Покаяние: содержание понятия
Слово «покаяние» происходит от глагола, исходное значение которого «понимаю впоследствии, изменяю свое мнение». В Ветхом Завете соответствующее слово происходит от еврейского глагола, означающего «возвращаться», т. е. отказаться от греха и устремиться к Богу (ср.: Иер.18:11). В Новом Завете термин сохраняет значение нравственного возвращения. Но в духе новозаветного учения покаяние оказывается уже необходимым условием для достижения Царствия Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). В святоотеческой письменности появляется целая гамма толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние». Согласно Клименту Александрийскому, покаяние – это исцеление1, согласно прп. Иоанну Лествичнику, оно – «примирение с Богом», «сознательное очищение», «добровольное претерпевание всех скорбей»2, согласно прп. Симеону Новому Богослову – «сознательная борьба с самим собой»3. В богословских категориях, выработанных в средневизантийской патристике, покаяние касается не природной «воли», а «желания, выбора, произволения»; не самой «природы», а «способов» или «образов» ее бытия. Прп. Максим Исповедник писал: «Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца»4.
Таково вообще значение слова «покаяние». Но в сакраментологии под Покаянием как названием таинства подразумевается особое церковное действие – исповедь грешника и совершение определенного чина священнослужителем. Так, блж. Симеон Солунский писал, что Покаяние – это «одно из таинств»5.
Определения
В соответствии с заглавием, в настоящем докладе будут затронуты именно богословские аспекты таинства Покаяния. Существует множество специальных вопросов, касающихся исторического становления современного чинопоследования этого таинства, его святоотеческих толкований, дополняющих и обогащающих одно другое, а также канонических аспектов (включая сложный вопрос о покаянной дисциплине), – но все это предполагается отразить в отдельных сообщениях, нас же в данном случае интересует доктринальная сторона темы.
Традиционно таинство Покаяния рассматривается как одно из семи таинств Церкви. Напомним его краткие определения:
«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом»16.
«Таинство Покаяния есть Богоучрежденный обычай, в нем Бог через иерея прощает совершенные после Крещения тем, кто искренно кается и исповедает их священнику»7.
Структура таинства
Рассмотрим составляющие элементы таинства Покаяния. В догматических богословских системах было принято отдельно рассматривать т. н. невидимую и видимую стороны таинств. В Покаянии т. н. невидимая сторона таинства включает, с одной стороны, раскаяние христианина в своих грехах, а с другой – прощение этих грехов Богом. Видимая же сторона состоит, во-первых, в устном исповедании грехов перед священником и, во-вторых, в разрешении грехов кающегося со стороны священника.
Поэтому схематически структуру таинства можно представить следующим образом:
(1) Раскаяние – (2) Исповедание – (3) Разрешение – (4) Прощение.
Остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.
- Прежде всего, Покаяние как таинство следует отличать от покаяния в широком смысле, то есть того постоянного покаянного настроения, сожаления о совершаемых грехах, которое должно сопровождать христианина всегда. Участие в таинстве Покаяния является особым поступком и особым событием на духовном пути члена Церкви. Подготовка к таинству включает испытание совести и сознательное осуждение христианином своих греховных деяний, совершенных словом, делом или помышлением.
- В то же время для совершения таинства недостаточно внутреннего сожаления и раскаяния: таинство предполагает устное исповедание грехов перед исповедующим священнослужителем. В таинстве Покаяния человек участвует как душой, так и телом, как сердцем, так и устами, то есть всем своим существом. Грехи должны быть названы. Ибо если человек вслух именует грехом нечто, им совершенное, тем самым он уже отвергает грех. И все же одного только перечисления грехов также недостаточно: исповедь должна быть соединена с искренним раскаянием, а также с верой и надежной на милость Божию.
- Разрешение от грехов совершает исповедующий священник. Оно совершается через молитвы, произносимые, согласно Чину исповеди, до и после собственно исповедания грехов. В славянском Чине исповеди присутствует также особая разрешительная молитва, которой нет в греческом Евхологии и которая появилась в славянских книгах только в XVII веке – сначала, в первой половине XVII века, в некоторых южнорусских изданиях, а со второй половины XVII века – также и в официальных московских. В этой молитве содержатся как просьба к Богу простить грехи кающемуся, так и слова священника, произносимые им от первого лица: «Аз, недостойный иерей, властию Его [то есть Господа и Бога нашего Иисуса Христа] мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
- Но прощает грехи кающемуся Сам Богочеловек и Господь Иисус Христос. Об этом священник напоминает перед исповедью: покаяние невидимо принимает Сам Христос («Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое»), а священник есть только свидетель («аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне»).
Таким образом, таинство Покаяния имеет целью удостоверить как искреннее раскаяние христианина в совершенных им грехах, так и непреложность прощения, дарованного кающемуся Самим Богом. Раскаяние является достаточным условием для принятия прощения от Бога.
Богословские аспекты
Теперь обратимся к основным богословским аспектам таинства.
Необходимость таинства Покаяния
В таинстве Крещения, которое является таинством вступления в Церковь, даруется полное прощение всех грехов. Однако Крещение не уничтожает греховную поврежденность человеческой природы, а потому и после Крещения человек продолжает совершать грехи, которые отчуждают его от Бога и пути спасения, то есть от церковного общения. Поэтому в Церкви существует необходимость особого таинства для очищения человека от постоянно совершаемых им грехов. По этой причине таинство Покаяния именуется «Вторым Крещением», или «Крещением слезами», а также Таинством примирения – примирения с Богом и Его Церковью.
Прощение грехов через Церковь
Таинство Покаяния является таинством освобождения человека от греховного плена и возвращения в состояние оправданности и Богоусыновления.
О необходимости прощения грехов как особого деяния говорил Сам Господь Иисус Христос во время Своего земного служения. Более того, Он заповедал и поручил совершать прощение грехов Своим апостолам, дав им для этого особую власть:
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).
Также и после Своего воскресения из мертвых, явившись Двенадцати, Господь сказал им:
«Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21–23).
В классических догматических системах именно эти два евангельских речения считаются установлением таинства Покаяния.
Власть «вязать и решить», о которой говорится в Евангелии, дана апостолам не каждому индивидуально, но всем вместе – во-первых, как представляющим первоначальную Церковь и, во-вторых, как основателям и предстоятелям местных Церквей. Об этом свидетельствуют слова Господа Иисуса Христа, сказанные первоверховному апостолу Петру, главе Двенадцати:
«Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19–20).
Апостол Петр здесь предстает как основание Церкви Христовой, являющей на земле Царство Небесное. Соответственно, все преемники апостола Петра и других апостолов, то есть епископы Церкви, воспринимают эту власть «вязать и решить», действуя от имени Церкви как ее предстоятели местных Церквей.
С распространением Церкви и умножением ее членов епископы передали право принимать покаяние и разрешать кающихся от грехов также и пресвитерам, то есть рукоположенным священникам, которые совершают в Церкви богослужения и все таинства, кроме таинства Священства.
Таким образом, в таинстве Покаяния предстоятель (епископ или пресвитер) действует по поручению Самого Христа, Главы Церкви, свидетельствуя об искренности покаяния, приносимого христианином, и примиряя его с Богом и Церковью. В частности, священник допускает исповедующего свои грехи к церковному общению, то есть участию в Евхаристии. Итак, таинство Покаяния – как и другие таинства – имеет своей целью участие в Евхаристии.
Таинство Покаяния и Евхаристия
Таинство Покаяния приносит не только прощение, но и исцеление, совершаемое действием благодати Божией, и потому в нем происходит также и освящение человека. Постоянным источником преизобильного освящения через соединение со Христом является в Церкви Святая Евхаристия. Таинство Покаяния тесно связано с Евхаристией, поскольку упраздняет грех как препятствие для принятия Тела и Крови Христовых.
В то же время принятие христианином Святых Таин, согласно вере Церкви, выраженной в литургических текстах, совершается во оставление грехов и в жизнь вечную. Поэтому таинство Евхаристии является для верующего запечатлением покаяния, принесенного на исповеди.
Однако само по себе участие в таинстве Покаяния не является достаточным основанием для того, чтобы приступить к Святым Тайнам. Совершение тяжких грехов требует иногда продолжительной подготовки к Причащению.
Прощение грехов и Домостроительство спасения
Все церковные таинства имеют своим основанием Домостроительство спасения, совершенное Господом нашим Иисусом Христом, и совершаются с целью сообщать его плоды членам Церкви Христовой.
Кровь Христова – Кровь Нового Завета, излиянная на Кресте, – есть источник прощения грехов, подаваемого в таинстве покаяния, а также в других таинствах: в Крещении, в Евхаристическом соединении со Христом, в таинстве Елеосвящения.
Господь даровал апостолам и их преемникам в Церкви власть прощать грехи, ибо Он добровольно принес искупительную жертву за человеческий род и совершил дело примирения с Богом всех, кто стремится к спасению и обретению вечной жизни.
Покаяние и духовное руководство
Когда мы говорим именно о таинстве Покаяния, следует иметь в виду также и следующее. После принятия исповеди и разрешения от грехов священник может накладывать на кающегося епитимию. Однако епитимия как таковая не входит в состав таинства Покаяния. Ибо, согласно православному пониманию, она является не наказанием за совершенные грехи, а педагогическим и исправительным средством, способствующим труду покаяния и, соответственно, освобождению человека от греховных склонностей, побуждающих его к повторению греха.
В этой связи повторим: все, что касается покаянной дисциплины, относится не к сакраментологии, а к сфере канонического права.
Далее. Существует одновременно различие и связь между исповедью и духовным руководством. Само по себе исповедание грехов как неотъемлемая часть таинства Покаяния не предполагает духовных советов и наставлений. В таинстве священник должен прежде всего помочь кающемуся выявить и глубоко осознать свои грехи, чтобы очистить душу покаянием, которое с готовностью принимает милосердный Господь, по благодати дарующий прощение и духовное исцеление.
В то же время, духовник, имеющий дело с неповторимой человеческой душой, призван не только относиться к ней со вниманием и осторожностью, но и осуществлять душепопечение, руководить христианином на его духовном пути в Церкви. При этом следует помнить, что само по себе духовное руководство имеет вполне самостоятельное значение и не ограничивается принятием исповеди.
Богословские аспекты церковно-практических вопросов
Здесь мы переходим к церковно-практическим вопросам, связанным с богословием таинства Покаяния.
Один из таких вопросов – вопрос о совершителе таинства покаяния от лица Церкви. В Русской Церкви право принимать исповедь имеет любой священник. В греческих Церквах исповедь принимают лишь особо назначенные и принявшие специальную хиротесию от архиерея духовники.
Иногда священника, принимающего сакраментальную (то есть тайносовершительную) исповедь, называют учителем, врачом и судией. В то же время, как нам напоминает свт. Иоанн Златоуст, исповедник – не столько судья, сколько именно врач:
«Здесь врачебница, а не судилище, где требуется не (столько) ответственность за грехи, сколько подается оставление грехов… Ибо там, где милость, там нет испытания, где милость, там судии не восседают…»8.
О том же говорится и в слове к кающемуся из Чина исповеди: «понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».
Однако учительство является важной составляющей врачевания души, а потому принимающий исповедь священник должен обладать как личным духовным опытом, так и знанием человеческих душ, а также особым «педагогическим» даром или искусством. Иными словами, если власть «вязать и решить» и, соответственно, принимать сакраментальную исповедь имеют все священники (епископы и пресвитеры), это не значит, что распоряжение этой властью не может быть ограничено из пастырских соображений.
Другой церковно-практический вопрос связан с практикой т.н. общей исповеди. С силу исторических и иных причин (недостаток священников, внешние ограничения церковной деятельности) в определенные периоды это явление было распространено и считалось вполне допустимым. Его можно также считать оправданным в исключительных случаях9. Однако с богословской точки зрения, таинство Покаяния всегда предполагает устное исповедание грехов в общении со священником-духовником.
В то же время существует и другой, тесно связанный с предыдущим, церковно-практический вопрос, имеющий богословский аспект: соотношение таинства Покаяния и таинства Причащения за Божественной литургией.
Поскольку это два разных таинства, между ними нет необходимой связи. Если между ними и существует богословская связь (о чем было сказано выше), тем не менее очевидно, что возможна, а иногда и необходима сакраментальная исповедь, за которой не следует Причащение. Сложнее ответить на вопрос: верно ли обратное – то есть должно ли участие в Евхаристии обязательно предваряться таинством Покаяния, или, иначе говоря, сакраментальным разрешением от грехов? Из этого вопроса вытекает еще один: как известно, в чине Божественной литургии есть целый ряд молитвословий, имеющих своим содержанием просьбу о разрешении от грехов ради достойного Причащения 10; так каков статус этих молитвословий в сравнении с сакраментальной исповедью? Несомненно, эти вопросы требуют дальнейшего серьезного историко-литургического, богословского и канонического изучения.
С этими вопросами связана и еще одна проблема богословско-литургического характера – проблема т. н. «разрешительной формулы». Как известно, согласно принятому ныне в нашей Церкви Чину исповеди священник произносит эту формулу от собственного лица: «Аз… прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». Такая формула соответствует средневековой католической доктрине о совершении таинств in persona Christi11. Однако возникает вопрос: насколько вытекающая из этой доктрины формула – несмотря на более чем трехвековую практику ее использования – соответствует православному пониманию таинства? Следует иметь в виду, что разрешительная молитва славянского Требника не входит в состав греческого Евхология12
Как этот, так и другие специальные, а также собственно церковно-практические вопросы требуют особого обсуждения. В настоящем докладе они лишь обозначены, так как, несомненно, имеют и богословский аспект.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно привлекать знания компетентных ученых, а также опытных духовников. Но при обсуждении этих вопросов и в среде специалистов, и в среде священников-пастырей следует всегда иметь в виду догматическое учение Церкви о Святых Таинствах.
Доклад подготовлен Московской Духовной академией
совместно с Синодальной Богословской комиссией
Примечания:
1 Педагог 1. 9.
2 Лествица. Слово 5.
3 Слово нравственное. 10.
4 О богословии. Сотница 1. 23.
5 блж. Симеон Солунский. О покаянии. 254 // PG. 155. Col. 477.
6 Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной Церкви / [Сост. свт. Филарет (Дроздов)]. М., 2006. С. 81.
7 Ἀνδρούτσας Χρ. Δογματικὴ τῆς Ὀρθοδόξου ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας. Ἀθῆναι, 19562 Σ. 376.
8 свт. Иоанн Златоуст. О милосердии 3. 4 // PG. 49. Col. 297–298; свт. Иоанн Златоуст. На 50 псалом 2// PG. 55. Col. 577.
9 Например, общеизвестна практика св. прав. Иоанна Кронштадтского, когда общая исповедь иногда принимала черты публичной исповеди, напоминая обычаи древней Церкви
10 Соответствующие прошения просительных ектений; молитва «Ослаби, остави, прости…», читаемая священнослужителями в начале литургии и перед Причащением (примечательно, что в иерусалимском чине Божественной литургии, носящем имя ап. Иакова, эта молитва вставлена прямо в анафору), некоторые другие молитвословия и даже молитва Господня «Отче наш», которая – как показал Р. Тафт – была включена в чин литургии именно в качестве эквивалента разрешительной молитвы.
11 Из этой же доктрины вытекает, например, и учение об установительных словах как формуле освящения Святых Даров.
12 Можно также отметить, что древней разрешительной молитвой на Востоке является молитва «Ослаби, остави, прости…», широко известная и сейчас. Она, в частности, входит в состав второй молитвы исповеди по современному славянскому Требнику – и именно эта молитва часто употребляется в греческой практике в качестве разрешительной.
V Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о Церковных Таинствах» Москва, 13–16 ноября 2007.