Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Дочь

(Daughter)

В Библии женщины почти всегда идентифицируются как дочери своих отцов. Многие достаточно значительные действующие лица представлены просто дочерьми: например, дочери Лота (Быт.19), дочь фараона (Исх.2:5; Евр.11:24), Иеффая (Суд.11:34 и далее), дочь Иова (Иов.42:15), дочь Иродиады (Мф.14:6), Иаира (Мк.5:23) и сирофиникиянки (Мф.15:22). Другие же называются по именам, но только в связи с делами, к участию в которых они привлекаются как дочери своего отца: Ревекка, к родителям которой Авраам послал слугу на поиски невесты для Исаака (Быт.24); Мерова, дочь Саула, на которой женился Давид (1Цар.18:17); Рахиль и Лия, дочери хитрого Лавана, ставшие женами Иакова (Быт.29). На память приходят также те женщины, которые вели себя как дочери: Руфь по отношению к Ноемини (Руф.4:15), Есфирь по отношению к Мардохею (Есф.2:7). Как в сыне, так и в дочери отражаются черты родителей; и ее личная репутация положительно или отрицательно влияет на будущее их имени.

Дочь нуждалась в родительской опеке, и, за редкими исключениями, родители относились к ней как к своему сокровищу. Иеффай скорбел о данной им клятве, погубившей его дочь (Суд.11:35); Иов дал своим прекрасным дочерям наследство (Иов.42:15); Иаир и сирофиникиянка страстно умоляли Иисуса спасти их дочерей (Мф.15:22; Мк.5:23). Иисус выразил мысль о высокой ценности и привилегированном положении исцеленной Им скорченной женщины, назвав ее «дочерью Авраамовой» (Лк.13:16).

Родители обычно заботились о безопасности дочери, относясь к этому как к первоочередной обязанности. Пророки называли дочь «нежною и роскошною» (Ис.47:1), «дщерью Иерусалима» (Плч.2:15), «девой, дочерью народа моего» (Иер.14:17). Девственная дочь считалась уязвимой, и насилие над ней рассматривалось как бедствие (Плч.2:13). Ожидалось, что благами праведности родителей должны пользоваться не только сыновья, но и дочери (Иез.14:20). Будущее дочери нередко зависело от желаний или потребностей родителей: Лот и вениамитяне предлагали своих дочерей чужеземцам; Мелхола стала женой Давида в качестве награды Саула за победу в битве; дочь Иродиады по наущению матери плясала перед Иродом; Лия и Рахиль действовали в соответствии с планами Лавана. Дочь получала наследие, хорошее или плохое, от своих родителей.

Поведение дочери отражалось на репутации родителей. Родители ценили дочерей отчасти потому, что их забота должна была возместиться в будущем, когда они, в свою очередь, попадут в зависимость от детей. Дочери не служили продолжательницами родового имени, но они способствовали поддержанию доброго имени отца достойным поведением и сохранением чистоты до вступления в подходящий или даже выгодный брак. Хорошо известный отрицательный пример – дочери Лота, опозорившие себя в попытке сохранить родовое имя, когда они оказались отрезанными от своей культурной среды и жили с отцом в пещере (Быт.19:31). В отличие от них, Есфирь и Руфь вели себя как дочери по отношению к своим опекунам в кризисных ситуациях и своими осмотрительными действиями обеспечили продолжение родового имени. В силу того факта, что они не были родными дочерьми своих попечителей, имена Руфи и Есфири включены в список великих героев народа как его дочерей. Таким образом слово дочь приобрело идиоматическое значение. Есфирь, смело представшая перед Артаксерксом, олицетворяла собой народ Израиля, а Руфь была включена в семью Израиля и стала прабабушкой великого царя Давида.

Эти стороны образа дочери помогают понять смысл его идиоматического использования в пророческих писаниях. Образ дочери встречается в таких выражениях, как «дщерь Сиона» (Ис.1:8; Иер.4:31; Мих.4:10; Мф.21:5), «дочь Сидона» (Ис.23:12) и «дочь Вавилона» (Иер.50:42). В этой еврейской идиоме отражается двоякая метафора, распространенная в культуре древнего Ближнего Востока: изображение столичного города в образе женщины, а его жителей – в собирательном образе дочери. Олицетворением языческого города служила богиня, чей муж был местным богом-покровителем; Сион же, или Иерусалим, выделялся на общем фоне, поскольку супругом этого города был единственный истинный Бог – Яхве. Во времена военных действий, когда город опустошался и жители покидали его, он казался бесплодной женщиной, отвергнутой божественным мужем (Ис.54:1). Поэтому его дочери, то есть жители, свое самосознание черпали именно в нем, но в то же время своими делами они предопределяли его будущее. Например, Исаия провозглашает «бесплодному» Иерусалиму: «Возвеселись, неплодная» (Ис.54:1), – и пророчествует о возвращении жителей в город, а также о его невиданной будущей славе. Вслед за Исаией, использовавшим такие идиоматические выражения, Иисус при исполнении пророчества обратился к Иерусалиму как к «дщери Сионовой» (Мф.21:5), а апостол Павел привел слова Ис.54:1 и провозгласил в Гал.4:26, что «вышний Иерусалим свободен» и что он – «матерь» христианам.

В исторической ситуации завоевания земли и изгнания из нее народа ветхозаветные пророки при осуждении или благословении конкретных городов использовали образ дочери. Исаия произнес суд над жителями Сидона: «Ты не будешь больше ликовать, посрамленная девица, дочь Сидона! Вставай, иди в Киттим, но и там не будет тебе покоя» (Ис.23:12). Иеремия предрек несчастья египтянам: «Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта; напрасно ты будешь умножать врачевства, нет для тебя исцеления» (Иер.46:11). Господь сказал Своему народу через пророка Захарию: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя» (Зах.2:10). Эти слова сказаны вслед за пророчеством об окончании плена: «Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона» (Зах.2:7). Божьи люди, жившие в вавилонском плену среди жителей этого города, оставались отделенными от них, будучи гражданами Сиона, принадлежавшего Яхве. На этих нескольких примерах можно увидеть очевидную идиоматическую связь между представлением о народе как дочери и о городе как матери.

Лучше всего, пожалуй, смысл образа дочери выразил Соломон в своей Песни песней – «дщери Иерусалимские». Наследницы этого славного города, подруги невесты предупреждаются, чтобы дела не отвратили их от дарованного им благословения: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно» (Песн.8:4). Особенно ясным образ дочери делает этот практический отеческий совет. Данный отрывок можно истолковывать в аллегорическом или буквальном смысле, но в любом случае образ дочери показывается в нем как образ человека, получающего великое благословение и ответственного за то, чтобы благодаря своим делам стать достойным этого благословения.

См. также: ДЕВА, ДЕВСТВЕННОСТЬ; ЖЕНЩИНА; СЫН.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle