Array ( [_gcl_au] => 1.1.1689042144.1714082177 [_ym_uid] => 1714082177634922668 [_ym_d] => 1714082177 [_ga] => GA1.2.1573702982.1714082177 [_gid] => GA1.2.1873840548.1714082177 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b )

чтец Сергий Федоров
Иди и впредь не греши

Вступление 

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие  (1Ин.3:4)

Существует большое количество пособий по исповеди, зачем нужно еще одно? Перечислю некоторые преимущества:

  • в этом пособии перечислены только те тяжкие грехи, которые квалифицированы как таковые в Библии и/или документах церковного учительства (к сожалению, в известных пособиях обычно не проводится никакой классификации по степени тяжести, а иногда называется грехом то, что таковым считает только автор и/или группа людей в Церкви);
  • при перечислении грехов, каждый из них снабжен обоснованием из Библии и/или авторитетного церковного постановления/документа;
  • значительной части грехов дано четкое определение, чего очень не хватает многим пособиям по исповеди;
  • в ряде случаев обозначены конкретные условия, при которых тяжесть греха усиливается или уменьшается;
  • каждый грех соотнесен с одной из десяти заповедей;
  • при составлении пособия учтены разновидности грехов, которые упомянуты в современных церковных документах;
  • при том, что все возможные грехи охватить невозможно, пособие содержит довольно подробный список основных смертных грехов и некоторых их вариаций.

Всякий грех является беззаконием (1Ин.3:4). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании (1Ин.5:16). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи.

Мы совершаем смертный грех, при одновременном наличии трех условий. А именно, если:

  • находимся в зрелом (совершенном) возрасте;
  • грешим против определенной Божественной заповеди в нарушение любви к Богу и ближнему (то есть этот грех всегда против какой-то конкретной заповеди, которая находится в Библии);
  • совершаем его по собственному желанию и намерению (см.: Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 21).

Совершение смертного греха является трагическим событием в духовной жизни христианина. Его не получится сделать случайно, это сознательное попрание велений совести и Божественного Закона. Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – «в нашу совесть входят стыд и страх» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Имея на душе даже один тяжкий грех, нельзя причащаться.

Такие грехи требуют обязательной исповеди перед священником и очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Помните, что нет такого греха, который не мог бы быть прощен при условии искренней веры в спасительные заслуги Господа Иисуса Христа и покаяния: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9). Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, «мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Покаяние в тяжком грехе должно включать в себя обязательное принесение плодов покаяния (исполнение епитимии).

Нарушение законных предписаний государственной или церковной власти (прежде всего, относящихся к дисциплине) может стать тяжким грехом постольку, поскольку человек сознательно не желает повиноваться этой власти, чем нарушает заповедь Божью: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим.13:1) и «Если и Церковь не послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). В связи с многочисленностью таких предписаний, они практически не упоминаются в данном пособии.

Грех несмертный (обыденный, простительный) «есть тот, которого ни один человек избежать не может, за исключением Христа и Девы Марии. Но такой грех не лишает нас благодати Божией и не подвергает вечной смерти. О таком грехе Писание говорит: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8). Таким грехам нет числа; впрочем, сюда относятся собственно те, которые не включаются в смертные» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43). Мы совершаем обыденный грех, когда наши действия привносят некоторую неупорядоченность в духовную жизнь, однако при этом не противны любви к Богу и ближнему (например, через празднословие, неумеренный смех, неумышленный перебор в употреблении алкоголя и т.п.), или же, когда не подчиняемся прямым предписаниям закона Божия, но не совсем сознательно или без полного согласия.

Признаком несмертности греха для нас может быть то, что он не погашает у нас духовной жизни, не отдаляет от Бога, мы ощущаем смелость в молитве и можем искренне общаться с Богом. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет о вещах безразличных (нравственно нейтральных), если они совершаются не с дурной целью, но и не с доброй, а в естественном порядке, и имеют негативное влияние на наше духовное состояние.

Однако Церковь предостерегает нас, чтобы мы не пренебрегали и обыденными грехами, так как они тоже оскорбляют Бога, и если «не очищаются покаянием, то открывают вход смертным грехам и производят в человеке холодность, нерадение и небрежение к исполнению заповедей Божиих» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43). Нам следует приносить в них покаяние Богу ежедневно, каждый раз, когда мы замечаем их за собой, и особенно – после отхода ко сну, «во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их перед Богом.. и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43).

Это различение грехов полезно помнить, конечно, вовсе не для того, чтобы позволять себе грешить. По словам свт. Феофана Затворника, знать это «не бесполезно для нравственного внутреннего порядка, для изощрения нравственного чувства, особенно для избежания смятений совести или уврачевания этой ее болезни. Ибо иной на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил. Такого решительное, мирное, численное определение тяжести грехов очень вразумит. Но и для беспечного это может быть спасительно, чтобы потрясти и устрашить, если по самозабвению слишком легкомысленно думает о своем грехе и порочном поведении» (О нашем спасении. Собрание творений. М., 2003. С. 157).

Если Вы очистили душу через исповедь перед священником, понесли епитимию (т. е. принесли достойные плоды покаяния, загладили грехи противоположным им добром) за тяжкие грехи и не повторяете их, так что Вам нечего сказать на очередной исповеди – это совершенно нормально, Вы обычный человек. Христианин не должен жить в состоянии смертного греха и это норма, которая не требует достижения каких-то особенных высот святости. Говоря об этом, свт. Иоанн Златоуст замечает: «Есть ли в заповедях что-нибудь трудное, превышающее нашу природу? Нет, мы не найдем в них ничего такого; даже еще найдем противоположное. Они настолько же легки, насколько порок труден» (Беседы на Евангелие от Матфея, 56). Покаяние же в более мелких, повседневных грехах должно быть ежедневной практикой, которая не обязательно соотносится с исповедью перед священником.

Что касается надлежащего испытания совести перед каждым причастием, то здесь полезно помнить принцип, изложенный прп. Никодимом Святогорцем в книге о непрестанном причащении: «Хочешь ли ты, христианин, очиститься и от тех мельчайших прегрешений, которые ты, как человек, допускаешь или глазами, или ушами своими? Тогда приступай к Таинству со страхом и сокрушенным сердцем — и очистишься, и будешь прощен. В этом удостоверяет святой Анастасий Антиохийский: «Если мы совершаем некие малые, человеческие и прощаемые провинности, будучи скрадываемы или языком, или слухом, или глазами, или тщеславием, или печалью, или гневом, или чем-нибудь подобным, то, укоряя себя и исповедуясь Богу, да причащаемся таким образом Святых Тайн, веруя, что Причащение совершается во очищение всего этого» — однако не от тяжелых или злых и нечистых грехов, которые мы совершили».

Надеюсь, что мой скромный труд будет полезен благочестивым православным христианам, как священнослужителям, так и мирянам.

чтец Сергий Федоров, магистр богословия

I. Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов пред лицом Моим 

☠ Безбожие (Рим.1:19-20) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Многобожие (Исх.20:3) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Занятие магией, экстрасенсорикой, оккультизмом, гаданием, астрологией (вера в то, что люди связаны со звездами, управляющими их судьбой), спиритизмом; обращение к магам, экстрасенсам, гадалкам, медиумам, прорицателям, бабкам (Втор.18:10-14; 7 канон свт. Василия Великого; 36 канон Лаодикийского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Использование магических заклинаний и заговоров, различных оккультных методик воздействия на психику (Откр.21:8) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Использование талисманов/оберегов, следование суевериям (1Кор.6:10; 36 канон Лаодикийского собора)

☠ Отречение от православной христианской веры (даже на словах)/переход в другую религию по любой причине (Мф.10:33) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Неверие – признание, что Бог есть, но неверие Его провидению и откровению (2Фес.1:8-9; Откр.21:8) – полностью лишает членства в Церкви как и грех ереси!

☠ Ненависть к Богу (Мф.22:37; Рим.1:30) — полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Ересь – намеренное и постоянное опровержение церковного догмата, или явное исповедание и защита какого-нибудь догматического заблуждения, осужденного Церковью (Гал.1:9) — полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Неверие в то, что все постановления Вселенских и Поместных соборов, одобренных первыми, происходят от Святого Духа (1Тим.3:15; Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 72). — полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Раскол – 1) отделение от Православной Церкви по причине несогласия относительно некоторых второстепенных предметов церковного учения и в таких вопросах, которые легко решить; 2) отказ в послушании законной иерархии (Рим. 16:17).

☠ Умышленное пренебрежение общественным богослужением, как чем-то ненужным для спасения (5 канон Гангрского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Отчаяние – полная потеря надежды получить от Бога благодать и спасение (Мф.18:14) (грех против Святого Духа).

☠ Излишняя надежда на милосердиe Божие – когда кто-нибудь, продолжая сам грешить, надеется, что Бог не заключит от него Своей благодати и не накажет его; таким образом Божественное правосудие считается за ничто (Рим.2:4-5) (грех против Святого Духа).

☠ Упорное отрицание (противоборство) Истины и добра через попрание совести (сознательное служение злу) (Рим.1:18) – грех против Святого Духа, полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Лень и нерадение по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению (лень и нерадение, которые преодолеваются усилием воли, грехом не считаются) (Иер.48:10; Мф.22:37)

☠ Любовь к чему-либо больше, чем к Богу (Лк.14:26).

☠ Любое почитание чего-нибудь или кого-нибудь богом своим, и надежда на это (Исх.20:3). Любое дело, даже самое безобидное, может стать греховным, если превратится в безудержную страсть.

☠ Искушение Бога – действие, мотивированное желанием испытать Бога в чем-либо (Втор.6:16). Человек искушает Бога, когда, имея под рукой все необходимое для того, чтобы избежать опасности, он безо всякой на то причины выбирает опасность, как бы испытывая, избавит ли его от нее Бог. Например: отказ от лечения естественными средствами, которые способны поправить здоровье, мотивированный желанием получения исцеления напрямую от Бога.

☠ Человекоугодие – угождение людям в ущерб угождению Богу (Гал.1:10)

☠ Человеконадеяние – надежда более на свою собственную деятельность, нежели на благодать и провидение Божие, более на свою мудрость и дарования, или на свою силу, или на множество и знаменитость своих друзей (Иер.17:5)

☠ Страх, подверженность которому приводит боящегося к сознательному нарушению заповеди Божией (Откр.21:8).

☠ Эксперименты, меняющие природу человека (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. III.3)

☠ Гнушение (отвращение) какой-либо пищей или алкогольным напитком по религиозным мотивам, а также осуждение людей, употребляющих их (1Тим.4:2-3; 51 канон св. апостолов, 2 канон Гангрского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

II. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им 

☠ Идолопоклонство (Исх.20:4-5) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Вера в судьбу (рок), несовместимая с верой в разумный Промысл Божий (Мф.10:29-30; 61 канон Трулльского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Следование языческим обычаям, имеющим религиозное основание (2Кор.6:14-16)

☠ Поддержка агрессивного национализма, ксенофобии, национальной исключительности, межэтнической вражды (Мф.6:24; 22:39; Основы социальной концепции РПЦ. II.4, далее – ОСК РПЦ).

☠ Чревоугодие (объядение) – чрезмерное употребление пищи и пития (Флп.3:19). Чревоугодие становится тяжким грехом при условии, что человек так твёрдо прилепляется к наслаждению им как к своей цели, ради чего отвращается от Бога и от повиновения заповедям Божиим. Простое вкушение пищи и питья сверх необходимого, по словам блаженного Августина, является наименьшим из грехов, то есть несмертным.

☠ Лакомство – чрезмерное услаждение теми видами пищи, которые доставляют нам особенное удовольствие (Флп.3:19). Само по себе наслаждение пищей грехом не является (1Тим.6:17).

☠ Пьянство – неумеренное желание и употребление алкоголя (1Кор.6:10). Пьянство становится тяжким грехом при условии, что человек отдаёт себе отчёт в том, что пьёт неумеренно и опьянеет, и всё же предпочитает напиться, чем воздержаться от питья.

☠ Азартные игры (2Пет.2:14; 42 и 43 канон св. апостолов)

☠ Гордость – неумеренное и несправедливое желание собственной славы, с целью превзойти других, подобных себе, достойно или недостойно (Иак.4:6)

☠ Рвение – предосудительная соревновательность, ненасытное стремление обойти всех; такому человеку важно, чтобы другие это видели и знали (Рим.1:29)

☠ Несправедливое дурное мнение о ближнем (1Кор.4:5)

☠ Греховное осуждение духовенства и мирских людей (Мф.7:1). Греховное и праведное осуждение отличается, главным образом, целью: первое мотивировано желанием причинить зло человеку или превознестись над ним, последнее – обличить и/или исправить порок ближнего.

☠ Тщеславие – ярко выраженное (внутренне или внешне) стремление к земной славе, бесполезной в отношении спасения и вечной жизни; страсть к земным почестям, почитанию (Гал.5:6). Тщеславие становится тяжким грехом, при одном из следующих условий: а) если кто-либо хвалится чем-то ложным, что противно тому почитанию, которое мы должны воздавать Богу (Иез.28:2); б) когда человек предпочитает Богу преходящее благо, которым хвалится (Иер.9:23-24); в) когда человек предпочитает свидетельство человека свидетельству Бога (Ин.12:43); г) человек в своём стремлении к славе видит свою конечную цель, определяя все, в том числе и добродетельные дела, к тому, чтобы её обрести, и не удерживаясь при этом даже от совершения того, что противно Богу (Ин.5:44). Во всех остальных случаях, проявление тщеславия будет грехом простительным.

☠ Лицемерие – несоответствие внешнего поведения внутреннему состоянию души, вызванное желанием выказать себя не таким, каков есть в действительности (Мф. 23 гл.)

☠ Неуместная тщательность и суетливость – чрезмерная попечительность о земных нуждах и делах (Лк.21:34)

III. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно 

☠ Употребление имени Божия в бесполезных и суетных разговорах/источниках информации, особенно же, когда оно произносится лживо или с нарушением благоговения (Исх.20:7)

☠ Богохульство – оскорбительные слова, действия и намерения в отношении Бога или христианской святыни (Лев.24:16)

☠ Кощунство – обращение священных предметов в шутку и поругание (Исх.20:7)

☠ Недостойное причащение Святых Христовых Тайн – причащение в недопустимом состоянии (неверия, озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид, отлучения от причастия) (1Кор.11:28-29).

☠ Ропот на Бога (1Кор.10:10)

☠ Невнимательность в молитве по собственному нерадению, а не по немощи (Исх.20:7)

☠ Суетные разговоры во время богослужения (определение Большого Московского собора 1666–1667 г.)

☠ Ложная клятва – ложь, утвержденная с клятвой (Лев.19:12)

☠ Клятвопреступление – неисполнение справедливой и законной клятвы (1Тим.1:10)

☠ Нарушение обетов, данных Богу (Еккл.5:3)

☠ Принесение и исполнение клятвы, предметом которой является преступное деяние (Мк.6:23-27)

☠ Божба – легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах (Мф.5:34-36)

IV. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему 

☠ Пропуск без уважительной причины воскресного и праздничного богослужения (Исх.20:8-10; Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 60, Ч. 1, вопр. 87)

☠ Работа по воскресеньям и в праздники без необходимости (бытовые домашние дела не считаются работой) (Исх.20:8-10; Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 60)

☠ Пустое времяпрепровождение (безделье) в будние дни вместо полезного труда (Исх.20:9)

☠ Беспечность (лень, уныние) – холодность к вечному спасению души, и нерадение о нем (Евр.6:12; 2Кор.7:10). В таком состоянии человек чувствует холодность и отвращение ко всякому доброму делу; дела спасения представляются ему тягостным, излишним и безблагодарным трудом; он начинает жалеть, что отказался от каких-либо мирских, суетных удовольствий; вечное блаженство видит он в чрезмерно отдаленной от себя будущности. Беспечность становится тяжким грехом не в силу одного внутреннего состояния, но при условии согласия разума. Следует заметить, что если человек огорчается оттого, что кто-то заставляет его делать какое-либо доброе дело, то это не имеет отношения к данному греху, но таковым является его печаль из-за необходимости делать что-либо ради Бога.

☠ Нарушение установленных Церковью постных и праздничных дней и периодов из-за горделивого презрения этих установлений (18 и 19 канон Гангрского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Неисполнение заповеди об участии в Таинстве Евхаристии (Причащения) (Ин. 6:53). Самая минимальная периодичность участия в Таинствах Исповеди и Причащения, согласно предписаниям Церкви – один раз в год (Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 90). Тот, кто не соблюдает и этого, согласно суждению Большого Московского собора, «удалил самого себя от божественной церкви».

V. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле 

☠ Непочтительное отношение к родителям (Исх.20:12), оставление их без помощи во время болезни, старости и невзгод, неисполнение их завещаний, не противоречащих законам Божьему и гражданскому (16 канон Гангрского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Неповиновение родителям (Еф.6:1; Рим.1:30) (до приобретения детьми совершеннолетия и самостоятельности) в том, что не противоречит заповедям Божьим/государственным законам и не выходит за пределы их полномочий (например, родители не могут обязать ребенка вступить в брак или уйти в монастырь, лечиться определенными методами и т.п.)

☠ Злословие (определение приведено ниже), оскорбление и избиение родителей (Исх.21:15-16; 1Тим.1:9) – (данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника).

☠ Непочтительное отношение к духовным и светским властям, начальникам, священникам, учителям, наставникам, благодетелям и вообще старшим по возрасту (1Пет.2:17; Лев.19:32)

☠ Неповиновение духовным и светским властям (их представителям), начальникам, священникам, учителям, наставникам в пределах их полномочий, если их приказы, поручения и благословения не противоречат заповедям Божьим и государственным законам (1Пет.2:13-14)

☠ Несправедливое оскорбление (обличение) властей (Исх.22:28; 84 канон св. апостолов)

☠ Нарушение законных церковных предписаний из-за презрения к власти законодателя (Лк.10:16; Мф.18:17). В Уставе Русской Православной Церкви сказано: «Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания..» (гл. 17, п. 32).

☠ Нарушение справедливых государственных законов из-за презрения к власти законодателя (Рим.13:2; 1Тим.1:9)

☠ Нерадение о христианском воспитании детей, попущение им тяжко грешить (Еф.6:4) и оставление находящихся под непосредственной ответственностью лиц без надлежащего попечения (1Тим.5:8) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Недобросовестное и неусердное исполнение служебных обязанностей (Еф.6:7)

☠ Попустительство в совершении тяжких грехов в зоне своей непосредственной ответственности (для начальника – это его подчиненные; для епископа и священника – их клир и паства, для учителя и наставника – его ученики, для мужа – его жена, для родителей – их дети и т.п.) (1Тим.5:22; Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 44-45)

☠ Неисполнение заповеди о братском исправлении в случае совершения знакомым православным христианином тяжкого греха (Мф.18:15-18; Лк.17:3)

☠ Полная пассивность в борьбе с греховными явлениями (1Тим.5:22; Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 44-45)

VI. Не убивай 

☠ Законопреступное убийство – незаконное лишение жизни человека (Исх.23:7) (данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника).

☠ Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью другого человека или самому себе (Мф.24:49-51). Не является извинением и участие в спорте (поддержка такого спорта), где специально наносятся тяжкие телесные повреждения (ОСК РПЦ. XI.3).

☠ Аборт (совершение и поддержка) (Исх.23:7).

☠ Использование противозачаточных средств, обладающих абортивным действием. К их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту (ОСК РПЦ. XII.3).

☠ Употребление продукции, в основе которой лежит изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития (ОСК РПЦ. XII.7).

☠ Применение методов пренатальной диагностики с целью выбора желательного для родителей пола будущего ребенка (Там же. XII.5)

☠ Все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов (Там же. XII.4)

☠ Присуждение к наказанию (притеснение) человека, невиновность которого известна судье и обвинителям (Исх.23:7; Лев.19:15)

☠ Незаконное укрытие и освобождение убийцы (Лев.19:15)

☠ Оставление человека в смертельной опасности (Лк.10:31-32)

☠ Изнурение подчиненных непосильными работами (Лев.25:46)

☠ Наказание виновного лица с неумеренностью и жестокостью (Исх.23:7).

☠ Пытки и различные формы унижения подследственных (ОСК РПЦ. IX.2)

☠ Ненависть и злоба по отношению к кому бы то ни было, включая себя, пожелание человеку зла и проклятье (1Ин.3:15; Рим.1:29)

☠ Жестокосердие и недружелюбие (Рим.1:31). Жестокосердие – жестокость, как особенность характера, связанная с ожесточением сердца, то есть с состоянием личности, при котором такие естественные для человека душевные чувства (качества) как сердечность, любовь и сострадание к ближнему проявляются крайне незначительно или не проявляются вовсе. Недружелюбие, как грех, всегда мотивировано каким-либо дурным стремлением (например, человек избегает дружбы с людьми, потому что считает их всех недостойными себя, презирает людей)

☠ Злонравие – постоянная сердитость и злючесть, проявляемые в непрестанных вспышках гнева, брани и ссорах; когда человеку нельзя ничем угодить и он всегда будет недоволен (Рим.1:29)

☠ Непрощение обид, злопамятность (Мф.18:34-35; Рим.1:31)

☠ Неправедный гнев – желание мести человеку или группе людей, мотивированное злобой или другим греховным стремлением (Мф.5:22) Такой гнев становится тяжким грехом при условии, что у гневающегося присутствует осознанное желание убить ближнего или нанести ему серьезный ущерб.

☠ Устраивание козней ближнему, злые замыслы (Рим.1:29; Прит.24:8)

☠ Месть – причинение зла кому-либо, чему-либо за нанесенный ущерб, оскорбление и т. п. (Мф.5:39; Рим.12:19) Не следует путать греховную месть и справедливое воздаяние за действия несправедливого (противозаконного) характера. Последнее морально оправданно, если осуществляется в рамках закона и не мотивировано желанием причинить зло.

☠ Оскорбления и угрозы, сознательно мотивированные злобой или другим греховным стремлением (Мф.5:22; Рим. 1:30). Относительно других оскорблений Церковь учит: «Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего; и таковые не только не отлучают себя от этого блаженства, но еще и исполняют свой долг» (Прав. исповедание. Ч. 2, вопр. 35).

☠ Сознательное сокращение собственной жизни и нанесение вреда здоровью (Еф.5:29)

☠ Самоубийство и доведение до него другого человека (Исх.20:13)

☠ Превышение пределов при необходимой обороне (Исх.20:13)

☠ Вооруженная агрессия (Исх.20:13)

☠ Жестокое отношение к пленным и мирному населению противника во время войны, особенно детям, женщинам, старикам (Сир. 8:8; ОСК РПЦ. VIII.3).

☠ Криминальное насилие (Исх.20:13)

☠ Все формы физического, духовного, психологического и эмоционального насилия (Мф.22:39)

☠ Совершение духовного убийства или соблазн (Мф.18:6) (пропаганда неверия, ложных учений, пороков, призывы к церковному расколу, демонстративно греховное поведение, подталкивание других людей к совершению тяжкого греха)

☠ Изобретение новых способов и видов зла (Рим.1:30)

☠ Злонамеренное сокрытие от непросвещенных людей истин веры, сознательное лишение их возможности принять Таинство Крещения (присоединиться к Православной Церкви) (Лк.11:52) – грех против Святого Духа

☠ Презрение – 1) чувство крайнего неуважения; 2) горделивое чувство превосходства; 3) пренебрежительное отношение к человеку (Мф.18:10).

☠ Осмеяние человека, движимое желанием унизить его (1Кор.6:10)

☠ Издевательство над людьми (Лев.19:14; 1Кор.6:10)

☠ Притеснение, ущемление в правах бедных людей, вдов и сирот (Пс.9:38-39; Мал. 3:5) (данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника)

☠ Разногласие (Гал.5:20; Прит.6:19) – преднамеренное разрушение согласия людей в добре.

☠ Бесчинство (2Кор.12:20) – подстрекательство к разногласиям, разобщенности и беспорядкам в обществе и участие в осуществлении этого на деле. Светский аналог церковных расколов. В отличие от разногласия, бесчинство всегда направлено против общественного блага и затрагивает большие группы людей (город, страна).

☠ Использование человеческих эмбрионов в медицине (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. III.3)

VII. Не прелюбодействуй

☠ Блуд – половые отношения между свободными мужчиной и женщиной, не состоящими в законном браке (1Кор.6:9). Сюда же относятся любые добрачные половые связи.

☠ Сводничество – корыстное посредничество между мужчиной и женщиной для содействия вступлению их в блудную связь (Еф.5:3)

☠ Сладострастие – чрезмерное, противоестественное влечение к чувственным удовольствиям сексуального характера (Еф.4:19).

☠ Прелюбодеяние – нарушение супружеской верности (Исх.20:14). Половые отношения неженатого (незамужней) с женатым (замужней) также являются разновидностью прелюбодеяния (Мф.5:32).

☠ Кровосмешение (инцест) – половые отношения с близкими родственниками (в кровном родстве и свойстве) (Лев.18:6-20).

☠ Заключение брака приемных родителей с приемными детьми (О канонических аспектах церковного брака. I)

☠ Полигамия (1Кор. 7:2; 80 канон св. Василия Великого)

☠ Вступление в четвертый брак (рассматривается законами Церкви как грех, худший, чем блуд; см.: определение Константинопольского собора 920 г.)

☠ Вступление в брак монашествующих (Еккл.5:3; 44 канон Трулльского Собора)

☠ Заключение брака между лицами, находящимися в духовном родстве (восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницы с ею воспринятым; восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницы с отцом воспринятой; См.: О канонических аспектах церковного брака. I)

☠ Развод (1Кор.7:10-11; Мф.19:6)

☠ Вступление в брак при жизни законного супруга (Мф.5:32; Рим.7:2-3; 1Кор.7:10-11)

☠ Самовольное оставление (или незаконное изгнание) супруга или супруги (Мф.5:32)

☠ Презрительное, грубое обращение с женой, жестокие побои (Кол.3:19; 1Пет.3:7)

☠ Неисполнение заповеди о любви между супругами (Еф.5:25; Тит.2:4)

☠ Неповиновение жены мужу в пределах его полномочий (1Тим.3:1; Еф.5:22)

☠ Незаконное уклонение от половых отношений в браке, совершенное без согласия другой стороны (1Кор.7:3-5)

☠ Гнушение (отвращение) браком и половыми отношениями (1Тим.4:2-3; 1 канон Гангрского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Не следует путать с боязнью брака и половых отношений, что является не грехом, а скорее – психологической проблемой.

☠ Презрительное отношение к состоящим в законном браке (Евр.13:4; 10 канон Гангрского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния!

☠ Умышленное воззрение с сексуальным желанием на кого-либо, кто не является законным супругом (Мф.5:28), намеренное развитие сексуальных фантазий и наслаждение ими

☠ Просмотр и распространение порнографии (Мф.5:28)

☠ Кокетство – поведение, направленное на умышленное разжигание сексуального желания по отношению к себе (Мф.5:28; Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 66). Кокетство (как и любое украшение внешности) по отношению к супругу грехом не является (1Кор.7:33-34).

☠ Совращение – незаконное нарушение девства, не соединенное с насилием (Втор.22:23-29). Отличается от блуда тем, что это преступление совершается в отношении невинного лица.

☠ Совершение любых действий и потребление/распространение плодов творчества, направленных на разжигание сексуального желания (соблазнительные песни, рассказы, шутки, непристойные пляски, нескромные игры и т. п.) (Мф.18:6; 5:28)

☠ Непристойный смех (Еф.5:4)

☠ Сквернословие (матерная брань) (Кол.3:8)

☠ Противоестественные половые связи, их поддержка и пропаганда (ЛГБТ, зоофилия, педофилия) (1Кор. 6:9) (данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника). Само по себе наличие противоестественного влечения грехом не является, если человек не дает внешнего и/или внутреннего согласия на это.

☠ Осуществление «смены пола» (ОСК РПЦ. ХII.9)

☠ Переодевание в одежду противоположного пола из-за греховных мотивов (языческие практики, сексуальные извращения и т.п.) (Втор.22:5; 62 канон Трулльского собора)

☠ Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушающие исключительность брачных отношений через вторжение в них третьей стороны (ОСК РПЦ. XII.4).

☠ Практика «суррогатного материнства» (Там же).

☠ Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений (Быт.1:28; 1Тим.5:14; Тит.2:4; ОСК РПЦ. ХII.3)

☠ Сексуальное насилие (Втор.22:23-29).

☠ Аутоэротизм и самоудовлетворение (1Кор.7:4; Кол.3:5)

☠ Извращение супружеского акта любым способом искусственного предотвращения зачатия (контрацепция) (Быт.1:28; Еф.5:31; Быт.38:9-10, Окружное послание епископата Элладской Церкви 1978 г.).

VIII. Не укради 

☠ Воровство – тайное похищение чужой вещи (Исх.20:15). Если речь идет о незначительном воровстве (например, ребенок ворует конфеты или мелкие деньги), то оно становится тяжким грехом при условии, что оно соединено с намерением нанести человеку (организации) ущерб. Вообще, воровством (кражей) является то, что считается таковым государственным законодательством. Следует заметить, что, как говорит святой Августин, «пока человек не вернет то, что им было присвоено, его грех не будет прощен».

☠ Грабительство – насильственное незаконное отнятие чужой вещи (1Кор. 6:10)

☠ Похищение людей с преступным умыслом (1Тим.1:10)

☠ Вымогательство – незаконное присвоение чужой собственности и чужого труда, сопровождаемое угрозами.

☠ Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

☠ Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов

☠ Неисполнение обещанного по договору или по завещанию (если это не противоречит заповедям Божиим и справедливым государственным законам)

☠ Сокрытие вора, грабителя, мошенника от правосудия

☠ Святотатство – присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви, а также простое употребление этого на обычные нужды (Рим.2:22)

☠ Симония – покупка или продажа духовных благ (Деян.8:20)

☠ Взяточничество (Прит.17:23)

☠ Тунеядство – 1) получение заработной платы при неисполнении служебных обязанностей; 2) длительное проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда (2Фес.3:10)

☠ Уклонение от уплаты налогов и государственных пошлин (Рим.13:7)

☠ Использование тяжелого положения людей для собственной наживы (например, продажа жизненно необходимых продуктов по слишком завышенной цене) (1Кор.6:10)

☠ Обременение должников ростом займа (Исх.22:25; Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 68)

☠ Непосильное обременение подчиненных работой и налогами (1Кор.6:10)

☠ Обманы при заключении законных договоров (Рим.1:31)

☠ Утаение найденной вещи, особенно когда известен ее хозяин (Втор.22:1-3; 5 канон св. Григория Неокесарийского)

☠ Отказ в оплате честного труда (Иак. 5:4) (данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника)

☠ Несправедливое распределение плодов труда (Иак. 5:4; ОСК РПЦ. VII.3).

☠ Отказ (уклонение от) в помощи (материальной или духовной) человеку (включая врагов), который может привести к тяжелым последствиям для него (Мф.25:41-44; Прит.25:21). Важные условия, при которых не помочь — означает совершить тяжкий грех: а) человек должен действительно нуждаться в жизненно необходимом так, что не способен в этот момент помочь себе сам, а кроме нас, ему надеяться не на кого; б) помогающий должен обладать реальной возможностью/средствами, чтобы помочь человеку и при этом не нанести себе/своим близким серьезный ущерб (человек не обязан отдавать свой последний кусок хлеба или средства, чтобы помочь другому).

☠ Гробокопательство – раскапывание могил с целью их разграбления. Археологические раскопки без корыстных мотивов нельзя приравнять к гробокопательству (Исх.20:15; 4 канон свт. Григория Нисского)

☠ Сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. Как отмечается в одном из церковных документов, «в случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности» (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. IV.7).

☠ Лицеприятие – предпочтение одного человека другому по причине пристрастного к нему отношения (Втор.1:17).

IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего 

☠ Ложь – умышленное искажение некоторой истины (Лев. 19:11). В «Пространном христианском катехизисе» говорится: «Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви».

☠ Лжесвидетельство перед судом (Исх.20:16)

☠ Умышленное извращение правосудия в суде (Лев.19:15)

☠ Клевета – распространение заведомо ложных (а также сомнительных) сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (Рим.1:30)

☠ Одобрительное слушание клеветы (злословия) на другого человека (Пс.100:5)

☠ Несправедливое порицание и осуждение человека (Лк.6:37)

☠ Распространение сплетен (Рим.1:30)

☠ Злословие – высказывания, направленные на то, чтобы навредить репутации человека, распространяемые у него за спиной (Рим.3:14)

☠ Злословие истинно добрых дел человека по зависти к нему (Мф.12:24, 31-32) – грех против Святого Духа.

☠ Необоснованное обвинение (тайное злословие) доброго человека в лицемерии по зависти к нему (Мф.12:24,31-32) – грех против Святого Духа.

☠ Хитрость, употребляемая во зло (2Кор. 4:2)

☠ Страсть к спорам, мотивированная тщеславным намерением всегда мыслить иначе, чем мыслят другие, и желанием выстоять на своем (1Кор.3:3)

☠ Искажение информации о жизни тех или иных религиозных общин, народов, социальных групп, личностей (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. IV.4)

X. Не желай ничего, что у ближнего твоего

 ☠ Зависть – печаль и скорбь сердца о благополучии ближнего, напротив – радость и удовольствие, когда ему плохо (Рим.1:29)

☠ Корыстолюбие (алчность, сребролюбие) – неумеренное желание богатства и имущества (Рим.1:29). Алчность не знает меры и чести, любые средства для обогащения считаются оправданными. Если любовь к богатству столь велика, что предпочитается любви к Богу, так что человек из любви к богатству не боится делать что-либо против любви к Богу и ближнему, то тогда это является тяжким грехом. Если же человек и излишне любит богатство, но все же не предпочитает любовь к нему любви к Богу и не желает ради богатства делать что-либо противное Богу или ближнему, то тогда это является простительным грехом.

☠ Пожелание человеку и/или совершение действий, которые нарушают золотое правило нравственности: «Чего сам себе не желаешь, того и другому не должен делать» (ср.: Мф.7:12)

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka