Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Бунт, непокорность

(Rebel, rebellion)

Образы бунта играют более важную роль, чем это обычно кажется. В современных переводах слова, родственные по смыслу слову «бунт» («ропот», «непокорный», «противиться» и т.д.), встречаются более сотни раз. Распространенность образа вполне объяснима, если учитывать значение, которое в древних культурах придавалось понятию власти. Неуважение законной власти, будь то человеческой или божественной, или неповиновение ей считалось бунтом. При таких обстоятельствах выражение неповиновения Божьему закону обычно изображается как бунт против Бога. В Библии образ бунтаря подвергается осуждению, в отличие от романтического и современного прославления такого типа людей.

Образ можно рассматривать двумя взаимодополняющими путями. Один из них заключается в классификации типов деятельности, подпадающих под определение бунта. Израильтяне роптали против власти Моисея (Чис.16:41; 17:10) и против повелений Бога (Чис.20:24; 26:9; Втор.1:26 и т.д.). Дети, проявляющие непослушание родителям, характеризуются как непокорные (Втор.21:18–20; Рим.1:30). В своей прощальной речи к народу, в которой Саул провозглашается царем, Самуил связывает неповиновение Божьим повелениям с бунтом (1Цар.12:15). Обличая последовавшее затем неповиновение Саула, Самуил тоже называет его грехом непокорности (1Цар.15:23). Подвластные народы восставали против своих завоевателей (4Цар.1:1; 3:5; 18:7 {«отложился» = восстал}). Эпитеты непокорный, мятежный, беззаконный, отступный служат обычным определением греха против Бога (Ис.1:28; 30:1, 9; 58:1; Иер.5:23; 6:28; Тит.1:10).

Для лучшего понимания образа бунта можно также вспомнить персонажей, которые воспринимаются как бунтари. Адам и Ева были первыми бунтарями рода человеческого, который в целом предстает как совокупный бунтарь против Бога. Сатана был, по всей видимости, зачинщиком неудавшегося бунта против Бога на небе. В число известных бунтарей входят также Каин; Аарон и Мариамь, попытавшиеся поставить под сомнение власть Моисея (Чис.12); Корей, Дафан и Авирон, предпринявшие аналогичную попытку (Чис.16); царь Саул и блудный сын в притче Иисуса.

См. также: ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ; ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ; ГРЕХ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle