Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пытка

(Torture)

Пытка – это причинение боли кому-либо. Народ библейских времен жил в довольно суровых условиях, и пытки были распространены, особенно в военное время. В Ветхом Завете подобное насилие было составной частью взаимоотношений израильтян с другими народами и обращения со священниками и пророками. В Новом Завете страдания в значительной степени связаны с жизнью Христа и Его последователей, которые страдали за правду. Значение пыток в Библии очень разнообразно, но часто они связаны с избиением и смертью, и применяются более из жестокости, чем для получения информации.

Жестокость на войне и в обычной жизни. В ветхозаветные времена пытки часто применялись во время войны, но, несмотря на частоту подобных происшествий, они не были угодны Богу. Когда вавилонский царь нанес поражение Израилю, он «заколол... сыновей Седекии [царя Израиля] в Ривле перед его глазами», а затем ослепил Седекию и отправил в Вавилон (Иер.39:6–7). Согласно одному из толкований, даже Давид был жесток во время войны: победив Аммон, он выгнал жителей из города и «положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи» (2Цар.12:31; в RSV, NRSV и NIV речь идет о принудительном труде, а не о пытках). Такое обращение Давида с аммонитянами, вероятно, было реакцией на их жестокость во время войны. В начале правления Саула, когда израильтяне пытались заключить с Аммоном мирный договор, аммонитский царь соглашался на это только в том случае, если его армии будет позволено выколоть глаза всем израильтянам, чтобы те никогда не нападали на его народ (1Цар.11:2). Позже Бог осудил Аммон за жестокость, потому что они «рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои» (Ам.1:13). Жители Дамаска также был кровожадным народом: Бог осуждает их за то, что «они молотили Галаад железными молотилами» (Ам.1:3). Таким образом, в Книге Амоса Бог осуждает несколько народов за ненужную жестокость, но, тем не менее, подобная практика была распространена в древние времена.

Отдельные люди в Израиле также жестоко обращались друг с другом. Некие вениамитяне «познали» наложницу «и ругались над нею всю ночь до утра» (Суд.19:25). Со многими пророками дурно обращались и даже убивали их. Например, Иеремию несколько раз избивали, сажали в колодки и бросали в темницу (Иер.20:2; 37:15). Он называет себя «кротким агнцем, ведомым на заклание», не знающим о заговоре против себя (Иер.11:19). В Послании к евреям описывается судьба многих героев Ветхого Завета, страдавших от гонений и пыток от рук неправедных: «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча... терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр.11:36–37). Многих пророков побивали камнями, как Захарию и тех, кто был убит Ахавом и Иезавелью; Исаию перепилили надвое, и бесчисленное количество других Божьих людей подвергалось жестокому обращению со стороны правителей Израиля (3Цар.19:10; 2Пар.24:21). Таким образом, даже в мирные времена пытки были проблемой Израиля.

Цена ученичества. В Новом Завете пытки упоминаются так же часто, как и в Ветхом; однако прежде всего это страдания Христа и Его апостолов от рук правителей, ненавидевших Благую Весть. В Новом Завете пытка принимает форму избиения. Однако в Новом Завете меньше внимания уделяется деталям пыток или избиений, а больше – их духовному значению: христиане страдают со Христом и получат награду за то, что подвергались гонениям. В Новом Завете нет места для подробных описаний пыток.

Величайший пример страданий в НЗ – это страсти Христовы, в которых сочетались физические муки и унизительные насмешки. Прежде чем послать Иисуса к Пилату, те, кто арестовал Его, «плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его» и насмехались над Ним (Мф.26:67). Кроме того, эти люди «закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?» (Лк.22:64). После приговора Пилата на Него надели пурпурные одежды и терновый венец, на Него плевали и били Его по голове тростью (Мф.27:29–30). Распятие (см. КРЕСТ) само по себе было еще одной мучительной пыткой, и враги Христа усугубляли Его агонию издевательствами и тем, что дали Ему воду, смешанную с уксусом, когда Он попросил пить (Мф.27:33–48).

Христос, Который претерпел невыносимое состояние отверженности и муки, говорил Своим ученикам, что им тоже следует ожидать подобного обращения. В самом деле, ранняя церковь в пору возникновения и распространения подвергалась гонениям и преследованиям, и ранние христиане становились мучениками. Однако в посланиях Нового Завета нет детальных описаний таких страданий; больше внимания уделяется значению праведного терпения, чем подробностям пыток. Петр объясняет, что верующие должны страдать, как страдал Христос, потому что именно страдания Христа привели их ко спасению, и «ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:24). Петр замечает, что Христос принимал страдания спокойно: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:23).

Он страдал столь праведно и был столь щедр по отношению к верующим, что, по мнению Павла, для братьев и сестер является честью пострадать со Христом. Апостол пишет филиппийцам: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29). Подобным образом, Петр советует христианам «не чуждаться» «огненного искушения, для испытания вам посылаемого», потому что это – благословение: «Вы участвуете в Христовых страданиях» (1Пет.4:12–13). Подобные ободрения встречаются по всему Новому Завету, и они призваны поддерживать дух церкви перед лицом гонений.

Хотя в Новом Завете, как уже упоминалось выше, очень сжато говорится о тех мучениях, которые переносили верующие, некоторые факты все-таки можно обнаружить в посланиях Павла к церквам. Во 2Коринфянам апостол перечисляет испытания, которые выпали на его долю в ходе служения. Он «более был в трудах... более в темницах», чем другие члены церкви: «Безмерно в ранах... и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали» (2Кор.11:23–25).

Хотя в большинстве случаев в Библии описания пыток относятся к уже случившимся событиям, есть в Писании и несколько упоминаний о будущих страданиях всех грешников. Описания ада в евангелиях – это первые намеки на будущую кару. Например, Христос рассказывает историю о бедняке Лазаре, который попадает на небо, в то время как его богатый сосед – в ад. В аду, «будучи в муках», богач так страдает, что просит Авраама послать Лазаря, «чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:23–24). Авраам отказывается, указывая на непреодолимую пропасть, которая отделяет небеса от ада (Лк.16:25–26). Слово, переводимое как «мучение» в Лк.16:28, используется также для обозначения ковки металлов посредством воздействия огня и ударов. В другом месте Иисус описывает ад как внешнюю тьму, где «будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30).

В Книге Откровение представлено эсхатологическое видение о муках, которым Бог подвергнет землю и ее грешных обитателей. После звучания семи труб землю постигнут семь казней. Первые четыре трубы влекут за собой сожжение трети земли, уничтожение трети моря с живущими в нем организмами, превращение трети пресных вод в горькие и омрачение трети небес (Откр.8:7–13). Хотя эти казни явно повлияют на жизнь людей на земле, после пятой трубы мучения будут касаться людей непосредственно. На землю послан ангел с ключами от бездны, которую он отпирает, и дым оттуда, «как дым из большой печи», затемняет небо (Откр.9:2). Из этого дыма выходит ужасная демоническая саранча, нападающая на землю, подобная «земным скорпионам» (Откр.9:3). Этой саранче позволено трогать только тех людей, у которых нет «печати Божией на челах», и «дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона» (Откр.9:4–5). Страдания людей будут так велики, что они «будут искать смерти, но не найдут ее» (Откр.9:6). Наконец, шестая труба прозвучит, и треть человечества погибнет от ряда казней (Откр.9:13–21).

Так как народы не покаются после труб, Бог пошлет на землю семь чаш гнева. Первой из них будут «отвратительные гнойные раны» (Откр.16:2); второй – уничтожение морей; третьей – превращение рек в кровь; четвертой – ужасная жара, которая будет жечь людей; пятой – тьма, которая заставит людей кусать языки от страдания; шестой – иссушение Евфрата; и седьмой – великое землетрясение и град величиною с талант, которые уничтожат землю (Откр.16).

Наконец, так как народы по-прежнему не покаются, Бог будет судить всех грешников на последнем суде. Каждый, кто поклоняется зверю, «будет пить вино ярости Божией... и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» (Откр.14:10–11). Зверь, сатана и все грешники от начала времен будут брошены в бездну для вечных мук, когда их грехи будут окончательно осуждены. Таким образом, Откровение завершается сообщением: хотя народы земли заставляли друг друга ужасно страдать, в конечном итоге грешники будут страдать еще ужаснее – их страдания будут мучительнее всех тех, которые люди когда-либо причиняли друг другу и которые только можно себе представить.

См. также: АД, ГЕЕННА; БОЛЬ, МУКИ; ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ; МУЧЕНИЕ; МУЧЕНИК; ПОСЛЕДНИЕ ДНИ; СТРАДАНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle