Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Отступничество

(Apostasy)

В образах, символизирующих отступничество, обычно показывается постепенный и сознательный отход от Бога. Такое отступничество изображается в виде семени, посаженного в бесплодную почву и заглушаемого терниями (мирскими заботами, Лк.8:14); сердца, ожесточенного обольщением греха (Евр.3:12–15); отпадения, когда люди «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:6), или отвержения со стороны тех, «кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета... и Духа благодати оскорбляет» (Евр.10:29). Для выражения понятия отступничества в Писании используются, по крайней мере, четыре образа. Во всех подразумевается сознательный отход от веры. Это образы бунта, уклонения, отпадения и прелюбодеяния.

Бунт. В классической литературе под apostasia подразумевается заговор или нарушение обязательств. В более конкретном смысле в LXX это слово используется для обозначения бунта против Бога (Нав.22:22; 2Пар.29:19). Базовый образ – бунт сатаны («врага») против Бога. Данный образ обозначает выступление последователей, демонстрировавших доселе видимость верности, против своего руководителя. В этом образе не затрагиваются какие-то трудные богословские вопросы, он просто показывает сохраняющих видимость верности последователей, которые обычно в период кризиса восстают против власти Бога. Павел предсказывал, что время серьезного отступничества («день отступления») придет в конце века сего в результате действий антихриста (2Сол.2:3).

Уклонение. Отступничество изображается также как удаление сердца от Бога (Иер.17:5–6) и праведности (Иез.3:20). В Ветхом Завете оно означает прежде всего нарушение Израилем заветных отношений с Богом через неповиновение закону (Иер.2:19), в частности, поклонение другим богам (Суд.2:19) и аморальное поведение (Дан.9:9–11). В KJV термин уклонение («backsliding», Иер.2:19; 5:6) широко используется для обозначения некоторых форм отступничества {во всех этих стихах использовано слово «отступничество»}.

Образ уклонения играет важную роль, поскольку следование за Господом или хождение Его путями показывается в Писании одним из основных выражений верности. Лидеры – это те, за кем следуют и кому служат воины и ученики. Авигея назвала воинов Давида «отроками, служащими господину моему» (1Цар.25:27). В библейской системе образов в том, чему следует человек, выражаются критерии его ценностей. В житейском плане, когда Давид был пастухом, все его дела до такой степени зависели от овец, что можно было заявить: «Так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля» (2Цар.7:8).

В ином контексте Петр говорит о пути, которому не последовали. Он заявил: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя» (2Пет.1:16). Тот же еврейский корень (swr) использован для обозначения тех, кто уклонился от Бога и перестал следовать за Ним («Жалею, что поставил Я Саула царем; ибо он отвратился от Меня», 1Цар.15:11), а также тех, кто покаялся («Но когда он обратится в тесноте своей к Господу, Богу Израилеву, и взыщет Его, Он даст им найти Себя», 2Пар.15:4). Образ уклонения от путей Господа, законного Главы, и следования лжебогам – доминирующий образ отступничества в Ветхом Завете.

Отпадение. Образ падения в смысле обреченности на вечную погибель особенно ярко выражен в Новом Завете. В основе образа лежит ассоциативная связь падения самого по себе с физическим повреждением и вызванным им состоянием бессилия (Притч.24:16; Иер.8:4), а также с разрушением из-за обвала каких-то сооружений, как, например, в случае со стенами Иерихона (Нав.6:19) или с шатром в видении мадиамского воина (Суд.7:13). Оступаются и падают люди довольно часто, но развитию символического значения этого обыденного в жизни явления, несомненно, способствовало его образное использование Иисусом. В притче о разумном и неразумном строителях, в которой построенный на песке дом с треском упал, когда началась буря (Мф.7:24–27), и в притче о слепом, ведущем слепого, в которой оба упали в яму (Лк.6:39), Он рисует яркий образ опасностей духовного падения. Иную окраску образ падения приобретает в изображении Иисуса как Того, Кто «лежит... на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк.2:34). О Себе Иисус говорит как о камне, который отвергают строители, из-за чего многие падают и разбиваются (Лк.20:18). Автор Послания к евреям наглядно изображает последствия отпадения «однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века». Они не могут обновиться, поскольку «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:4–6).

Прелюбодеяние. Прелюбодеяние – наиболее распространенный конкретный образ отступничества в Ветхом Завете. Символом отступничества служит образ Израиля как неверной жены, отворачивающейся от Яхве, своего супруга, и отвечающей на заигрывания других богов (Иер.2:1–3; Иез.16; см. БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ). Образы, показанные Иеремией и Иезекиилем, дают представление о том, насколько сильно Бог любит Свой народ и как Ему неприятно его предательство: «Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые – не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц» (Иер.5:7). Образ прелюбодеяния чаще всего служит наглядным изображением тяжелых последствий предательства и нарушения завета, выражающегося в идолопоклонстве. Как и прелюбодеяние в буквальном смысле, он выражает идею слепого увлечения, в данном случае идолом: «Когда Я приведу в сокрушение блудное сердце их... и глаза их, блудившие вслед идолов» (Иез.6:9).

Отождествляя идолопоклонство с прелюбодеянием, библейские авторы пользовались яркой и многогранной метафорой, отражавшей ритуальные обычаи хананейской религии, связанной с культом плодородия. Идолопоклонство, как и незаконные любовные связи, побуждало человека забывать о необходимости сохранения самого главного общения: «И не вспомнили сыны Израилевы Господа, Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их» (Суд.8:34). Приверженность Израиля идолопоклонству, в частности, поклонению Ваалу, явствует из таких, например, заявлений: «Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов» (Суд.8:33). Эротический подтекст привлекательности Ваала показан в обращении Господа к Илии: «Впрочем Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей: всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3Цар.19:18). Мысль об интимности, связанной с половым прелюбодеянием, выражена в Иов.31:27: «Прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою?» {в NIV – «Сердце мое в тайне прельстилось, и протянул я руку им [солнцу и луне как божествам] в почтенном поцелуе»}. В целом же поклонение идолам было настолько бесстыдным, что на интимную сторону в образах прелюбодеяния как отступничества не обращалось даже особого внимания.

Другие образы. Отступничество Израиля показывается с помощью и других колоритных образов: непокорного вола, блудника, дикой виноградной лозы, грязи, которую невозможно отмыть, верблюдицы в период течки и пойманного вора (Иер.2:19–28). Отступничество связывается также с опасностями, ибо отвергающий Бога подвергается Его суду (Исх.22:20; Втор.6:14–15; 17:2–7). Пророческое провозглашение судьбы Израиля представляет собой, по сути, призыв к покаянию в отступничестве, ибо в противном случае он будет разрушен иноземными державами.

В Новом Завете показано множество образов отступничества, в том числе образ семени, упавшего на каменистую почву и засохшего, не выдержав испытания под жарким солнцем (Мк.4:5–6,17 и пар.), или тех, кто становится жертвой обольщения лжепророков (Мф.24:11), еретических учений (1Тим.4:1; 2Тим.4:3–4), суетности и ее скверн (2Пет.2:20–22) и гонений (Мф.24:9–10; Откр.3:8). Христианский отступник изображается в образе ветви, не прижившейся на виноградной лозе Христа, засохшей и брошенной в огонь (Ин.15:6). Присущие отступнику животные повадки выражаются в образах собаки, возвращающейся на свою блевотину, и вымытой свиньи снова валяющейся в грязи (2Пет.2:22).

В иудейской апокалиптике есть образ великого отступничества перед пришествием Мессии (1 Еноха 93:9 {19:5–19}), по христианским представлениям, связанного с делами антихриста или «беззаконника» и предшествующего второму пришествию Христа (2Сол.2:3). В нем выражается последняя и решительная попытка бунтующего зла присвоить себе права Бога и добиться расположения человека.

См. также: БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ; БУНТ, НЕПОКОРНОСТЬ; ГРЕХ; ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ.

Библиография:

I. Н. Marshall, Kept by the Power of God: A Study of Perseverance and Falling Away (London: Epworth, 1969; repr., Minneapolis: Bethany Fellowship, 1975);

M. Gundry-Volf, Paul and Perseverance: Staying In and Falling Away (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1990).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle