Присоединение к Православной Церкви совершается в соответствии с решениями 1-го (8-е и 19-е правила) и II-го (7-е прав.) Вселенских Соборов, которые установили общие правила принятия в Церковь иноверных. В VII веке Шестой Вселенский Собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию (95-е правило).
Различают три способа присоединения к Православной Церкви:
- католиков, если они миропомазаны (конфирмованы), присоединяют к Православной Церкви по третьему чину — через Покаяние, если только будет достоверно известно, что они приняли конфирмацию в своей Церкви. Так же присоединяются, старокатолики и крещеные в Армяно-Григорианской Апостольской церкви.
- англикане, лютеране, реформаты, старообрядцы и современные раскольники (например, украинские филаретовцы1 принимаются по второму чину — через Миропомазание.
- неопятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы, мормоны, муниты, адепты «Богородичного центра», последователи лжехриста Виссариона и т.п.2 присоединяются к Православной Церкви по первому чину — через Крещение.
Следует помнить, что крестить необходимо и тех представителей протестантских конфессий, которые были крещены в одно погружение, что прямо запрещается 7-м правилом II Вселенского Собора, или которых крестили окроплением так, что ни одной капли воды не попадало на крещаемого.
Различие чиноприемов обусловлено степенью «сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. I, 17).
Существуют формальные условия признания действительности Таинств, исходя из которых, выбирается тот или иной способ присоединения к Церкви.
Через Покаяние принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили апостольское преемство и приняли действительные Таинства Крещения и Миропомазания.
Через Миропомазание принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили веру в основные христианские догматы, но не имеют законного апостольского преемства и, соответственно, права освящать и преподавать святое миро. Церковь признает Крещение, совершенное во имя Святой Троицы (если крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога) с троекратным погружением (окроплением) в воду, даже если оно совершается лицом, не имеющим священного сана. По мнению некоторых богословов, дополнительным важным критерием признания Крещения должно служить правильное учение о нем (о том, что оно совершается во оставление грехов).
Через Крещение принимаются представители тех христианских сообществ, в которых кардинально искажены догматы христианской веры (прежде всего, православное учение о Святой Троице и о двух природах во Христе).
Схемы чинопоследований присоединения к Православию
Чин присоединения через Таинство Крещения (1-й чин)
- Псалом 33: «Благословлю Господа на всякое время…»
- Вопрошения и поучения, вопрошение, преклонение колен.
- Молитва «Благословен еси, Господи, от всех языков…»
- Оглашение первое: псалом 8: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое…»; наставление; вопрошения; отрицания; сочетавание Богу.
- Оглашение второе: вопрошения, исповедание Православной веры; молитва «Боже Великий, первобытную тьму просветивый…»; молитва «Боже Великий и Дивный…»
И далее совершается таинство Святого Крещения по чину Православной Церкви.
Чин присоединения через Таинство Миропомазания (2-й чин)
- Исповедание грехов
- Молитва «Господи Боже истины, призри на раба Твоего…»
- Вопрошения о неправом учении и отрицания его
- Символ веры
- Вопрошания о Православной вере и исповедание её
- Псалом 66: «Боже, ущедри ны…»
- Молитва: «Господи Боже Вседержителю, согрешающим образы по¬каяния предлагаяй…»
- Обещание хранить целой и невредимой Православную веру
- Разрешительная молитва: «Господь наш Иисус Христос, ключи Царствия Небеснаго апостолом вручивый…»
- «Благословенно Царство…»
- «Царю Небесный…»
- Великая ектения
- Молитва: «Благословен еси Господи…»
- Помазание присоединяемого миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь»
- Возложение креста на миропомазанного
- Молитва «Господи Боже наш…»
- Отирание частей тела, помазанных миром
- Тайная молитва: «Одеявыйся в Тя Христа и Бога нашего…»
- Ектения: «Помилуй нас, Боже…»
- Отпуст
Чин присоединения через Таинство Покаяния (3-й чин)
- Исповедание грехов
- Вопрошения об искренности отречения от прежних заблуждений и о желании
- присоединиться к Православию
- Молитва: «Господи Боже Вседержителю…»
- Вопрошения об отрицании от заблуждений и сами отрицания
- Исповедание Православной веры
- Разрешительная молитва с благословением
- Приобщение Святых Таин.
Какими церковными определениями надлежит руководствоваться при присоединении к Церкви римо-католиков, армян-нехалкидонитов, протестантов и старообрядцев?
Определения по данному вопросу несколько раз менялись в церковной истории. В настоящее время Русская Православная Церковь руководствуется следующими актуальными решениями.
Категорический запрет на повторное крещение римо-католиков основан на решении Большого Московского собора 1666–1667 гг. Согласно данному определению, совершающие повторное Крещение над таковыми, нарушают 47-е правило святых апостолов.
Принимать миропомазанных римо-католиков в Православие через Покаяние было решено Святейшим Синодом в 1757 году. Эта практика закреплена в изданной по благословению Святейшего Синода «Книге чинов присоединения к Православию» и применяется как к римо-католикам, так и к обращенным армянам-нехалкидонитам (из Армянской Апостольской Церкви).
Священнослужители римо-католического исповедания, желающие стать православными христианами, принимаются в сущем сане. «Устав Духовных Консисторий», действовавший в синодальный период, гласил: «Если духовное лицо римского исповедания желает и по присоединении к Православной Церкви оставаться в духовном звании: то епархиальный архиерей о признании его и о назначении ему должности и места служения представляет Святейшему Синоду с своим мнением и с документами о звании и церковной степени присоединяемого. Если же он не желает остаться в духовном звании, в сем случае он присоединяется к церкви по чину мирян» (ст. 30, примеч.). В 1867 году свт. Филарет Московский составил чин присоединения римо-католических священников в сущем сане.
В 1718 г. Русская Церковь отменила и существовавший в ней с 1620 года обычай перекрещивания лютеран, руководствуясь древней практикой Восточной и самой Русской Церкви (до 1620 г.), в соответствии с которой лютеране присоединялись к Православию без Крещения – через Миропомазание. В Книге чинов присоединения к Православию» содержатся чины присоединения к Православию через Миропомазание лютеран и реформатов.
В 2017 году Священный Синод Русской Церкви принял новую редакцию «Чина, како приимати от глаголемых старообрядцев, в соединение с Православной Церковию приходящих», где присоединяемый к Церкви должен отречься «от всех ересей и отступств», дать обещание быть послушным священноначалию, получить от епископа (священника) разрешение «от союза клятвенного и всякого отлучения», быть миропомазанным и допущенным к участию в Евхаристии. В случае присоединения к Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве (согласно определению Священного Синода от 30 мая 2014 года).
Относительно способа принятия в Церковь бывших неопротестантов (баптистов, харизматов, пятидесятников и т. п.) до сих пор не существует единой практики. Среди актуальных вопросов церковной жизни, согласно докладу митрополита Филарета (Вахромеева), представленному на Архиерейском соборе 2000 года, содержится предложение «унифицировать чины приема в Православие из различных христианских деноминаций, а также определить формы присоединения к Церкви людей крещенных, а затем состоявших в оккультных, неоязыческих или сатанинских сектах и желающих вновь возвратится в Православие». В епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через Крещение.
Цитаты о присоединении к Православной Церкви
«Есть между священством такие невежды, которые и римлян, также лютеран и кальвинистов, приходящих к греко-восточной Церкви, хотят перекрещивать: а раскольники и своих от Церкви отпадающих и к заблуждению их приходящих, не стыдятся перекрещивать. Но второго Вселенского Собора седьмое правило, первых невежество, а последних слепоту, обличает достаточно: ибо упомянутый святой собор в названном правиле, не только таковых, каковы римляне, лютеране и кальвинисты, (которые все совершенно исповедуют Троицу Пресвятую, и принимают дело спасения нашего, вочеловечением Сына Божия устроенное): но и самих ариан, и македониан, духоборцев, с другими, в том же правиле обозначенными еретиками, не повелевает крестить, но только при отрицании и проклятии своей и других ересей, определяет миром святым помазывать».
О должностях пресвитеров приходских (книга одобрена Святейшим Синодом в 1776 г.)
Примечания:
1 Крещеных раскольниками должно принимать — (1-е правило Василия Великого).
2 Еретического крещения не должно принимать (46-е Апостольское правило и 47-е правило Василия Великого).
Литература по теме
Различные аспекты присоединения:
- Присоединение инославных прот. Владислав Цыпин
- Богослужение присоединения к Православию прот. Геннадий Нефёдов
- О чинах присоединения к Православию архиеп. Аверкий (Таушев)
- О лицах, присоединяемых к Православной Церкви, и чинах присоединения С.В. Булгаков
- Присоединение к Православию Вячеслав Пономарев
- Присоединение к Православной Церкви преп. Оптинские старцы
- Окружное Послание свт. Марк Эфесский
- Можно ли признавать Крещение радикальных протестантов? cвящ. Даниил Сысоев
- О чине принятия в Православную Церковь архим. Амвросий (Погодин)
- О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в Православную Церковь еп. Сергий (Серафимов)
- Вопросы чиноприема в Православную Церковь В.В. Юдин
- Способы присоединения к Православию
История присоединения:
- Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии митр. Филарет (Вахромеев)
- Присоединение к православию членов т. н. белокриницкой иерархии проф. Н.И. Субботин
- Сиро-халдейские несториане и присоединение их к Православной Церкви проф. А.А. Спасский
- Греческий чин присоединения католиков к православной Церкви в сербских и украинско-белорусских памятниках и их влияние на русскую традицию Т.А. Опарина
- Принятие в православие в XIV–XV в. Письменная традиция и практика М.В. Корогодина
- Присоединение римокатоликов к Православию: история и содержание чина иерей Дионисий Kраснопёров
Богослужебные чины присоединения:
- Книга чинов присоединения к Православию. Часть 1 (1915 г.)
- Книга чинов присоединения к Православию. Часть 2 (1915 г.)
- Чин присоединения от оккультизма и сатанизма
- Чин приёма старообрядцев (2017 г.)
- Чин присоединения армян
- Чин присоединения римо-католиков
- Исповедание веры, приходящего к Православной Церкви от инославия
- Чин присоединения к Православию католического священника
Комментировать