- Этапы покаяния
- Каждая исповедь – ступень
- Чем истинное христианское покаяние отличается от механического перечисления грехов?
- Чем покаяние отличается от раскаяния?
- Возможно ли покаяние после смерти?
- Справедливо ли определять для человека участь в вечности на основании краткой земной жизни?
- Возможно ли покаяние для неверующих?
- Часто можно слышать от людей, далёких от Церкви: «Легко вам, православным, греши сколько хочешь, потом достаточно об этом на исповеди сказать и священник все грехи отпустит»? Так ли это?
- Кратко о покаянии
- Цитаты о покаянии
Покая́ние (от греч. μετάνοια (метанойя) – перемена сознания, переосмысление, прозрение):
1) глубокое раскаяние, сокрушение о грехах, характеризуемое печалью и скорбью, вызванной уязвлением совести, но главное, живым ощущением разлучения с Богом; сопровождаемое твердым желанием очищения, преображения жизни; упованием и надеждой на Господа. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
2) Таинство Церкви, в котором, по искреннем исповедании грехов перед лицом священника, человек по милосердию Божию силой Божественной благодати освобождается от греховной нечистоты.
Этапы покаяния
Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другое. За изменением ума следует изменение сердца, которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание любви и святости Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время, благодатное вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.
Следование Божественным заповедям встречает сопротивление падшего человеческого естества, отчего покаяние неразрывно связано с напряжением воли в движении от греха к Богу или подвижничеством. В подвижничестве от человека требуется искреннее желание преодолеть грех, а от Бога подается благодать для его преодоления. Покаянный подвиг – дело всей жизни человека, поскольку человек всю жизнь должен стремиться к соединению с Богом и освобождению от греха.
Мы грешим:
- против Бога,
- против ближнего и
- против самих себя.
Грешим делами, словами и даже мыслями. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых.
Различают 3 этапа покаяния:
- мысленно или гласно покаяться в грехе, как только его совершил и осознал;
- вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения во время совершения вечернего молитвенного правила;
- исповедать его в Таинстве Покаяния и получить прощение от Бога.
Явно исповедь принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», – свидетельствует священник. См. Подготовка к Исповеди
Каждая исповедь – ступень
В разрешительной молитве, которую священник читает над каждым человеком индивидуально, есть такие слова: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви… подаждь ему образ покаяния…» То есть время для покаяния вроде уже кончилось, вроде человек исповедался, а просит Господа, чтобы подал ему образ покаяния. А почему? Потому, как говорят святые отцы, что, когда человек входит в темную комнату, он вначале не видит ничего, а потом глаза отдыхают, он начинает различать крупные предметы, потом более мелкие, а если осветить комнату, то он будет еще более подробно всё видеть – от исповеди к исповеди человек духовно прозревает.
Покаяние в грехах подобно исцелению от болезней: одни болезни лечатся быстро и сравнительно легко, а другие годами и большими усилиями. Каждая исповедь – есть ступень для следующего этапа. Господь потом ещё открывает, ещё, по частям. Сначала – самое главное, заметное, потом меньше, меньше, меньше, даже до слов иногда вспоминается то, как человек согрешил. Это и есть тот труд покаянный, который совершает человек, старающийся избавиться от грехов.
Чем истинное христианское покаяние отличается от механического перечисления грехов?
Отношение к покаянию как к механическому действию освобождения от гнёта греха строится на ложной, грубо-юридической интерпретации учения о Спасении и подразумевает, в качестве главного условия, необходимость механического перечисления грехов. Сообразно этой идее, самое важное – озвучить грехи перед священником; тот в свою очередь помолится, а Бог, будучи бесконечно милосердным, непременно откликнется и простит.
В действительности же основа покаяния должна лежать не только в осознании вины, но и в твердом желании внутреннего очищения, изменения жизни, искоренения греховных желаний, греховных страстей. Плодом покаяния должны быть не только слёзы сожаления о грехе, но и добрые дела. Без такого стремления невозможно уподобление Богу, обожение. Если человек, каясь о грехах, имеет в виду вышесказанное, Бог помогает ему, укрепляет духовные силы, утверждает в добре.
По мере возрастания в праведности человек начинает замечать в себе и сокрушаться даже и о таких помыслах, мыслях, поступках, о которых раньше не задумывался (в плане нравственной оценки) или же вовсе не считал их грехами. Чем чище и совершеннее становится человек, тем выше становится и его способность к должному восприятию благодати, тем выше радость от общения с Богом и выше способность жить по законам Царства святых.
Механическое покаяние свидетельствует о непонимании человеком собственной греховности. И если оно постоянно сопровождается нежеланием кающегося отказываться от греха, нежеланием работать над собой, в этом может усматриваться злое упорство, грубое пренебрежение Божьим законом: мол, понимаю, что согрешаю, но исправляться, увы, не желаю.
По этой причине спутником механического покаяния нередко выступает самооправдание и обвинение ближних. Христианское же покаяние требует признания и осмысления собственной вины и не подразумевает перебрасывания личной ответственности на других.
Чем покаяние отличается от раскаяния?
В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины – покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. Мф.27:3–5), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метанойя) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ – заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.
Возможно ли покаяние после смерти?
Покаяние как средство очищения человека от скверны греха, средство восстановления личностных отношений с Богом возможно для человека только в рамках земной жизни. Земная Церковь предоставляет ему для этого все необходимые благодатные дары.
В ад же человек попадает в том случае, если не уделяет спасению должного внимания или даже прямо противится Божьему Промыслу о спасении. Собственно, поэтому ад и становится его посмертным пристанищем до дня Страшного Суда, как закономерный итог добровольно выбранного им жизненного пути.
Несмотря на то, что в аду нет места покаянию (изменению жизни в соответствии с Божьими Заповедями), там есть раскаяние (сожаление о совершённом грехе), и причём очень мучительное. Однако раскаяние грешника в аду – в отличие от покаяния праведника, сожалеющего о совершенном грехе прежде всего как о преграде к общению с Богом, часто обусловливается ужасом положения и сожалением об утрате земных благ, а его отношение к Богу часто сопровождается ожесточением.
Это душевное состояние можно охарактеризовать так: раскаяние есть – а любви к Богу нет, и желания жить по законам святых – тоже нет. Получается, что даже если бы он, пребывая в таком состоянии, и был переведен в Царство святых, разве он радовался бы там той же радостью, которую испытывают святые? Если Бог ему не нужен, а заповеди чужды или, что хуже, ненавистны, что ему делать в Раю?
Собственно расположенность души к аду или Раю безошибочно выявляется уже и на частном суде. Стало быть, невозможность покаяния за гробом нельзя сводить к грубому юридизму, мол грешник и рад бы принести покаяние, да Бог не дозволяет: грешник сам запирает для себя двери к покаянию, двери к Царству Небесному, ещё на земле.
Справедливо ли определять для человека участь в вечности на основании краткой земной жизни?
Грехи имеют свойство перерастать в страсти, а добрые дела – в добродетели. Времени земной жизни человека вполне достаточно для того, чтобы духовно определиться по отношению к Богу, приобщиться к Его благой воле или воспротивиться ей, избрать спасение или погибель.
Возможно ли покаяние для неверующих?
cвященник Николай Лызлов
Одна прихожанка в некотором недоумении рассказывает: «Я никак не могу бросить курить. И молюсь, и исповедуюсь, и помощи Божией прошу, а никак грех курения победить не могу. А вот мой коллега, человек вообще неверующий, подумал, что курение это плохо, взял и бросил. Значит, он победил грех, а в книгах мы читаем, и в проповедях отцы говорят, что без помощи Божией, без молитвы победить грех невозможно».
Действительно, так бывает, можно привести и множество других примеров, как православный человек не может справиться, например, со злоупотреблением алкоголем, а другой человек, просто желающий вести здоровый образ жизни, и про Бога не думает, на исповеди не кается, а взял и бросил. Но ведь грех – это не просто конкретный поступок или наша привычка, но – это состояние нашей души, это то, что отделяет нас от Бога. В принципе, грех у нас один: он в том, что мы отпали от Бога – и потому, что носим печать первородного греха, и в результате своих собственных грехов. Мы не можем видеть Бога, с Богом общаться, у нас и потребности нет Его видеть, – вот это и есть грех. А все конкретные проявления – курил человек, или еще что-то делал – это только частности. Можно не курить, не грабить банк, не воровать, и при этом быть далеким от Бога.
Исходя из такого понимания, очищение от греха, покаяние – это перемена образа мышления, образа жизни. Это вообще – другая жизнь: человек жил вне Бога, вся жизнь его была без Бога, он не думал о грехах, а сейчас он покаялся, отрекся, переменился, начал жить для Бога, для соединения с Ним.
Часто можно слышать от людей, далёких от Церкви: «Легко вам, православным, греши сколько хочешь, потом достаточно об этом на исповеди сказать и священник все грехи отпустит»? Так ли это?
протоиерей Дионисий Свечников
Конечно же, это не так.
Во первых, православным не легко. Потому, что кому больше дано, с того и спрос больше. Православный – это не тот, кто носит крестик, приходит на Пасху в храм освящать куличи и ныряет в прорубь на праздник Крещения Господня. И вовсе не тот, кто иногда соблюдает Великий пост, потому, что это полезно для здоровья или ездит в паломничества, чтобы зарядиться положительной энергетикой. Все перечисленное именуется не православием, а обрядоверием – верой в действенность неких обрядов и действий. Православный – это тот, кто не просто говорит, что он верит в Бога, а имея веру, живет по заповедям Божьим. Любить ближнего, прощать обидчиков, молиться за врагов, творить добрые дела, при этом не забывая регулярно посещать храм, исповедоваться, причащаться, творить молитву – это далеко не полный список того, что предписывает православное христианство своим последователям. Если кто-то думает, что духовная жизнь православного христианина, неотделимая от него ни в каких обстоятельствах – это легко и беззаботно, то он ошибается. Человеку, далекому от Церкви, гораздо проще – его не сковывает ничто, кроме собственной совести и моральных устоев того общества, в котором он живет. И пусть он не подозревает, что совесть – это голос Бога в его душе, но он не обременен необходимостью стараться быть лучше и постоянно работать над этим. У христианина есть идеал, к которому надо стремиться – Христос, а у человека, далекого от христианства, даже самый высокий идеал не идеален.
Во вторых, утверждение «греши сколько хочешь» совсем не вяжется с христианством. В Евангелии нет ни единого призыва грешить сколь угодно много. Наоборот, Господь Иисус Христос, исцелив человека, который был болен в течение 38 лет, сказал ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Спаситель ясно дает понять, что грех действует на человека плохо, поражая не только душу, но и физическое естество. Здравомыслящий человек, осознавая эту закономерность, вряд ли станет сознательно грешить, не задумываясь о последствиях. Тем паче, что последствия могут оставаться частично или полностью. Например, если человек подвержен греху пьянства или наркомании, то вполне может заработать себе массу болячек – развивается цирроз печени, нарушается работа сердца и головного мозга, повышается риск онкологических заболеваний, страдает психика. У таких людей чаще рождаются больные дети. Даже если алкоголик или наркоман бросит употреблять спиртное или наркотики, принесет искреннее покаяние в грехах, то физиологические последствия все равно никуда не денутся – подорванное здоровье в полной мере не восстановится. Печальные последствия для психики ожидают и людей, длительное время находившихся в сектах или увлекавшихся оккультизмом. Психиатрам, психологам и священникам хорошо известны случаи, когда после сект и занятий оккультизмом люди заметно повреждались умом, и эти приобретенные болезни в какой-то степени лишь смягчались после покаяния и обращения к Богу.
В третьих, недостаточно просто сказать на исповеди священнику о своих грехах, и он всё отпустит. Главное условие на исповеди – это не сказать, а принести покаяние. Исповедь – это не отчет о грехах за определенный период, а Таинство покаяния. Покаяние по-гречески звучит как «метанойа», что в буквальном переводе означает «исправление ума». Мало просто назвать свой грех на исповеди, констатируя его наличие, нужно исправляться, а это невозможно без переосмысления своей жизни, изменения отношения к греху. Но самое главное – исповедь не работает в «автоматическом режиме». Это не автомат с газировкой. Совершителем Таинства покаяния, как впрочем, и любого другого из семи Церковных Таинств, является Сам Бог. Именно Он прощает грехи, в которых человек кается. А если нет покаяния, а есть только перечисление грехов, то и прощать нечего.
Подводя итог, хочется отметить, что даже само намерение совершить грех, сопровождаемое мыслью о том, что можно потом пойти на исповедь и покаяться, уже является грехом. А умышленное совершение греха с мыслью о прощении его на исповеди, является грехом еще большим, чем аналогичный грех без такой мысли.
Кратко о покаянии
Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога (заповедями).
- Таинство покаяния – это такое Таинство, в котором верующий при раскаянии в своих грехах и исповедании их Богу перед священником получает через него от Бога отпущение грехов.
- Подчеркнем, исповедующийся человек кается перед Самим Богом, а не перед священником: в данном случае священник – свидетель искренности покаяния, посредник, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог.
- Таинство покаяния – это не насильственное извлечение священником из грешника сведений о его грехах, не допрос с вынесением итогового обвинительного приговора, но и не беседа о недостатках, и сомнениях грешника. Между тем, по мере исповедания грешника священник вправе задавать ему уместные вопросы, а по завершении его исповеди, если это уместно, назначить епитимию.
- Таинство покаяния подразумевает сердечное сокрушение грешника о своих грехах, желание очищения, умирания для греха и оживления для святости.
- Ошибочно думать, что формальное перечисление своих грехов – тоже Таинство покаяния.
- Возможность участвовать в Таинстве Покаяния – один из удивительнейших даров, которые падший человек получил от Бога: сколько бы мы ни отступали от Бога и ни предавали Его, Он все равно оставляет нам возможность возвращения к Нему.
- Покаяние имеет несколько аспектов: осознание греха, раскаяние в нем, исповедание его пред Богом и, безусловно, желание измениться.
- Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется, искреннее сокрушение о грехах и истинное их исповедание, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
- Надлежащее участие христианина в Таинстве Покаяния может способствовать умиротворению его совести, установлению мира в душе, удержанию от тех или иных грехов.
- Если грешник испытывает нужду в обстоятельной беседе со священником, в его советах, рекомендациях, для этого можно встретиться с ним в удобное для него время; нет необходимости обязательно делать это во время совершения Таинства Исповеди.
- Пренебрежение участием в Таинстве Покаяния и откладывание этого на потом может способствовать притуплению совести и даже духовной смерти, кроме того, человек может умереть раньше, чем успеет покаяться: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).
- Таинство покаяния установлено Самим Господом, сказавшим своим ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23).
Цитаты о покаянии
«Сделанное после крещения требует великого старания, чтобы оно опять было изглажено. Так как уже нет второго омовения, а нужны наши слезы, покаяние, исповедь, милостыня, молитва и всякое другое благочестивое занятие, то и очищаются сделанные после крещения грехи с великим трудом и усилием».
свт. Иоанн Златоуст
«Грехи наши и падения были видимы миру, но наше покаяние было ведомо и зримо только одному Господу Богу».
игумен Феодосий
«Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».
прп. Исаак Сирин
«Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения».
прп. Иоанн Лествичник
«Если ты грешник, знающий свое беззаконие; и грех твой, будучи пред тобою выну, не дает покоя твоей совести: хотя и низко в сем случае ты стоишь, но и ты воззри на высоких Апостолов. И первоверховный Петр не был ли на время отрекшимся от Христа? И первоверховный Павел не был ли некогда гонителем Церкви? Но слезы покаяния и глубоко падшаго Петра возстановили в верховное Апостольство: а покаяние Павла, еще и не начатое, но провиденное, принято простертыми с небес объятиями Спасителя грешников: что же ты унываешь, грешник, и отягчаешь себя отчаянием? Возми крест покаяния и надежды, и лети на высоту благодати».
свт. Филарет Московский
«Истинное покаяние заключается в том, чтобы не только исповедать поистине грехи свои, но и не возвращаться также на прежние злые дела, но проводить жизнь свою в непрерывном ее исправлении; не только не возвращаться к прежнему, но и с сокрушением сердечным жалеть о преждесодеянном; не только же жалеть, но и дать удовлетворение за содеянные грехи немалыми трудами покаяния, которые не только сравнялись бы с содеянными грехами, но и превзошли бы их. Суетно покаяние того, кто недолгим от брашен воздержанием и единодневным пощением хочет многократное объедение и пьянства покрыть. Тщетно покаяние того, кто каким-либо кратким и легким умерщвлением своего тела думает очистить себя от долговременных и тяжких смертных грехов. Неправедно покаяние того, кто немногими воздыханиями и биениями в перси надеется оправдаться от многих неправд как убийства, хищения, грабления, братоозлобления и тому подобных прегрешений. Сомнительно прощение грехов того, кто малыми только слезами (кроме других, истинному покаянию подобающих подвигов и трудов) великие скверны и беззакония чает смыть и избавиться от вечных мучений […] Человек есть мысленное древо, имеющее корень покаяния своего в помысле и намерении исповедания грехов; имеет он и листья – это уже само исповедание грехов Богу пред отцем духовным и обещание исправления; плоды же этого древа – удовлетворения и подвиги. Познается поэтому истинное покаяние не по корню намерения и не по листьям исповедания и обещания, но по самым плодам удовлетворения. Утверждай намерение как корень, умножай слова как листья, но если ты не имеешь достойных покаяния плодов, подвигов, говорю, трудов и усердного тщания об удовлетворении за грехи, то бойся проклятия».
свт. Димитрий Ростовский
«Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.
архиепископ Иоанн Шаховской
«Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией».
диакон Андрей
«Исповедь – это примирение. Мы говорим: «Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить». Величина греха измеряется не какими-то объективными мерками, а той любовью, которая у нас есть или которой нет».
митрополит Сурожский Антоний
«И почему в мире считают, что каяться легко? Покаяние есть отказ от греха, а не только его исповедование. Понимаешь, что злословишь, – так перестань. Чревоугодием обременен – так постись. Понял, что курение вред, – так брось. Покаяние – это поступок».
протоиерей Евгений Шестун
«Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут, ясны грехи. Иначе – приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце».
священник Александр Ельчанинов
«Нельзя говорить, что за все то зло, за все те ошибки и преступления, которые я совершил в своей жизни, мне нет прощения и спасения. Даже если ты взорвал весь мир и остался один на этой планете, у тебя все равно есть надежда на спасение, потому что существует покаяние, которое проистекает из смирения. Смиренный человек всегда приходит к покаянию, а гордец никогда, он только отчаивается».
митрополит Афанасий (Николау)
Литература по теме
- Зачем каяться
- Можно ли быть хорошим и не спастись? А. Ткаченко
- Может ли неверующий человек быть нравственным? А. Ткаченко
- О грехе и покаянии (почему стул не наследует жизнь вечную?) о. Д. Смирнов
- Может ли неверующий попасть в рай за свой подвиг? С.Л. Худиев
- О покаянии
- Покаяние Библейская энциклопедия
- Покаяние старец Сергий (Шевич)
- О покаянии архим. Софроний (Сахаров)
- Умное делание начинается с покаяния прот. Иоанн Журавский
- Путь покаяния старец Иосиф Ватопедский
- Практика покаяния в древней Церкви прот. Андрей Лобашинский
- Метанойя как изменение духовного опыта А.В. Нестерук
- О боголюбезном и духодвижном покаянии еп. Варнава (Беляев)
- Уроки покаяния по библейским сказаниям еп. Виссарион (Нечаев)
- О «новых» способах очищения грехов свящ. Вадим Коржевский
- Стоит ли откладывать покаяние? С.Л. Худиев
- О Таинстве Покаяния
- Таинство исповеди Текст радиопередачи
- Таинство Покаяния: богословские аспекты архиеп. Евгений (Решетников)
- Покаяние, исповедь, духовное руководство прот. В. Воробьёв
- О начале христианской жизни через покаяние свт. Феофан Затворник
- Почему каяться стыдно, а грешить – нет? иер. А. Ильяшенко
- Один на один с Богом свящ. Алексий Тимаков
- Пояснения к Таинствам Исповеди и святого Причастия свящ. Д. Галкин
- Библейские основания Таинства Покаяния свящ. Димитрий Юревич
- Таинство Покаяния П.Ю. Малков
- О силе исповеди старец Паисий Святогорец
- Практические вопросы исповеди
- Первая исповедь. Взгляд священника иерей Дионисий Свечников
- Ошибки на исповеди чтец Кирилл Борисов
- О чем нужно помнить, готовясь к исповеди свящ. М. Немнонов
- Беседа перед исповедью свящ. Александр Ельчанинов
- Как приготовиться к исповеди прот. Михаил Шполянский
- Возвращение, покаяние и исповедь архим. Нектарий
- Опыт построения исповеди архим. Иоанн (Крестьянкин)
- В помощь кающимся свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О Таинстве Покаяния иг. Петр (Мещеринов)
- Три проповеди об исповеди митр. Сурожский Антоний
- Недостоин тот, кто считает себя достойным иг. Нектарий
- Не стыдись исповедовать грехи свои прот. Григорий Дьяченко
- В чем каяться на исповеди прот. Анатолий Правдолюбов
- Иди и впредь не греши чтец Сергий Федоров
- Медиа
- Аудио. Покаяние
- Мысли христианина о покаянии и причащении прав. Иоанн Кронштадтский
- Фоторассказ о Таинстве Покаяния свящ. К. Пархоменко
- Прочее
- Молитвы, читаемые священником на исповеди
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
- Молитва покаянная, читаемая во дни смуты
- Вопросы и ответы: покаяние
Комментировать