Разряды кающихся в Древней Церкви

4. Купно­стоящии
(стоящии с верными)

Участво­вали в богослу­жениях вместе с верными, но не сподобля­лись причастия Святых Таин.
3. Припа­дающие

Стояли внутри врат храма и выходили из него вместе с оглаше­нными до Литургии верных, повергаясь прежде оставления храма перед епископом и всеми верующими, прося прощения, отчего и произошло и их название – припада­ющие.

2. Слуша­ющие

Стояли внутри врат в притворе и могли находи­ться здесь до молитвы об оглаше­нных.

1. Плачу­щие

Стояли вне дверей храма часто во вретище, с посыпанной пеплом головой, и просили входящих в храм верных помолиться за них, исповедая при этом свое преступление. Одни из плачущих могли стоять под кровом, другие же стояли под открытым небом, подвергаясь всем климати­ческим превра­тностям (почему и назывались обурева­емые).

Правила Анкирского собора (314 г.) говорят о трех разрядах кающихся: «слушающих», «припадающих» и «предстоящих». Наиболее развитая система церковного покаяния включала в себя четыре этапа. В случае серьезных преступлений – идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния – к вышеперечисленным трем этапам в некоторых епархиях присоединяли четвертый этап «плача».

Кающихся обычно отделяли от верных (согласно словам апостола Павла – 1Кор.5:9-18), лишали права участвовать в агапах (вечерях любви), они должны были строго поститься для ослабления греховных порывов. Им надлежало бодрствовать, воздерживаться от удовольствий, молиться в течение долгого времени коленопреклоненно или падши ниц.

Продолжительность прохождения каждой ступени определяется священноначалием на основании Церковных канонов (Правил). В настоящее время канонические нормы на практике значительно смягчаются и указанные степени покаяния не используются.

Только после более или менее продолжительного прохождения этих степеней покаяния согрешивший допускался до причастия Святых Таин, что означало полное примирение с Церковью.

Комментировать