Женщина
(Woman, images of)
С первых глав Бытия и до последних глав Откровения в Библии много образов женщин. В момент сотворения женщина создана по образу и подобию Бога. В момент второго пришествия она – невеста Духа, которая присоединяется к призыву: «Прииди!» От альфы до омеги, женская природа была в иудейско-христианской традиции святым и высоким понятием, хоть и не более, чем мужская. В некоторых случаях Библия говорит о разных ролях женщины, которые здесь рассматриваются в отдельных статьях о жене, матери, дочери, сестре и вдове.
Библейские образы женщины нам следует рассматривать на следующем фоне: в Библии, особенно в Ветхом Завете, женщины не обладают одинаковыми общественными правами и преимуществами с мужчинами. Собственность наследовали сыновья, а не дочери. Женщины обладали незначительными правами перед законом, им не разрешалось разводиться с мужьями. Женщины лишь изредка упоминаются в родословных, да и то как сестры уже упомянутых сыновей. Женщин выдавали замуж по воле их отцов. Например, Самсон, вернувшись после отсутствия, обнаруживает, что его филистимская невеста отдана в жены одному из его друзей; в качестве компенсации ее отец предлагает Самсону ее младшую сестру (Суд.15:2).
Однако Бог относится к женщинам с уважением. Действительно, когда у отца нет сыновей, его собственность наследуют дочери, как велит Бог Моисею поступить в случае с пятью дочерьми Салпаада, у которых не было братьев (Чис.27:1–11).
Женщина в истории сотворения и грехопадения. В Быт.1 Бог по Своему подобию сотворяет человека – мужчину и женщину. Поэтому женщина по самой сути своего существа обладает той же духовной природой, что и мужчина, тем же потенциалом добра или зла и равным достоинством. Сотворение женщины по образу Бога отражено в том факте, что далее в Библии Бог иногда описывается как обладающий качествами не только мужчины, но и женщины. Бог носит Израиль на руках, «как нянька носит ребенка» (Чис.11:12). В других местах Бог метафорически описывается как повитуха, швея, домохозяйка, нянька и мать (Пс.21:10–11; 70:6; 138:13; Ис.49:15; 66:9, 13).
В Быт.2 представлен более подробный рассказ о сотворении Евы, «матери всех живущих». Ева была сотворена как подруга мужчины, чтобы вместе с ним работать в саду. Эта женщина, жившая до грехопадения, была помощницей Адама, существом со свободной волей и ответственностью, которая имела те же обязательства, что и мужчина. Сотворенная из ребра Адама, Ева «соответствовала ему» (Быт.2:18) и, как жена, была «одной плотью» со своим мужем (Быт.2:24). Это подтверждает один из основных фактов о мужчине и женщине – они дополняют друг друга и в какой-то мере неполны порознь. Двойственность человечества – его деление на два пола – отражена практически во всем, что может быть сказано о женщинах и мужчинах.
Так как первая женщина поддалась искушению змея, часто в постбиблейской традиции женщина описывается как более уязвимая, чем мужчина. Ее готовность съесть плод – потому что он красив на вид, вкусен и дает знание, подобное знанию Бога, – превратила ее в человеческом представлении в средство грехопадения человека и его изгнания из сада. Отсюда участь, которая на протяжении веков досталась женщине – подчинение в браке и боль при деторождении (Быт.3:16; 1Пет.3:1–6; 1Кор.11:3; 14:34; Еф.5:22–23; Кол.3:18; 1Тим.2:11–14). В Библии, однако, образ женщины нельзя считать невыразительным: после грехопадения она вовсе не утратила своей любви к красоте, вкусной пище и знанию. Эти достоинства, хоть и замутненные грехом, продолжают проявляться в человечестве.
Добродетельная женщина. Молодая девушка, незамужняя женщина или дева изображены в Библии как особо уязвимые существа. Закон Моисея защищал их от изнасилования, но не от продажи в рабство. Так как женщины не были независимыми, каждая молодая женщина рассматривалась как потенциальная жена или служанка. Воспевание женской красоты в Песни песней свидетельствует о любви к физической красоте, но такая красота прославляется в Библии редко (хотя образ женской красоты и присутствует в молитве автора псалма о том, чтобы молодые женщины Израиля были, «как искусно изваянные столпы в чертогах», Пс.143:12). Внешняя привлекательность молодых женщин в Библии не рассматривается с такими подробностями и вниманием, как в романтических сказках, особенно в западной традиции. Как жену и мать, молодую женщину ценили за красоту, добродетель и верность, и наиболее ярким примером этого является, вероятно, Руфь.
Хорошая жена, как Сарра, следует за своим мужем, повинуется ему и почитает его (1Пет.3:6), вынашивает ребенка (несмотря на то что иногда это происходит поздно и с ангельской помощью) и доказывает, что может быть мужу хорошей подругой (иногда даже сестрой). Мария, Мать Иисуса, была примером такой женщины: благочестивой, преданной матерью, спутницей Своего мужа в буквальных и метафорических странствиях. Самый развернутый портрет идеальной жены в Библии – это Панегирик, завершающий Книгу Притчей (Притч.31:10–31). Здесь мы находим описание женщины, которую уважают муж и дети, она поддерживает своего мужа, управляет домашним хозяйством, неустанно трудится, активно участвует в экономических делах, заботится о повседневных нуждах домашних, помогает бедным, мудра в учении и боится Господа.
Библейские образы хороших жен оттеняют образы жен плохих. Нехорошая жена, подобная Ревекке, предает своего мужа, устраивает заговоры против него и обманывает его, поступая против его воли. Такой обман – поступок недовольного подчиненного с духом бунтаря. Худшая из жен в Библии – Иезавель, бессовестная женщина, которая ввергла свою страну и своего мужа в поклонение иноземным богам; она полностью заслужила свою насильственную смерть.
Так как женщина принимает в себя семя и рождает ребенка, который дает иудею надежду на бессмертие, женщину ценят прежде всего за ее чистоту и плодовитость. Выбор патриархом невесты и ее верность мужу – основа ее ценности. Величайшее проклятие для женщины – бесплодное чрево. Действительно, только сыновья могут поддерживать женщину в старости; без потомства ее ждет несчастная старость (Ноеминь, вдова, потерявшая сыновей, по праву могла называть свой удел «горьким»).
Так как женщины в библейские времена подчинялись мужчинам и экономически зависели от них, особенно выделяются образы женщин, обладавших необычайной смелостью и выходивших за рамки общепринятой роли. Среди таких смелых женщин – Иохаведа (мать Моисея), Девора, Иаиль, Руфь, Есфирь, Авигея (1Цар.25) и Мария, Мать Иисуса. Та же самая общественная структура, которая сделала женщин менее сильными, чем мужчины, породила архетип женщины как несчастной жертвы мужского шовинизма. Стоит вспомнить о том, как Сарра называла себя сестрой Авраама, чтобы защитить его жизнь в чужой стране, как наложницу левита насиловали до смерти (Суд.19:22–30), что пришлось пережить Анне, беременной жене Елканы (1Цар.1) и как дочь Иеффая пострадала из-за поспешного обета отца (Суд.11).
Рассматривая библейские образы женщины и мужчины, мы должны постоянно помнить, что условия духовного роста в конечном счете были одинаковы для обоих полов. Добродетельная женщина, какой бы ни была ее внешность и роль как женщины, добродетельна прежде всего потому, что благочестива. Поэтому библейские авторы предупреждают: внешняя красота может оказаться препятствием на пути к благочестию (Притч.31:30; 1Пет.3:3). Они рекомендуют, чтобы женщина боялась Господа (Притч.31:30), ибо именно «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» – это то, что «драгоценно пред Богом» (1Пет.3:4).
Грешницы. Чаще всего в Ветхом Завете упоминаются женщины, которые каким-либо способом нарушают правила, в положительном или отрицательном плане. С отрицательной стороны, это женщины, искушающие своих мужей или возлюбленных и подбивающие их на греховные действия. Иезавель, имя которой стало синонимом зла, – впечатляющий образ бессовестной женщины, прототип блудницы вавилонской из Откровения. Обычно заблудшая женщина является иноземкой, которая пытается развратить еврея. Например, жена Потифара пытается соблазнить праведника Иосифа. Далида, искусительница-филистимлянка, становится символом развращающей похоти. В пророчестве Осии грешная женщина, которая блудит с иноземными богами и чужестранцами, становится символом сбившегося с пути Израиля. Автор Екклесиаста жалуется на женщину, «потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы», и утверждает, что среди тысячи женщин не нашел ни одной безвинной (Ек.7:26–28; согласно Ек.7:28, мужчины только на одну десятую процента лучше в этом отношении). В Книге Притчей безумие тоже иногда персонифицировано в образе распущенной женщины, искушающей мужчин.
Главный библейский архетип грешной женщины – прелюбодейка, наиболее живо описанная в первых главах Притчей (Притч.2:16–19; 6:24–26; 7:5–27; 9:13–18). Но и здесь в Библии встречаются сюрпризы. Жена Осии Гомерь менее известна своей изменой мужу, чем своим искуплением. Хотя закон Моисея предписывал побить прелюбодейку камнями, Иисус простил женщину, уличенную в прелюбодеянии (Ин.8:1–10). В Ветхом Завете иногда даже встречаются положительные образы прелюбодеек. Например, Фамарь, обманувшая своего родственника и вынудившая его жениться на себе, притворившись блудницей (Быт.38); или блудница Раав, которая помогла израильтянам взять Иерихон (Нав.2). Оттенки этого образа присутствуют в историях Есфири (которая принимает ванну и одевается, чтобы заставить царя передумать) и Руфи (которая встречает Вооза на гумне в ситуации, полной сексуального подтекста, хотя Руфь и Вооз ведут себя с романтической сдержанностью). Даже Вирсавия, само воплощение красоты и искушения, не осуждается. Она стала причиной, по которой Давид лгал, убил человека и печалился. Давид представлен как виновный в этой истории, Вирсавия же – несчастная жертва в трагической мужской игре с похотью и властью. Она вместе с Давидом оплакала смерть их ребенка и побудила Давида сделать наследником следующего ее сына, Соломона. По закону Моисея прелюбодеек следовало побивать камнями, но здесь одна из них коронована как царица.
Последняя категория грешных женщин – это властолюбивая мать и придирчивая жена (см. ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА). В список таких женщин можно включить Сарру, Ревекку, ворчливую жену из Притчей, жену Иова, Иезавель и Иродиаду (Мк.6:14–29).
Воительницы и вожди. Война в Древнем мире была в основном мужским делом, но и здесь имеются исключения. В классической литературе упоминаются амазонки – женщины-воительницы, известные своей физической силой и военной доблестью. В Ветхом Завете также есть вариации на эту тему. Девора ведет армию (и мужчину) на битву, самый важный подвиг в которой совершает другая женщина, Иаиль, пробивающая череп вражеского военачальника колом от шатра (Суд.4–5). Иаиль выигрывает не за счет физического превосходства (как делают мужчины), но за счет обмана (Суд.5:24–27), как Далида обманом подчиняет сильного мужчину, пока он спит.
В книге 1 «Энеиды» Вергилия описывается, как царица Дидона мастерски правила Карфагеном. В Библии нет развернутых портретов женщин-правителей, но иногда библейские женщины играют эту роль. Самый яркий пример этого – Девора, «пророчица», которая «жила под Пальмою Девориною... и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд.4:4–5). Ей можно противопоставить грешницу Иезавель, царицу, жену царя Ахава, которая обладала неограниченной властью при дворе (3Цар.16–21). Мариамь, сестра Моисея, тоже была сильной женщиной; она играет роль, которую обычно играли мужчины, и вместе с Моисеем поет победную песнь после битвы (Исх.15:20–21). Позже Мариами надоела роль последовательницы Моисея и вождя женщин, и она, вместе с братом Аароном, восстала против власти Моисея, за что была поражена временной проказой (Чис.12).
Хотя в Ветхом Завете отражен патриархальный строй – больше говорится о деяниях мужчин, чем женщин, – женщины могли занимать, пусть это были единичные случаи, практически любое положение в ветхозаветном обществе: пророка (4Цар.22:14; Неем.6:14), судьи (Суд.4:4), правителя (4Цар.11:3), военного спасителя (Суд.4–5), мудреца и учителя (неоднократно в Притч.1–9).
Женщины как возлюбленные. Один из основных образов женщин в мировой литературе – это образ романтической возлюбленной: иногда она любит мужчину, но чаще является объектом мужской любви. Самый яркий пример в Библии – Суламита из Песни песней. Она страстно любит своего мужчину, и сама – прекраснейшая из женщин. В другом восхвалении придворный поэт говорит о невесте: «Возжелает Царь красоты твоей». Ее ведут к царю в свадебной процессии «в испещренной одежде» (Пс.44:12–15).
У нас есть краткие описание и других прекрасных женщин. Есфирь была красавицей-царицей, и ее ввели в царский гарем как претендентку на пост царицы, потому что она была «молодой красивой девицей» (Есф.2:2). После того как ее целый год готовили, чтобы сделать еще более привлекательной (Есф.2:12), «полюбил царь Есфирь более всех жен» (Есф.2:17). Предшественница Есфири славилась своей красотой (Есф.1:11). Другие женщины также вызывали в мужчинах страсть отчасти по причине своей внешней красоты; примеры этого – Сарра (Быт.12:14), Ревекка (Быт.24:16), Рахиль (Быт.29:17), Авигея (1Цар.25:3). Вирсавия, объект сексуального желания Давида, была «очень красива» (2Цар.11:2).
Женщины как созерцающие и ученицы. В Библии присутствует также образ женщин как личностей, обладающих особой духовной глубиной и проницательностью. В Книге Притчей мудрость описывается как женщина – мы могли бы назвать ее госпожой Знание, и иногда она предстает перед нами как необыкновенно привлекательная и вызывающая романтический пыл. В других местах Притчей заповедь прислушиваться к наставлениям отца дополняется повелением прислушиваться к материнским наставлениям (Притч.1:8; 6:20).
С образом мудрой женщины связан образ женщины вдумчивой и созерцательной. Анна названа пророчицей, она «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2:36–38). Мария, Мать Иисуса, «сохраняла все слова сии в сердце Своем», когда увидела Своего юного Сына в храме и услышала Его мудрые речи (Лк.2:51). Мария, сестра Марфы, «села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк.10:39).
В Новом Завете возникает новый образ женщин как учениц Иисуса. Следует отметить, что в дни Иисуса и ранней церкви роль и образ женщины изменились в сравнении с Ветхим Заветом. Мария, Мать Иисуса, изображена как Мать и Ученица, потому что Иисус не признавал чисто кровные связи, которые позволяли бы Его Матери все время поддерживать отношения с Ним. Так, когда Мария продолжает следовать за Христом до подножия креста, потом – до гробницы, и наконец – до горницы после вознесения (где Ее сопровождают другие женщины, Деян.1:14), Она уже не просто Мать: Она – Ученица.
Мария и Марфа, которые, по-видимому, были одинокими или вдовыми, обе стали ученицами и подругами Иисуса. Они были готовы принять Его в своем доме в Вифании, охотно говорили с Ним о жизни после смерти и немедленно попросили Его о помощи, когда умер их брат. Здесь женщины ценятся уже не за красоту и многодетность. Они – сестры Христа. Иисус, Который никогда не искал ни возлюбленной, ни жены, позволял женщинам быть Своими последователями и помощниками. Женское тело не пугает Христа (как это было в некоторых формах иудаизма); Он не боится прикасаться к женщине с кровотечением и исцелить ее, не боится и защищать женщину, уличенную в прелюбодеянии. Иисус знает историю женщины у колодца (см. ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА), но, не колеблясь, обучает ее вере (нарушая в процессе этого табу не только на общение иудеев с самарянами, но и на прилюдное общение мужчины с женщиной). Иисус описывает женщин как благородных и сострадательных, как в случае с лептой вдовы (Мк.12:41–44); в притче о женщине, потерявшей монету (Лк.15:8–10); в истории мудрых дев, попавших на мессианский пир (Мф.25:1–13) и вдовы, чье упорство вознаграждено (Лк.18:1–8). Иисус без колебаний уподобляется женщине, оплакивая Иерусалим (Мф.23:37), и не считает образ невесты слишком приземленным, говоря о Своем союзе с Церковью.
Стоит обратить внимание на героизм женщин в рассказе о страстях. Женщины последовали за Иисусом к распятию и страдали, глядя на Него. Они сопровождали Его тело до гробницы и готовили благовония для бальзамирования. Они были Его ученицами (последовательницами) и свидетельницами распятия. Женщины стали также первыми свидетелями воскресения.
Образы женщин в ранней церкви. Павел рассматривает женщин как личностей, помогают или мешают ему в служении Господу, которые дают ему кров и советы. Он использует образ женщин и в своих посланиях, когда пользуется традиционными образами брака, описывая верующих как своеобразную семью, со Христом во главе, а церковь – как Его невесту. Павел также пересматривает женские образы Ветхого Завета, замечая, что большая часть старого Писания указывает на новое откровение истины во Христе. Отмечая, что одна женщина – Ева – привела человечество к грехопадению, он показывает также, что искупление человечества также стало возможным через женщину – Марию (Гал.4:4). Он провозглашает также, что все едины во Христе, в Котором «нет мужеского пола, ни женского» (Гал.3:28). В Послании к евреям Сарра, Раав и еще одна не названная по имени женщина включены в список героев веры (Евр.11).
Хотя Павел и критикует женщин нескольких церквей (особенно Коринфа) за их поведение и одежду, рекомендуя быть поскромнее, в целом его соратницы предстают в посланиях как служительницы Господа, уважаемые за служение, а не как матери и бабушки. Он называет их «помощницами». В Рим.16 упоминаются Фива, Прискилла и Мариамь – как «помощницы» и «сотрудники во Христе». Прискилла упоминается и как принимающая в доме верующих, и как миссионерка (Деян.18:1–3,17), а также как человек, взявший на себя инициативу (вместе с мужем) исправить богословские заблуждения Аполлоса (Деян.18:26). Фива – диакониса (Рим.16:1), а Лидия – женщина, торговавшая багряницей, обратившая свой дом в христианство (Деян.16:14–15). Павел следует по стопам Иисуса, говоря о полном равенстве во Христе (Гал.3:28), хотя его упоминания о главенстве мужей и подчинении жен (Еф.5:22–23; Кол.3:18) указывают, что духовное равенство не упраздняет вообще половых отличий и разного положения мужчин и женщин в обществе.
Заключение. В Книге Откровение подводятся итоги двойственного образа женщины в Библии. С одной стороны, у нас есть женщина – Мать Мессии (Откр.12:1–5) и Церковь (Откр.12:17), непорочная Церковь, Невеста Христа (Откр.19:7–8; 21:2), Царица небесная. Но если этот женский образ символизирует человечество в его лучших проявлениях, то символ зла – тоже женщина, ужасная блудница вавилонская, пьяная от крови святых и мучеников, не верящая во Христа (Откр.17–18). Тут же упоминается Иезавель, называющая себя пророчицей и призывающая слуг Христовых к блуду (Откр.2:20–23). Здесь сливается много библейских образов женщины: женщина как мать, невеста, искусительница, отступница – лучшее и худшее, что есть в людях. Хотя некоторые библейские образы женщин довольно конкретны, духовный потенциал женщины к добру или злу таков же, как и у мужчины.
См. также: БЕСПЛОДИЕ; БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ; ВДОВА; ВИРСАВИЯ; ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА; ДЕВА, ДЕВСТВЕННОСТЬ; ДЕВИЦА, СЛУЖАНКА; ДОЧЬ; ЕВА; ИЗНАСИЛОВАНИЕ, ПОЛОВОЕ НАСИЛИЕ; КНИГА ЕСФИРЬ; КНИГА РУФЬ ; МАРИЯ, МАТЬ ИИСУСА; МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; НЯНЬКА, КОРМИЛИЦА, СИДЕЛКА; ОБОЛЬЩЕНИЕ, СОБЛАЗН, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ; ПРАРОДИТЕЛЬНИЦЫ В ОПАСНОСТИ; РОЖДЕНИЕ; ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ; СЕСТРА; ЦАРИЦА; ЧРЕВО, УТРОБА.