Досуг
(Leisure)
Досуг – более широкое понятие по сравнению с развлечением. В самом кратком виде его можно охарактеризовать как свободное от работы и забот время. Но он может также включать в себя и определенные занятия (в том числе игры, культурные мероприятия, развлечения и общественные дела), в конечном счете это – образ жизни.
Изначальный образ досуга – отдых Бога на седьмой день творения: Бог «почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). Хотя Бог благословил этот день отдыхом от работы (Быт.2:3), в начале это не было связано с поклонением (Бог не нуждался в особом дне для поклонения), а только с прекращением работы. В этом образе отдыха подразумеваются эстетическое созерцание и восхищение, ибо читаем: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). К этому можно добавить образ покоя: «В день седьмой [Бог] почил и покоился» (Исх.31:17).
Итак, изначальный образ досуга выражается в субботнем отдыхе. В итоге он стал ассоциироваться с установленным днем поклонения в недельном цикле, который израильтянам предписывалось считать святым, не занимать никакой работой и посвящать отдыху (Исх.20:8–11). Кроме того, ежегодные праздники ветхозаветного календаря тоже посвящались совершению религиозных обрядов и организации священных собраний, во время которых израильтянам предписывалось «никакой работы не работать» (Чис.28:18, 25–26). Эти религиозные праздники служат в Библии еще одним важным образом досуга. Праздник пурим описывается в Книге Есфирь как день, который проводят «в веселии и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу» (Есф.9:19). Остаток, вернувшийся из плена, отмечал праздник кущей в «радости весьма великой», и «праздновали праздник семь дней» (Неем.8:17–18), живя в кущах с семьями и соседями. Даже ветхозаветные паломничества в храм несли отпечаток проведения досуга (как в привычных нам лагерях или загородных поездках), в сочетании с прекращением работы, путешествием, общением и поклонением Богу.
Романтический досуг и ухаживание – одна из тем Песни песней. Основное занятие возлюбленных в этой книге заключается в совместном проведении приятного досуга на фоне прекрасной природы в условиях, далеких от жизненных проблем повседневности.
Тема досуга присутствует и в псалмах. Пс.22 представляет собой пасторальный метафорический рассказ о Божьем обеспечении Своих творений. Проведение досуга выражается, в частности, в покое на зеленых пажитях и в прогулках к тихим водам. Это образ уединения, оазиса в мире трудов и забот. В другом псалме нас призывают «остановиться», буквально «прекратить потуги» (Пс.45:11). В псалмах, где показаны образы природы, подразумевается призыв к эстетическому и религиозному созерцанию природы, а в одном из них природа прямо связывается с досугом (Пс.103:15, 26).
Дополнительные образы досуга показаны в жизни Иисуса. Например, Иисус довольно часто посещал трапезы в качестве приглашенного гостя. В одном из таких случаев Иисус превратил воду в вино, чтобы свадьба продолжалась (Ин.2:1–11). В евангелиях описываются эпизоды, когда Иисус не только уединялся для личной молитвы и размышлений (Мк.6:45–47; Лк.6:12; 9:28), но и побуждал учеников удаляться от людей в пустынное место для отдыха (Мк.6:30–32). В речи Иисуса об избавлении от забот и тревог, особенно в афористическом призыве «посмотреть на полевые лилии» (Мф.6:25–34), отчасти выражается подтверждение значения досуга для обуздания стяжательских настроений и как противоядия чрезмерному вниманию к материальным сторонам жизни. Ветхозаветным примером человека, который по вечерам выходил «поразмыслить», служит Исаак: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить» (Быт.24:63).
Другая сторона библейских образов досуга выражается в его извращении в падшем мире. Павел представляет краткий перечень безнравственного проведения досуга («дел плоти»), называя в том числе прелюбодеяние, блуд, нечистоту, пьянство и бесчинство (Гал.5:19–21). Самодовольное потакание своим прихотям показано в притче Иисуса о безрассудном земледельце, который в гедонистской самоуверенности ведет внутренний диалог: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12:19). Самый развернутый образ неуправляемого досуга – досуга, обреченного на неудачу попыткой получить от него больше удовольствия, чем он может предоставить, – находит выражение в исканиях автора Екклесиаста (Ек.2:1–11). Пророк Амос использует образ музыки для изображении общества, в котором досуг выродился в праздность, поиск наслаждений, пустые забавы, пьянство и стремление выглядеть физически привлекательным (Ам.6:4–6).
Таков библейский образ досуга: отказ от стяжательства, отдых от работы, участие в празднествах, поклонении и созерцании. Надлежащее его проведение требует бдительности, дабы уберечь его от потенциальных злоупотреблений, но в принципе основной смысл досуга в Библии положительный – это то, чем занимается Сам Бог и чем Он повелевает заниматься людям.
См. также: ИГРА; ПОКЛОНЕНИЕ; ПОКОЙ, ОТДЫХ; ПРАЗДНИКИ, ПРАЗДНЕСТВА; ПСАЛМЫ О ПРИРОДЕ; РАБОТА, РАБОТНИК; СУББОТА; ТОРЖЕСТВА.