Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Властолюбивая мать, жена

(Domineering mother, wife)

Сварливые жены веками были героинями комедийной литературы. В Библии есть свои аналоги этих образов в виде матерей и жен, подавляющих своих детей и мужей, но здесь их действия приводят к трагическим, а не смешным ситуациям.

Самые ранние примеры мы видим в Книге Бытие (как и примеры большинства других сторон семейных отношений). В косвенном виде эта тема проявилась, когда Авраам впервые «послушался слов Сары» (Быт.16:2), а не Бога, когда та предложила ему получить ребенка от служанки. В дальнейшем доминирующее положение Сары выразилось в том, что в ответ на насмешки Агари она не только «стала притеснять» ее, но и надавила на мужа до такой степени, что он сказал: «Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно» (Быт.16:6). В следующем поколении Ревекка решила перехитрить дряхлеющего мужа и вовлекла своего сговорчивого сына Иакова в интригу с целью обмануть отца в известной истории о похищенном благословении (Быт.27). Еще позднее жена Потифара искусно и вероломно обвинила добродетельного молодого Иосифа, используя при этом националистическую риторику, и побудила мужа заключить Иосифа в темницу, чего он никогда бы не сделал, если бы был предоставлен самому себе (Быт.39:6–20).

Такие примеры есть и в последующей ветхозаветной истории. Далида, хотя она нигде не называется женой, сыграла роль властолюбивой женщины, ухитрившейся лишить Самсона силы и отдать его в руки своих соплеменников (Суд.16). Самый выдающийся пример показал Соломон: тысяча его жен и наложниц «склонили сердце его к иным богам» (3Цар.11:4). Нечестивая Иезавель склонила своего мужа Ахава к совершению языческих религиозных обрядов (3Цар.16:29–33) и проявила инициативу в попытке захвата виноградника Навуфея для своего самодовольного мужа (3Цар.21). Автор описывает Ахава как человека, предавшегося тому, «чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель» (3Цар.21:25; ср. с Откр.2:20–23, где Иезавель показана ветхозаветным воплощением отступничества).

Сварливая жена изображается и в Притчах. «Сварливая жена – сточная труба» (Притч.19:13). Или: «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Притч.21:9; 25:24). Наконец: «Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе» (Притч.27:15–16). Хотя образ жены Иова ясен не вполне, она тоже, возможно, была не лишена сварливости: она дала мужу очень дурной совет, предложив ему «похулить Бога, и умереть», на что Иов ответил: «Ты говоришь как одна из безумных» (Иов.2:9–10).

Единственный новозаветный пример этого архетипа – Иродиада. Когда ее дочь станцевала перед Иродом, она вынудила мужа дать ей все, чего она захочет. Эта история закончилась отсечением головы Иоанна Крестителя (Мк.6:14–29).

См. также: ЖЕНА; ЖЕНЩИНА; МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; МУЖЧИНА, ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle