Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Земледелие, сельское хозяйство

(Farming)

В Библии от начала почти до самого конца мы видим преимущественно сельский, аграрный мир с полями и виноградниками, со стадами и домашним скотом, с посевными работами и сбором урожая. Хотя в библейском мире существовали города, жизнь большинства людей напрямую зависела от земли. Даже такой царь, как Саул, и такой пророк, как Елисей, получили призвание, когда пахали на поле, причем у последнего было двенадцать пар волов (1Цар.11:5; 3Цар.19:19). Алчный царь мог домогаться виноградника соседа (3Цар.21:1–16). Когда наступала засуха, царь искал воды и травы для своих коней и мулов (3Цар.18:5). Когда Самуил пытался отговорить израильтян от призвания царя, он обращался, по существу, к народу земледельцев: «И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть, и отдаст евнухам своим и слугам своим... и ослов ваших возьмет... от мелкого скота вашего возьмет десятую часть» (1Цар.8:14–17). Когда иноземный завоеватель пытался склонить представителей земледельческой культуры к капитуляции, угроза формулировалась на понятном крестьянам языке: «Примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей... пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда» (4Цар.18:31–32). Деревенская романтика находит яркое выражение в истории Руфи и в пасторальной любовной лирике Песни песней. В Новом Завете притчи Иисуса тоже насыщены сельскохозяйственными образами: работники на винограднике; заблудшая овца; богатый крестьянин, строящий новые житницы; семя, вырастающее незаметно; сев и сбор урожая; пшеница и плевелы.

Вполне естественно, что народ, живший в древней Палестине, должен был неизбежно обратиться к земледелию для получения средств к существованию, но, вместе с тем, значение сельскохозяйственной темы в Библии можно связать с более широкими богословскими темами земли и обетования. Завет Бога с Авраамом и его потомками включал в себя обетование земли, и когда народ Израиля двигался на поселение в Ханаан, «землю, где течет молоко и мед», обещанные Богом благословения приняли отчетливо выраженный аграрный характер. Вполне логично сделать заключение, что в Ветхом Завете интерес к теме земледелия связан с заветными обетованиями Бога.

Значение земледелия в Древнем мире подтверждается и военными обычаями. Для нанесения смертельного удара по противнику завоеватели иногда разрушали город и засевали его солью (Суд.9:45; Иер.48:9). Это вело к сельскохозяйственной смерти данного района, поскольку солончаковая почва безжизненна и бесплодна (Пс.106:34).

В рамках широкого определения сельскохозяйственной деятельности как использования для пропитания растений и животных в Библии есть упоминания как о кочевом, так и об оседлом типах ведения хозяйства со скотоводством как основным родом деятельности в первом случае и выращиванием урожая во втором. В Библии можно выделить четыре основных вида занятий: хлебопашество, виноградарство, выращивание масличных деревьев и скотоводство. В Авв. 3:17 дается представление о спектре сельскохозяйственной деятельности: упоминается о смоковницах, виноградных лозах, маслинах, нивах, овцах и рогатом скоте. Пророк Амос, назвавший себя пастухом и собирателем сикоморы, тоже приводит достаточно исчерпывающие сведения, упоминая об овцах, коровах, спелых плодах, виноградниках, винограде, садах и землепашестве. Помочь пониманию библейских рассказов могут некоторые факты, свидетельствующие об условиях сельскохозяйственной деятельности в древней Палестине. Крестьяне не жили на участках земли, которые они обрабатывали, а проводили ночь в деревнях или городах, выходя на поля по мере сезонных надобностей. Между пастухами-кочевниками и более оседлыми земледельцами существовали довольно напряженные отношения (см., в частности, рассказ о Каине и Авеле в Быт.4:2–5). Обрабатываемые поля и сады располагались обычно поблизости от источников воды, и в засушливом климате Палестины благотворное воздействие на растения оказывала даже летняя роса. Посевы подпадали под две основные категории: зерновые (главным образом ячмень и пшеница) и прочие растительные продукты питания (в том числе овощи, фрукты, виноград, маслины). Главными трудностями, с которыми сталкивались крестьяне, были засухи, сорняки, нашествия саранчи и других вредителей, неблагоприятная местность или каменистая почва, а также вторжения войск во время жатвы (Суд.6:2–4). В климатических условиях, в которых лето представляет собой шестимесячный период засухи, урожай зависел от «ранних дождей» в конце ноября и декабре и от «поздних дождей», доводивших урожай до зрелости в марте и апреле.

В Ветхом Завете показателем чувств, связанных с земледелием, служат соблазнительные картины обетованной земли и поэтические образы хорошей жизни в псалмах. Самым выразительным образом земли, в которую направлялись вышедшие из Египта потомки Иакова, было ее определение как «земли хорошей и пространной, где течет молоко и мед» (Исх.3:8, 17). В обычной литературе земледелие обычно рассматривается как антитезис города, а в Ветхом Завете оно противопоставляется пустыне. Так, Моисей дополнил напоминание о странствии по пустыне заявлением, что Бог «ведет тебя в землю добрую... в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед» (Втор.8:1–9). Доказательство желанности земли, которое принесли двенадцать соглядатаев, также было сельскохозяйственным – виноградная ветвь, гранатовые плоды и смоквы (Чис.13:24). Псалмы со всей очевидностью были написаны представителями народа земледельцев и изобилуют понятными крестьянину образами, связанными с погодой, землей, домашним скотом (Пс.64:10–14; 103:13–16; 106:37–38; 143:12–14). То же самое можно сказать о некоторых ветхозаветных притчах, занимающих свое место в жанре древней литературы, известном под названием «эклога» (Притч.24:30–31; 27:23–27; 28:19).

Аграрный статус еврейского общества нашел подтверждение в Моисеевом законе. Система религиозных торжеств в значительной мере привязывалась к временам жатвы – пасха праздновалась ранней весной в начале жатвы ячменя, праздник седмиц – в конце весны после жатвы пшеницы, а праздник кущей – в конце осенней жатвы зерновых и сбора плодов. Приведенный Моисеем перечень благословений за послушание Богу и проклятий за непослушание тоже в значительной степени основывался на сельскохозяйственном видении (Втор.28–29). Аграрная среда подразумевалась и во второстепенных законах, устанавливавших необходимость возвращения брату своему заблудившихся вола или овцу (Втор.22:1–2, 4), порядок сева (Втор.22:9–10), жатвы и сбора плодов (Втор.24:19–21; 25:4), недопустимость желать вола или осла ближнего своего (Исх.20:17). В требовании оставлять землю под паром в юбилейный год подразумевалась ранняя система сохранения земли и необходимость принесения жертвы (Лев.25:8–12). Не было бы преувеличением сказать, что в Ветхом Завете сельскохозяйственная деятельность была основной сферой, в которой люди делали нравственный и духовный выбор.

Жизненный цикл крестьян определялся сменой времен года. Главными этапами были сев или посадка, возделывание или уход (в том числе орошение и подрезка) и жатва или сбор плодов, и Библия полна упоминаний обо всех трех этапах. Мы вполне обоснованно представляем себе раннее еврейское общество отчасти кочевым, тем не менее показательно, что календарь с самого начала основывался на земледельческом цикле (с упором на период жатвы). Для лучшего понимания библейских сельскохозяйственных образов полезно соотносить их с природным годичным циклом крестьянина. В этой связи отметим, что использование земледельческих образов в переносном смысле тесно связано с природным циклом.

Пахота и сев. В земледелии крайне важное значение имеет надлежащая подготовка почвы. Кто не делает этого, не может рассчитывать на хороший урожай (Притч.20:4). Главный способ подготовки почвы – пахота. В земледельческом процессе пахота занимает столь значительное место, что в Библии земледелец иногда называется просто пахарем (в еврейском оригинале «работником») земли. В качестве примеров можно привести Адама (Быт.2:15), Каина (Быт.4:2) и Ноя (Быт.9:20). Пахота ставится в один ряд с жатвой, и вместе они рассматриваются как основные этапы сельскохозяйственного производства (Быт.45:6) и как время напряженного труда, когда у человека может возникнуть искушение поработать в субботу, хотя это запрещено (Исх.34:21).

В Библии пахота служит богатым источником метафор. Мы, в частности, читаем о пахоте и возделывании нечестия (Иов.4:8; Ос.10:13) и об угнетателях, пашущих на спине жертвы и оставляющих на ней глубокие борозды (Пс.128:3). Когда невеста Самсона раскрыла его загадку своим соплеменникам, он сказал о них, что они «орали на моей телице» (Суд.14:18). Среди других примеров можно отметить призыв распахать новые нивы для преодоления ожесточения сердца (Иер.4:3) и известную притчу Иисуса о ненадежности для Царства того, кто, взявшись за плуг, озирается назад (Лк.9:62).

Образы пахоты занимают важное место и в ветхозаветных эсхатологических видениях. Наступит время, когда Израилю не надо будет больше воевать для защиты своей земли и он сможет перековать «мечи свои на орала» (Мих.4:3; Иоил.3:10; Ис.2:4). В других местах будущее изображается временем, когда не будет необходимости работать на полях, потому ли, что этим будут заниматься другие (Ис.61:5), или потому, что по Божьему благословению жатва будет предшествовать севу или просто сделает его ненужным (Ам.9:13). В пророчествах о суде образ приобретает негативную окраску. Божий суд над Иудеей изображается в виде непрестанной пахоты без сбора урожая (Ос.10:11). Есть также видения Сиона, «распаханного как поле», в которых он сопоставляется с Иерусалимом, превращенным в «груду развалин» (Мих.3:12; Иер.26:18).

Посадка и сев, наряду с пахотой, относятся к начальной стадии сельскохозяйственного процесса. Как и в пахоте, в них выражается образ надежды и усердного труда. Обзор свыше сотни библейских упоминаний о них показывает целый каталог сельскохозяйственных работ – мы читаем о севе зерновых на полях, посадке садов, деревьев, виноградников и масличных рощ. Все это – часть библейских образов здоровой жизни. Божьи благословения псалмопевец изображает в виде посева на полях, посадки виноградников и сбора обильного урожая (Пс.106:37). В полученном Исаией видении золотого века восстановленного Израиля люди будут «насаждать виноградники и есть плоды их» (Ис.65:21; ср. Иер.29:5; Ам.9:14).

Есть множество метафорических образов (см. СЕЯНИЕ, СЕЯТЕЛЬ) эмоциональная сторона выражается в словах о севе со слезами и жатве с радостью (Пс.125:5), а нравственная – в ссылках на сеяние неправды и зла (Притч.22:8; Иов.4:8; Гал.6:7–9). О праведных говорится, что они насаждаются в доме Господнем (Пс.91:13–14; Иер.17:8). Дети подобны масличным ветвям вокруг стола (Пс.127:3). Израиль неоднократно изображается виноградной лозой, посаженной Богом (Пс.79:9–12; Ис.5:1–4; Иер.2:21).

Уход за посевами. В древней Палестине немногое можно было сделать по уходу за посадками. Зерновые поля, виноградники и сады ждали дождей, которые создавали условия для роста. В качестве примера терпения Иаков приводит пример земледельца, который «ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак.5:7). Удивляет представленный библейскими авторами образ Бога как вселенского садовника, ухаживающего за деревьями и посевами, поливающего и выращивающего растения и животных на земле (Пс.103:10–18; ср. Лев.26:3–4; Ис.27:3). Посылаемая Богом вода орошает почву, как того требуют природные условия (Пс.64:10–11). В эсхатоне пойдут обильные дожди, которые принесут богатые урожаи (Иоил.2:23–26; Мал.3:10). В некоторых местах Израиль изображается как Божий цветущий сад и распустившаяся виноградная лоза (Ос.14:6–9; Ис.37:30–31).

Подрезка ветвей – еще одна важная задача в процессе выращивания урожая, и здесь опять же наиболее выразительные примеры относятся на счет Бога. Иногда совершаемая Богом подрезка служит картиной суда над злом (Ис.18:5–6). Но в притче Иисуса о виноградной Лозе и Виноградаре подрезка изображается необходимым сельскохозяйственным занятием – образом очищения для блага виноградника и для повышения его урожая (Ин.15:1–6). Обращаясь к городским жителям Рима, Павел использует образы выращивания масличного дерева, проводя тем самым аналогию со спасением Богом иудеев и язычников (Рим.11:17–24).

Жатва. Сельскохозяйственный цикл состоит из «сеяния и жатвы» (Быт.8:22). Пахота и сев символизируют надежду, а жатва – созревание плодов и награду. Первый этап связан с риском, второй приносит уверенность. К основным библейским образам жатвы относятся сбор зерна или плодов, молотьба, точило и хранилище. О жатве почти всегда упоминается в положительном смысле (одно из исключений см. в Ос.6:11). Но такие специфические связанные с жатвой образы, как молотьба, веяние и давильня служат также для изображения суда.

Как и в случае с другими этапами земледельческого процесса, образы жатвы в буквальном смысле дают библейским авторам богатые возможности для их символического использования. Наиболее яркими примерами служат изображение в виде жатвы конечного Божьего суда над злом (Иоил.3:13; Мф.13:30; Откр.14:17–20) и сбора людей для спасения (Мф.9:37–38; Мк.4:29; Лк.10:2; Ин.4:35; Откр.14:14–16).

См. также: АМБАР, ЖИТНИЦА; БЫК; ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА; ГОЛОД КАК БЕДСТВИЕ; ЖАТВА, УРОЖАЙ; ЖИВОТНЫЕ; ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД; ЗЕРНО, ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ; МОЛОТЬБА, ГУМНО; ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ; ОСЕЛ, МУЛ; ПАСТБИЩЕ, ПАЖИТЬ; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ; ПОДБИРАНИЕ ОСТАТКОВ УРОЖАЯ; ПОДРЕЗКА; ПРИРОДА; ПШЕНИЦА; РАСТЕНИЯ; САД; СЕМЯ; СКОТ; СТАДО; СУХОСТЬ, ЗАСУХА; ТЕЛЕНОК, ТЕЛЕЦ; ТОЧИЛО, ПРЕСС ДЛЯ ВИНОГРАДА; ХРАНИЛИЩЕ.

Библиография:

O.Borowski, «Agriculture», ABD 1:95–98;

J. A. Thompson, Handbook of Life in Bible Times (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1986).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle