Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Работа, работник

(Work, worker)

Пол Минеар однажды написал, что Библия – «альбом фотографий работающих людей... Библия – книга, написанная работающими, о работающих, для работающих» (Minear, 33). Это удачное определение использования образа работы и работника в Библии.

Бог как труженик. В отличие от греческой мифологии, где боги пребывают на небесах в праздности, Библия изображает Самого Бога как неустанно трудящегося. Его первым великим трудом было сотворение мира (Быт.1). Хотя Он наслаждался этой работой, как наслаждается художник своим произведением, это, тем не менее, был труд, а не отдых, как видно из Быт.2:2, где говорится: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал». В Быт.1 труд Бога изображен как осмысленный, творческий и прежде всего благой. Божье сотворение служит образцом и санкцией человеческого труда. Оно показывает, что работа человека над материальным миром ведет к созданию таких же благ в физической сфере.

Божий труд Творца в Быт.2 продолжается в более провиденческом плане. Здесь Бог создает «человека из праха земного» (Быт.2:7), насаждает для него сад (Быт.2:8), орошает его (Быт.2:6) и создает человеку жену (Быт.2:21–22). Короче говоря, Бог, заботящийся о человеческой жизни, работает неустанно. Так происходит и в более поздние времена: в Пс.103:10–22 приводится картина космической заботы Бога о Его творении; в Пс.120 рассказывается, что Бог никогда не спит и не дремлет, но всегда занят, защищая Свой народ; в Пс.106 перечислены отдельные спасительные деяния Бога и утверждается, что Бог совершает «чудные дела для сынов человеческих» (Пс.106:8, 15, 21, 31). В псалмах хвалы славятся достойные деяния Бога в мире – деяния, прежде всего относящиеся к четырем сферам: сотворения, провидения, суда и искупления.

В Новом Завете Христос также трудится. Он работает плотником до тридцати лет. Во время публичного служения Он часто говорит о Своей работе. Его Пища, говорит Он ученикам, «есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34). В другой раз Он поясняет: «Мне должно делать дела пославшего Меня, доколе есть день» (Ин.9:4). Он говорит иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17).

«Бог Библии, – метко замечает Минеар, – прежде всего труженик» (Minear, 44). Роберт Бэнкс исследует некоторые из конкретных образов Бога, в том числе образы композитора и исполнителя, работника по металлу и горшечника, портного, садовника, земледельца, пастуха, изготовителя шатров и строителя.

Помимо того что Бог трудится сам по себе, Он сотрудничает со Своим народом. Ключевой текст в этом отношении – Пс.126:1: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». Предполагается, что Бог трудится совместно с людьми. Похожая картина описана в Пс.89:16–17, где приведена молитва: «Да явится на рабах Твоих дело Твое... в деле рук наших споспешествуй». Когда стена Иерусалима была восстановлена при Неемии, пророк двояко определил этот успех: работа была выполнена, потому что «у народа доставало усердия работать» (Неем.4:6), но при этом «дело сделано Богом нашим» (Неем.6:16).

Человек за работой. Первый образ работающего человека в Библии подчеркивает идею совершенства. Человек трудился и тогда, когда был невинен и жил в раю, на что никогда не уставали указывать реформаторы-протестанты. Работа была задумана Богом как часть совершенной жизни человека, о чем с величественной простотой говорится в Быт.2:15: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Здесь человеческий труд изображен как обладающий достоинством и ценностью в качестве служения Богу, как задуманный Богом смысл человеческой жизни. Такое отношение к работе как части закона природы представлено и в Пс.103, где в прославлении естественного ритма смены дня и ночи мы читаем, что днем «выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс.103:23). Иначе говоря, работа – такая же часть естественного порядка, как восход и заход солнца.

Второе понятие, связанное в Библии с работой: то, что она стала тяжким трудом – результат грехопадения. Суть этого образа работы раскрывается в самом проклятии, которое Бог провозглашает Адаму в Быт.3:17–19. Основные составляющие этого проклятия – проклятая земля, тернии и волчцы как нечто, с чем людям приходится бороться, пот, неизбежный спутник работника в этом греховном мире. Здесь имеют значение несколько мотивов. Прежде всего следует отметить, что работа не возникла с грехопадением, как часто ошибочно утверждают. Грехопадение не отменило Божьей заповеди трудиться и не привело к возникновению труда в мире. Новыми стали только проклятие и тяжесть труда – сопротивление враждебной среды. У. Р. Форрестер пишет, что «человек был задуман как садовник, но из-за греха стал пахарем» (Forrester, 130).

Образ терниев и волчцов указывает еще на одну сторону проклятия мира: в греховном мире приходится выполнять много работы, связанной с разрушением, а не созиданием и творчеством. Часть проклятия грешного мира – то, что труд часто бывает бесплодным (см. во Втор.28 подробное описание проклятия бесплодного труда). Наконец, следует отметить, что в истории о грехопадении проклятие женщины, обреченной на боль при родах (Быт.3:16), параллельно проклятию труда (Быт.3:17). В этих стихах в еврейском тексте используется одно и то же слово для обозначения труда и боли, и Форрестер отмечает, что «во многих языках для обозначения труда и родовых схваток используется одно и то же слово, например, labour или travail (Forrester, 129).

Третья идея, связанная с работой в Библии, – это искупление труда в греховном мире. Здесь мы обнаруживаем описание некоторых качеств труда как относящихся к состоянию до грехопадения. Например, в пророчестве Исаии рассказывается о грядущем золотом веке, когда весь труд будет плодотворным и будет приносить наслаждение (Ис.65:21–24). Среди подробностей этого видения: люди наслаждаются «изделием рук своих» и «не будут трудиться напрасно».

Книга Екклесиаста может служить подведением итогов библейских образов человеческого труда. Если просто жить («под солнцем»), то работа становится ужасной и трудной, пустой и «суетной», погоней за ветром (Ек.2:18–23; 5:15–16; 6:7). Но если ориентироваться на Бога, можно найти наслаждение в работе, принимаемой как Божий дар (Ек.2:24; 5:18–19; 8:15; 9:10).

Люди как работники. Выше мы рассмотрели, что говорит Библия о самой работе. Здесь мы рассмотрим принципы работы людей в мире. Главной темой остается тема труженика – людей, которые работают.

Основной библейский образ для описания работающего человека – слуга; некто, распоряжающийся имуществом, которое доверил ему хозяин. В основе этого лежит библейское учение призвания. В этом плане Бог – Тот, Кто призывает людей к работе. Следовать Божьему призванию к труду в каждодневных делах значит служить Ему. Классический отрывок о трудящихся как служителях Бога – притча Иисуса о талантах (Мф.25:14–30), и сам этот образ удачно передает общий настрой учения Писания о людях как Божьих работниках. Важный аспект библейского образа трудящихся как служителей выражается в том, что они работают для Бога, а не для людей (Еф.6:5–7; Кол.3:23–24).

С образом работников как служителей связано отсутствие в Библии разделения на работу светскую и священную. Любая работа потенциально свята в том смысле, что люди могут служить Богу посредством ее выполнения. Хотя Павел призван быть апостолом, он продолжает зарабатывать на жизнь изготовлением палаток. Павел мог бы стать профессиональным священником, но отказался (1Кор.9:3–18; 2Фес. 3:7–9). Алан Ричардсон замечает, что в Библии «повседневная работа – не препятствие для христианского образа жизни, но обязательная составляющая его» (Richardson, 36–37).

Трудящиеся, таким образом, занимают почетное положение. Достоинство простой работы в Библии определяется не столько текстами-доказательствами, сколько общей картиной жизни. Как мы уже говорили, в Библии представлена целая галерея портретов людей, выполняющих в жизни обыкновенную работу. Мы знаем, чем занимались многие библейские персонажи. Среди них были воины, колесничие, портные, земледельцы, торговцы, строители и судьи. Мы видим, что царь Саул был не только царем, но и пахал поле на волах (1Цар.11:5). Его преемник, Давид, в юности был пастухом (Пс.77:70–72) и никогда не отказывался от своих крестьянских корней (Пс.22; 143:12–15). Авраам был пастухом-кочевником, как и духовным паломником. Нам даются списки людей, которые смешивали благовония и делали хлебы предложения для храма (1Пар.9). Притчи Иисуса практически являются обзором занятий общества того времени.

В Библии быть тружеником не зазорно. Напротив, это неотъемлемая часть жизни. Павел призывает христиан «быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит.3:1). В Библии нет иерархии родов деятельности.

Заключение. В Библии представлено много разных образов работы и работников. В основе этого лежит образ Самого Бога как Труженика и Создателя мира, Который велит людям, Своим слугам, работать. Для людей работа парадоксальна. В принципе она хороша и необходима. В своей положительной форме она – творческое, приятное и осмысленное занятие. Но она также тяжела, часто непродуктивна и является проклятием. В любом случае, это поле, на котором работник служит Богу.

См. также: ДОСУГ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ПОТ; РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ; СУББОТА.

Библиография:

R. Banks, God, the Worker (Sutherland, Australia: Albatross, 1992);

W. R. Forrester, Christian Vocation (New York: Scribners, 1953);

P. S. Minear, «Work and Vocation in Scripture» //Work and Vocation, ed. J. O. Nelson (New York: Harper & Brothers, 1954) 32–81;

A. Richardson, The Biblical Doctrine of Work (London: SCM Press, 1952);

L. Ryken, Redeeming the Time: A Christian Approach to Work and Leisure (Grand Rapids: Baker, 1995).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle