, так как при сердечном раскаянии в своих грехах, человек получает прощение от Самого Бога.

Можно ли Креститься, если неизвестно, был ли крещён ранее?

Согласно указанию Православной энциклопедии, «Если о младенце неизвестно, был ли он крещён (т. е. нет свидетелей, которые могли бы точно сообщить об этом), он может быть крещён обычным чином без каких-либо ограничений (Карф. 83; Трул. 84). Опираясь на это же правило, разрешается крестить подкидышей» (Православная энциклопедия. Том 38. М., 2015. С. 656).

Соответственно указанию «Настольной книги священнослужителя», «Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено Таинство. В некоторых областях России в подобных сомнительных случаях совершают так называемое “условное Крещение”, при котором в тайносовершительную формулу добавляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Крещения предлагает Требник митрополита Петра Могилы. Однако, по мнению специалистов в области литургического богословия, древняя Церковь не знала условного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен» (Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 236).

О страхе креститься

Еще в четвертом веке многие жители Византии отказывались принимать Крещение, мотивируя это тем, что не смогут отказаться от привычного образа жизни, любимых дел и увлечений. И в том, что христианская жизнь по Евангелию вовсе не потребует от них столь радикального отказа, убеждал людей в ту пору не кто-нибудь, а сам святитель Иоанн Златоуст: «…Зачем ты убегаешь? Так, скажешь, я не могу соблюсти заповедей. Но разве Бог заповедал невозможное? <…> Разве не позволяется тебе заниматься делами? Разве я отвлекаю тебя от жены? Удерживаю тебя только от прелюбодеяния. Разве от пользования имуществом? От любостяжания только и хищения. Разве принуждаю раздать все? Только немногое, по мере возможности, уделять нуждающимся. <…> Разве принуждаем поститься? Запрещаем только предаваться опьянению и пресыщению. Устраняем то, что причиняет тебе бесчестие, что и сам ты еще здесь, прежде геенны, уже признаешь постыдным и ненавистным. Разве запрещаем веселиться и радоваться? Только бы это было не постыдно и не бесчестно».

Нужны ли крёстные взрослому человеку?

Крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей (до 7-ми лет), для взрослого наличие крестных необязательно.

Взрослый человек сам может исповедовать свою веру в Иисуса Христа, детей же крестят по вере родителей и восприемников.

Можно ли крестить человека не на его мирское имя? Например, человека зовут Георгий, а креститься хочет с именем Павел

Самый простой и вместе с тем идеальный случай – это Крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Однако наличие нескольких имен у человека с древних времен было явлением обычным, например: Иаков – Израиль; Даниил – Валтасар; Симон – Петр. У многих русских святых тоже было два имени: вел. кн. Ольга (в св. Крещении Елена), вел. кн. Владимир (в св. Крещении Василий), а дети его: св. Борис (Роман) и Глеб (Давид). У монахов почти всегда не совпадает имя мирское и то, которое дается при постриге. А так как в паспорте имя остается прежним, то при оформлении какого-нибудь документа приходится называть прежнее имя.

Важно, чтобы желание креститься под другим именем не было обусловлено оккультными причинами.

Обязательно ли называть ребенка по святцам?

На Руси существовала благочестивая традиция – называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Полезно придерживаться этой традиции.

Как быть, если имени крещаемого нет в святцах?

В практике Русской Православной Церкви принято крестить людей под именами, отмеченными в святцах. Если имени крещаемого нет в святцах, то ему подбирают имя из числа тех, которые отмечены в святцах. В таком случае имя человека может быть двойным: одно – для широкого использования, а другое – для использования в религиозной жизни. Это, к примеру, может быть имя, близкое по звучанию или смыслу гражданскому имени человека, желающего креститься. Так, Яну часто крестят с именем Иоанна, Илону или Нелли – с именем Елена. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – «свет»), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победа». Между тем, церковной практикой допускается подбирать имя, основываясь на других критериях.

Кратко о Крещении

Крещение дает не гарантию спасения, а открывает путь к нему, крещение это не кинетика, а потенция.

Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

Крещение есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам. Крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность. Таким образом, таинство приема в Церковь содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию. (протопресвитер Николай Афанасьев)

Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви. (митрополит Иларион (Алфеев))

После Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания.

Цитаты о Крещении

«Мы веруем, что святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха».
Послание восточных патриархов о православной вере

«Из купели человек выходит совсем не таким, каким туда входит. Как свет тьме, как жизнь смерти, так крещеный противоположен некрещеному. Зачатый в беззакониях и рожденный во грехах, человек до крещения носит в себе весь яд греха, со всею тяготою его последствий. Он состоит в немилости Божией, есть естеством чадо гнева; поврежден, расстроен сам в себе, в соотношении частей и сил и в их направлении преимущественно на размножение греха; подчинен влиянию сатаны, который действует в нем властно, по причине греха, живущего в нем. Вследствие всего этого он, по смерти, неминуемо есть оброчник ада, где должен мучиться вместе с своим князем и его клевретами и слугами.
Крещение избавляет нас от всех сих зол. Оно снимает клятву силою Креста Христова и возвращает благословение: крещеные суть чада Божии, как именоваться и быть дал им область Сам Господь. Аще же чада, то и наследницы, наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу (Рим.8:17). Царство Небесное принадлежит крещаемому уже по самому крещению. Он изъемлется из-под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем. Вступлением в Церковь, – дом прибежища – сатане заграждаются входы к новокрещеному. Он здесь как в безопасной ограде».
свт. Феофан Затворник

«Всякому, кто отрицает нужду в крещении малых и недавно родившихся из чрева матери младенцев или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от греха прародителя Адама не заимствовали ничего, что должно очистить баней возрождения (а из этого следует, что образ крещения во оставление грехов в таком случае считается не истинным, а мнимым), да будет анафема. Ведь слова апостола: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим.5:12) следует понимать не иначе, как их всегда понимала Кафолическая Церковь, распространившаяся повсюду и наполнившая все. Согласно этому правилу веры, и младенцев, которые сами не могут еще совершить никакого греха, крестят истинно во оставление грехов, чтобы возрождением очистить в них то, что они восприняли по происхождению».
124 канон Карфагенского собора

Церковные каноны о Крещении

46-е апостольское правило об извержении тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков.

47-е апостольское правило об извержении тех епископов и священников, которые повторно крестят истинно крещёных, и которые не перекрещивают крещёных еретиками.

49-е апостольское правило о том, что епископ или пресвитер, совершающий Таинство Крещения не во имя Отца и Сына и Святого Духа, лишается священства.

50-е апостольское правило о том, что епископ или пресвитер, совершающий Таинство Крещения не тремя погружениями, но одним в смерть Господа, лишается священства.

6-й канон Неокесарийского собора о возможности незамедлительного крещения для возжелавшей того беременной.

12-й канон Неокесарийского собора о нежелательности поставления во пресвитера крещёного в болезни.

2-й канонический ответ Тимофея Александрийского о том, что бесоодержимый оглашенный может принять Святое Крещение только при смерти.

4-й канонический ответ Тимофея Александрийского о возможности оглашенных, лишившихся здравого ума, принять Святое Крещение.

6-й канонический ответ Тимофея Александрийского о невозможности женщинам креститься во время месячных.

59-й канон Трулльского собора о том, что крещение должно неукоснительно совершаться в храме.

78-й канон Трулльского собора о том, что готовящиеся ко крещению должны пройти обучение основам веры.

84-й канон Трулльского собора о необходимости крестить найдёнышей, если неизвестно, были ли они крещены.

3-й канон Лаодикийского собора о том, что недавно крещёных не подобает производить в священнический чин.

46-й канон Лаодикийского собора о необходимости катехизации перед крещением.

47-й канон Лаодикийского собора о том, что оглашенные принявшие крещение в болезни, обязаны после выздоровления продолжить изучение веры.

8 канон VII Вселенского собора о запрете крещения евреев, продолжающих «скрытно субботствовать».

26-й канон Карфагенского собора о запрете крестить и причащать покойников.

124-й канон об анафеме отвергающим необходимость крещения младенцев или отрицающих для них крещение во оставление грехов.

5-й канон свт. Кирилла Иерусалимского о том, что оглашенные, подвергнутые отлучению в наказание за грехопадения, находящиеся при смерти, да крещаются и да не отходят от жизни сей без причастия.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka