Отпавшие

Литература по теме

Отпа́вшие – крещеные христиане, вольно или невольно прервавшие свою связь с Церковью, и через это отпавшие от благодатно-спасительного общения с Богом.

Какими бывают степени отдаления человека от Церкви?

Встречаются разные степени отдаления человека от Церкви. Кто-то перестал участвовать в церковных Таинствах, кто-то заколебался в вере, кто-то отрицает догматы. Для колеблющихся в вере и/или отрицающих те или иные церковные догматы возможны переходы в инославные (еретические) религиозные общины, в том числе в тоталитарные секты. Случаются переходы к оккультизму, сатанизму, материализму, атеизму.

Считается ли отпавшим тот, кто считает себя православным христианином, однако избегает церковного общения?

Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, человек, избегающий церковного общения, отпадает от Церкви. Три воскресных богослужения, пропущенных без серьезной причины, являются таким рубежом.
Разумеется, это не лишает человека возможности покаяния и возобновления церковного общения.

Может ли быть отпавшим от Церкви некрещеный человек?

Человек не может отпасть от того, членом чего он не является.

Каковы причины отпадения от Церкви?

Нравственное падение, закостенение в грехах, сомнение, отчаяние, духовное равнодушие, неумение или нежелание противостоять соблазнам. Базовая причина состоит в отсутствии системного и длительного духовного образования (катехизации) и традиции христианской жизни в семье.
Печально, когда церковные люди становятся источником соблазна, однако нужно помнить, что Церковь — это лечебница и очевидно, что степень поражения грехом у всех людей разная.

Можно ли отпасть от Церкви незаметно?

Порой человек даже не осознаёт, что он лишь умозрительно принадлежит к Церкви, а на самом деле давно от неё отпал. Таких понятий как верующий в душе, невоцерковлённый христианин в Церкви не существует и не существовало.
И грехи выводят человека из организма спасения. Не случайно во время каждой исповеди священник читает молитву: «Примири и соедини его Святой Твоей Церкви…» Т. е. каждый грех, в той или иной мере, способствует отторжению нас от Тела Церковного, от Богочеловеческого организма.

Кто несёт ответственность за отпадение человека от Церкви – Корабля спасения?

  • Безусловно сам отпавший, так как это его личный выбор – принять дарованное Богом спасение или отвергнуть его.
  • Перед Богом будет отвечать также тот, кто крестил человека, но не позаботился о его просвещении.
  • Ответственность за духовное воспитание крещёных в младенчестве ложится на их родителей и восприемников (крестных).

Может ли отпавший в наши дни вернуться в Церковь? И как это сделать?

Пока жив, может. Отпадая от Церкви, человек лишает себя тех благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь. Однако, он не лишается принципиальной возможности обратиться, принести покаяние и воссоединиться, вновь стать единым целым с Церковью как с Телом Христовым.

Считаются ли отпавшими те, кто отступил от Церкви по причине гонений на Церковь? И что говорится о них в канонах?

Согласно правилу 73-му свт. Василия Великого, за отречение от Христа полагается пожизненное покаяние с дозволением приобщиться перед смертью Святых Таин. Это же полагается сообразно правилу 2 святителя Григория Нисского, правда, с оговоркой: «Аще произвольно устремился на сие зло». I Вселенский Собор назначил по отношению к отступившим от веры не по принуждению и не под особым давлением, но затем истинно покаявшимся, следующую меру: «Три лета проведут между слушающими чтение Писаний, яко верные: и седмь лет да припадают в церкви, прося прощения: два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых Таин», см. правило 11.
Те, кто отступил от Церкви по принуждению (под давлением) также считаются отпавшими. Скажем, по 81-му правилу святителя Василия Великого, «Те, которые претерпев тяжкое изнурение мучениями, и не вытерпев страдания, доведены были до отречения от Христа, три лета да не будут принятыми в церковь, по истечении коих, два лета да слушают писания, три лета припадают, и тогда могут приняты быти к общению. Без великия же нужды веру в Бога предавшие, и коснувшиеся трапезы бесовския, и клявшиеся языческими клятвами, три лета да будут изверженными из церкви, два слушающими Писания, три лета да молятся в припадании, другия три да стоят во время молитвы с верными, и тогда уже могут быти приняты к приобщению Святых Тайн».

Почему мысль о массовом отпадении людей от Церкви иногда особенно связывают с «последними временами»?

Традиция воспринимать грядущее массовое отпадение христиан от Христа, от Церкви как один из наиболее значимых признаков последних времен имеет древнее происхождение. Этот признак отмечен в Священном Писании, как то: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8); «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:1-4).

Можно ли отпевать отпавшего усопшего

Отпевание должно совершаться в отношении членов Церкви, это подтверждает и текст его молитв, и такие обращения как «со святыми упокой«, «чадо мое духовное«. Отпевание не является пропуском в Рай, это молитвенные проводы верного христианина его общиной и духовником.

Как лучше поминать тех, кто скончался, будучи отпавшим от Церкви?

Наиболее действенной формой поминовения усопшего, отпавшего от Церкви, является воцерковление его ближних, усиление их духовной жизни.
Если любовь к усопшему подвигнет его родственников к духовному преображению, то это благотворно отразится на его посмертной участи.

Цитаты об отпавших

«Крещеные христиане, которые совершили какой-либо тяжкий грех, временно исключались из общины. Их братья скорбели о них как об умерших для Бога. Для возвращения в Церковь кающимся требовалось пройти более длительный исправительный срок, чем катехуменам. Христиане радовались раскаявшемуся и возвратившемуся брату, как если бы тот воскрес из мертвых. В общем собрании катехумены и кающиеся занимали место позади верных. И катехумены, и кающиеся не могли присутствовать на евхаристии. Они могли находиться в церкви во время чтения Священного Писания и следовавшей за ним проповеди».
диакон Павел Гаврилюк

«Многие люди в нашем обществе называют себя верующими в Бога, большинство из них крещено в Православной Церкви. Понятия «верующий в Бога» и «православный христианин» настолько размылись сегодня, что даже церковные люди не могут внятно сказать, что стоит за этим понятием. Поэтому и придумали такое невнятное понятие как «невоцерковленный православный». «Мои соседи/родственники, конечно, люди верующие (они же сами себя таковыми считают), просто невоцерковленные. Они приходят два раза в год в церковь, но Библию не читают, заповеди не соблюдают. Что, вы называете их неверующими? Кто вам дал право судить об этом? А вы сам-то верующий?» Типичный диалог, согласитесь.
На самом деле, существует конкретное церковное определение веры в Бога, познакомьтесь с ним и запомните. В «Пространном христианском катихизисе» читаем: «Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода» (О первом члене Символа веры). Итак, не существует никаких «невоцерковленных православных», «верующих в душе», «верующих, но без фанатизма», «верующих во «что-то там есть»» и т.д. Есть верующие (=знающие и всецело принимающие Откровение Бога через Иисуса Христа) и неверующие (все остальные)».
чтец Сергий Федоров

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka