Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пшеница

(Wheat)

В мире Ближнего Востока в древности пшеница была важной частью рациона людей; кроме того, она обладала торговой ценностью. Когда царь Соломон приобрел для строительства храма Господня ливанские кедры, пшеница составляла часть платы (3Цар.5:11). Пшеница была отчасти пищей, отчасти богатством, но ее доступность всегда зависела от хорошего урожая, бывшего Божьим даром (Пс.84:13). Неудивительно, что библейский образ пшеницы имеет самые разнообразные значения.

В самом прямом значении пшеница является образом изобилия, Божьего благословения, посланного людям. Говоря о земле обетованной, Ханаане, наследстве Израиля, Моисей описывает ее как землю, «где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы» и прочие блага (Втор.8:8). Образ пшеницы играет также важную роль в благодарении Израиля за посланный Богом урожай. Бог велел Израилю через Моисея отмечать праздник седмиц, во время которого люди предлагали в жертву Богу первые плоды урожая пшеницы (Исх.34:22); благодарственная жертва пшеницы здесь символизирует изобилие, которое Бог дарует Израилю. Исследуя свои дела в поисках греха, Иов противопоставляет благословение и суд, сравнивая их с пшеницей и волчцами (Иов.31:40).

Так как пшеница символизирует то, что необходимо для жизни, она может быть метафорой и самой жизни. В псалме объявляется, что Бог накормит послушный Израиль лучшей пшеницей и медом (Пс.80:17). Здесь пшеница не просто обозначает изобилие; полное значение образа становится понятнее при сопоставлении этого стиха с предыдущим, где говорится, что «ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда» (Пс.80:16). Здесь бок о бок приводятся две противоположные возможности; в отличие от вечной кары, питание пшеницей и медом обозначает жизнь, которую поддерживает и питает Сам Бог.

Дальнейшее использование данного образа тесно связано с другим сельскохозяйственным образом: обмолотом зерна. У пророков молотьба часто выступает как символ суда, где молотильщик – Бог; Осия сравнивает поклоняющийся идолам Израиль с «мякиной, свеваемой с гумна» (Ос.13:3), которая ничто перед Божьим судом. Божий суд над Вавилоном побуждает пророка Иеремию описывать эту грешную империю как истоптанное гумно (Иер.51:33).

Но, так как Бог собирается и возродить Израиль, вернуть его из изгнания, Исаия заявляет: «Господь потрясет все... и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому» (Ис.27:12). Здесь образ основан на идее сортировки, посредством которой Бог снова сделает Израиль народом. Хотя эти образы не имеют прямой связи с пшеницей, естественная связь между пшеницей и гумном подкрепляет параллельные ассоциации с соответствующими образами, развиваемые в евангелиях, где пшеница появляется преимущественно в контексте сортировки во время суда.

В евангелиях Матфея и Луки начало публичного служения Иисуса предваряется словами Иоанна Крестителя о Нем: «Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф.3:12). Говоря это, Креститель предсказывает появление Христа, Судьи, Который отделит пшеницу от соломы. Это самое впечатляющее и выразительное введение к служению Иисуса. Здесь пшеница противопоставляется соломе, и эта двойная метафора указывает на разницу между ценным и бесполезным; но, принимая во внимание связь молотьбы с судом, слова Иоанна Крестителя также объясняют слушателям, что пшеница и солома – это, соответственно, праведники и грешники.

Иисус далее развивает ассоциацию пшеницы с праведниками в Своей притче о сорняках (Мф.13:24–30). Здесь показана похожая картина: пшеница и сорняки растут вместе до сбора урожая; потом они отделяются друг от друга – сорняки сжигают, пшеницу собирают в амбары. Образы, которые использует Иисус, весьма прозрачны; объясняя притчу, Он сравнивает граждан Небесного Царства с хорошими семенами, из которых вырастает пшеница (Мф.13:38). Более того, образ сортировки предполагает не небрежный или поспешный суд; это окончательный суд Сына Человеческого. Притча Иисуса описывает пришествие Небесного Царства в мир. Здесь образ сортировки пшеницы приобретает эсхатологические тона; это картина сотворения Богом нового народа через деяния Христа.

См. также: АМБАР, ЖИТНИЦА; ЖАТВА, УРОЖАЙ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ЗЕРНО, ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ; МОЛОТЬБА, ГУМНО; МЯКИНА, СОЛОМА; СЕМЯ; ХЛЕБ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle