Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Власть божественная и ангельская

(Authority, divine and angelic)

При рассмотрении вопроса о власти имеет смысл проводить различие между библейскими образами власти, относящимися к небесной, или духовной, сфере и к человеческой сфере. В библейской схеме мироздания вся власть исходит от Бога. И в рамках небесной, или духовной, сферы часть властных полномочий передана ангелам. Однако бунт оказал вредное влияние даже на духовный порядок, поэтому следует различать действие «добрых» и «злых» (или бесовских) ангельских сил.

Божественная власть. Библейские образы власти показывают, что Бог Израиля, раскрывшийся в Иисусе, есть единственный истинный Бог. Лжебоги, подобные Ваалу или Мамону, обладают большой властью, но они – незаконные узурпаторы. Подлинное значение Мамона, например, символизируется образами наготы и нищеты якобы богатых лаодикийцев в сравнении с белой одеждой и очищенным огнем золотом, которые дает Бог (Откр.3:17–18).

Образ четырех всадников (Откр.6:1–8) служит иллюстрацией различия между силой и властью. Силы войны, экономического упадка и смерти, символизируемые рыжим, вороным и бледным конями, оказывают влияние на ход исторических событий, но не обладают верховной властью. В итоге возвращается только Христос, всадник на белом коне, под именем «Царя царей и Господа господствующих» (Откр.19:11–16; ср. 17:14; Дан.2:47; 1Тим.6:15).

Полновластный Царь. В обоих Заветах божественная власть чаще всего выражается в образе царского достоинства Бога. Израильтяне получили предупреждение, что земные цари будут преследовать экономические, политические и военные интересы и уводить их от служения Небесному Царю, по праву требующему послушания, так как именно Он вывел их из Египта (1Цар.8:7–18). Символы царского достоинства, такие как престол и скипетр, также служат доказательством власти Бога судить и управлять (Пс.9:8; 44:7; 46:9; Ис.6; Иез.1; Евр.1:8; Откр.4–5; Откр.7).

Особенно ярко божественная власть изображена в видении Даниила. Всевластие Бога подчеркивается титулом «Ветхий днями», а на Его почтенный возраст, символизировавший в древности авторитет и уважение, указывают волосы, белые, «как чистая волна» (Дан.7:9). Грозная картина Его престола с колесами, пылающего пламенем и извергающего реку огня, дополняется мириадами окружающих Его служителей. Он обладает властью над земными империями и удаляет со сцены чудовищного четвертого зверя. Затем «как бы Сын человеческий» получает от Него «власть, славу и царство», поклонение всех народов и «владычество вечное, которое не прейдет» (Дан.7:13–14). Эта картина верховной небесной власти будет оставаться непревзойденной до тех пор, пока провидец Иоанн не раскроет видение небесного тронного зала в Откр.4 и Откр.5. Эти образы представляют собой древний рукописный аналог современных фильмов-эпопей с использованием эффектных приемов и с участием множества исполнителей. Они поражали воображение читателей и побуждали их присоединиться к поклонению Тому, Кто обладает властью в космическом масштабе.

Символы полновластия присутствуют также в образе Сына. В результате воплощения и послушания даже до смерти крестной Христос был «превознесен» и получил титул Господа. Это «имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:9–11). Мысль о всеобъемлемости Его власти выражена также в 1Кор.15:24–28, где показано, что власть Христа распространяется на духовные силы, которые Он подчиняет Себе: «Потому что [Бог] все покорил под ноги Его» (1Кор.15:27). Но эсхатологическая власть Христа основывается на Его изначальной власти: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол.1:16).

Он есть образ Небесного Отца, Чья власть основывается на факте, что Он – Бог Творец, принимающий также активное участие в искуплении Своего творения. Бог в Библии – не какое-то отвлеченное божество деизма, Он прилагает усилия для сохранения творения. В образах Его творческой и искупительной работы в полной мере раскрывается Его всевластие. Господь заявил: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим». Препирательство с Богом подобно спору глины с горшечником или вопросу ребенка, зачем родители произвели его на свет (Ис.45:9–13). Равным образом, образ Иисуса как «начальника и совершителя веры» показывает Его власть над верой, поскольку именно Он является ее источником (Евр.12:2).

Властное слово. Самым всеобъемлющим образом Божьей власти является, пожалуй, «слово Божье». Творение возникло по слову Божьему (Быт.1); исторические события, прежде чем они происходят, возвещаются Богом (Ис.42:9). Слово, исходящее от Бога, всегда действенно (Ис.55).

В Новом Завете непререкаемость слова Божьего показывается на примерах исполнения пророчеств в жизни Иисуса. Сами пророки являют собой образы олицетворяемой ими Божьей власти, ибо заявляют: «Так говорит Господь». И доносимое ими слово, исходящее из уст Бога, определяет ход исторических событий и приводит их в исполнение.

Иисус заявил о собственной божественной власти, основанной на этом пророческом образе. В евангелиях не раз повторяются Его слова: «Истинно говорю вам», выходящие за рамки заявлений пророков и выражающие власть, принадлежащую Ему Самому как живому Слову. Он учил как власть имеющий, а «не как книжники» (Мк.1:22). Исцеления и изгнания бесов тоже служили образом, демонстрирующим власть Иисуса. Когда религиозные лидеры выразили протест, заявив, что Он богохульствует, прощая грехи, Иисус приказал расслабленному встать, и тот встал (Мк.2:1–12). Люди убедились в истинности Его власти, когда нечистые духи подчинились Его повелению выйти вон (Лк.4:36; Мк.1:27). А когда Он приказал бурному морю «умолкнуть», во властности Его слова отразилось могущество Божьего слова, подчиняющего себе силы хаоса (Мк.4:39; ср. Иов.26:12; Пс.64:8; 88:10). Во время знаменитой сцены в храме (Мк.11:15–17) Он предопределил грядущее разрушение храма, а затем заявил, что Он есть краеугольный камень нового храма (Мк.12:10–11; ср. 14:58). Отношение Иисуса к храму, средоточию святого пространства Израиля и месту соединения неба и земли, свидетельствует о Его власти над всем, что есть святого в Израиле.

Образ господина и авторитетности его слова использовался сотником в Капернауме, попросившим Иисуса исцелить его слугу (Мф.8:5–13). Сам титул и стоящая за ним мысль о господстве служат доказательством власти Христа (особенно в выражении «Господь господствующих», как отмечалось выше). В иудейском Писании слово adonai («Господь») редко используется применительно к Богу само по себе, а обычно дополняется именем собственным Бога (Yahweh) для придания идеи о владычестве. В сочетании с «Саваоф» («воинства») имя Яхве, обычно переводимое как «Господь», выражает идею о власти Бога над различными реалиями, например, звездами (Ис.40:26; 45:12). В данном случае мы имеем дело с символикой, связанной с Яхве как с Небесным Воителем. По Его повелению сражаются звезды с путей своих (Суд.5:20). И когда Господь говорит о полчищах саранчи, вторгающихся в Израиль как Его «войско», в этом образе также имеется в виду Его верховное руководство (Иоил.1:4–7; 2:1–11, 25). Народ Израиля назван «ополчением Господним», и в показанной в Исх.12:41 картине его выхода из Египта подразумевается власть Бога над Египтом, фараоном и богами этой великой сверхдержавы. Полновластие над Израилем Иеремия подчеркивает использованием свыше тридцати раз образа «Господа Саваофа, Бога Израилева».

Значение слова «воинства» во многих случаях не вполне ясно. Захария неоднократно использует его в связи с посещением ангела, раскрывшего Божий план в отношении Иерусалима, так что этот образ может выражать Божью власть как над воинством небесным, так и над историей Израиля. В Пс.102 упоминание о «воинствах Его» помещено между стихами об ангелах, «повинующихся гласу слова Его», и о «делах Его во всех местах владычества Его» (Пс.102:20–22), а в Пс.148 образ «воинства» показан в ряду с ангелами, солнцем, луной и звездами (Пс.148:2–3). Все эти образы имеют большое значение, так как титул «Господь Саваоф» («Господь воинств») употребляется сотни раз для выражения мысли о власти Бога над всем, что только можно себе представить (см. особенно книги Исаии, Иеремии, Аггея и Захарии). В Малахии слова «говорит Господь Саваоф» используются свыше двадцати раз в сочетании с образом Божьего слова, управляющим всем Его воинством. Символами власти Бога служат многие Его имена. В Ис.44:6 для подтверждения Его статуса единственного истинного Бога Он назван не только «Господом Саваофом», но также «Царем Израиля», «Искупителем», «первым и последним». В Ис.48:12 мысль о «первом и последнем» связывается с Его властью над всем творением, а в Откровении этот образ выражает Его полновластие в истории (Откр.1:8, 10; 21:6; 22:13). В образе Отца подразумевается несколько значений, но, в первую очередь, он символизирует власть Бога, особенно в плане наказания своих детей, как это ясно показано в Евр.12:7–12.

В Пс.28 для вознесения Господу «славы имени Его» соединяются несколько образов. Вкупе эти слова, сочетание понятий «славы» и «силы», а также все содержание псалма подразумевают, что слава сама по себе есть образ божественной власти. В повторяющемся семь раз обороте «глас Господа» выражается идея о всемогуществе Бога Творца и об избавлении Израиля. В завершающей части этого поэтического отрывка показывается образ Бога, восседающего как Царь на престоле над первобытным потопом, то есть изображается картина Его власти над природой и историей.

Ангельская власть. Власть, которой обладают добрые ангелы, вручена им законным образом, и их посещения нашего мира сопровождаются сиянием «славы Господней» (Лк.2:9). В Евр.9:5 подчеркивается, что ангелы являются представителями Божьей власти, так как над ковчегом завета располагались «херувимы славы» (ср. 2Цар.6:2). Также и серафимы в Ис.6:2 провозглашают верховную власть «Господа Саваофа», славой Которого наполнена вся земля. Ангелы сами по себе служат олицетворением Божьей власти, но помимо этого в их распоряжении часто находятся еще более наглядные символы, такие как пламенный меч херувима у ворот в Едемский сад (Быт.3:24), горящий уголь в руках серафима (Ис.6:6–7) или трубы, печати и чаши, показанные в Откровении.

Бесовская власть. Узурпация власти силами зла показана в образе дракона (семь его голов символизируют «совершенную» власть; см. ЧУДОВИЩА), низверженного с неба во время войны с архангелом Михаилом и его ангелами (Откр.12:3, 7–9). Бог передал власть Сыну, а Сын – Святому Духу (Ин.5:26–27; 16:7–15), и подражание сатаны Богу выражается в образах дракона, передающего власть первому зверю, и второго зверя, пользующегося правами первого зверя (Откр.13:2–12). Образы «князя бесовского» (Мф.9:34; 12:24), «князя мира сего» (Ин.12:31; 14:30; 16:11) и «князя, господствующего в воздухе» (Еф.2:2), показывают, что власть сатаны присвоена незаконно и что она ниже божественной власти Царя.

Для обозначения приспешников сатаны в Новом Завете используется несколько довольно неопределенных названий. В Еф.6:11–12 выразителями «козней диавольских» названы четыре категории действующих лиц – начальства (arche), власти (exousiai), мироправители тьмы и духи злобы поднебесные. Когда первые два термина используются в связи с земными понятиями, они явно означают правителей или должностных лиц (напр., Тит. 3:1), но в каком смысле их можно понимать в качестве сверхъестественных сил, использующих власть сатаны, не объясняется (1Кор.15:24; Рим.8:38; Кол.1:16; 2:10, 15; Еф.1:21; 3:10; 6:12). Другие образы – stoicheia («вещественные начала» или «стихии мира», Гал.4:3, 9; Кол.2:8, 20) и angeloi («ангелы», Рим.8:38; 2Сол.1:7; 1Кор.4:9; 6:3; 11:10; 13:1; Гал.3:19; Кол.2:18). Точный смысл этих терминов вызывает большие споры, однако ясно, что они служат выражением сверхъестественных сил зла, пользующихся разного рода властью. Не вызывает сомнений, что в конце времен все эти злые ангелы и власти покорятся Иисусу (Мф.28:18), сидящему одесную Бога (еще один образ власти, Мк.14:62; 1Пет.3:22; 1Кор.15:24). Победа верховной власти Бога показана в ярком образе низвержения дьявола и его креатур в озеро огненное и серное (Откр.20:10).

См. также: АНГЕЛЫ; БЕСЫ, ЗЛЫЕ ДУХИ; БОГ; ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; СОБРАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ; ЦАРСКИЙ ДВОР; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle