Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Последние дни

(End times)

Образы последних дней относятся к специфической категории апокалиптических видений будущего. В данной статье название «последние дни» не распространяется на такие связанные с ними понятия, как загробная жизнь, небо, ад, тысячелетнее царство (связь которых с концом истории в Библии не вполне ясна) и второе пришествие. Слово «последние» здесь относится, в первую очередь, к концу человеческой истории, но, вместе с тем, следует отметить, что в новозаветной эсхатологии этот временной отрезок выглядит более определенным, нежели в ветхозаветных пророчествах, в видениях которых он предстает чем-то конечным, но связанным, скорее, со временем жизни автора, а не с концом человеческой истории.

Связанные с последними днями библейские образы составляют группы, в которых выражаются временные понятия. В одну из них входят образы «последующих дней» (Иер.23:20), «последних дней» (Иер.30:24; Иез.38:16; Иак.5:3; 2Пет. 3:3; 2Тим.3:1), «последних времен» (Дан.10:14; 11:35; 12:4, 9), а также «конца» (Дан.9:26; Мф.10:22; 24:6, 13–14), «конца времени» (Дан.8:17; 11:40), «конца дней» (Дан.12:13) и «кончины века» (Мф.13:39–40, 49; 24:3; 28:20). Другой образ – наступление дня Господня (свыше двух десятков упоминаний). Хотя точная последовательность не всегда выглядит вполне ясной, в этих образах выражается важная сторона библейского взгляда на историю, а именно, что она представляет собой линейное движение к своему завершению.

Образы последних дней в изображении Иисуса. Речь Иисуса на Елеонской горе в Мф.24 (ср. Мк.13; Лк.21) дает общее представление о библейском понимании конца истории. Образы и события относятся к определенному периоду, наступление которого выражается словами «тогда» и «вдруг, после». Сама по себе речь была вызвана вопросом учеников: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф.24:3). Иисус изобразил зримую последовательность событий, некоторые фазы которых пересекаются. Он начал с рассказа о появлении лжехристов и наступления эпохи войн, землетрясений и голода, но все это только «начало болезней» (Мф.24:5–8). «Тогда» для христиан наступит время скорби с появлением лжепророков, которые прельстят многих, и с широкой проповедью Евангелия, и «тогда придет конец» (Мф.24:9–14). «Тогда» будет великая скорбь и восстанут лжехристы и лжепророки, которые дадут великие знамения и чудеса (Мф.24:21–28). «Вдруг, после» скорби начнется катастрофическое разрушение природных сил: солнце померкнет, луна не будет давать света, а звезды спадут с неба (Мф.24:29). «Тогда» на небе явится знамение Сына Человеческого и Христос пошлет Своих ангелов, которые соберут Его избранных на земле (Мф.24:30–31). Затем Иисус в Своей речи рассказал несколько притчей, общая тема которых – конечный суд над всеми людьми (Мф.24:32–25:30); кульминацией этих притчей служит сцена суда, начинающаяся со слов: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей... тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф.25:31–46).

Здесь представлена наглядная картина библейских образов кончины века. Это кошмарное видение вселенской катастрофы, резкого разрушения связей между людьми и народами, гонений на верующих, духовного обмана и власти сил зла. Единственное, что может утешить верующих, – возможность героического сопротивления («претерпевший же до конца спасется» [Мф. 24:13; Мк.13:13]) и уверенность, что в самом конце Христос явится как небесный Избавитель.

Книга Откровение. В Книге Откровение события разворачиваются так же, как и в речи Иисуса на Елеонской горе, но здесь они показываются более детально и в виде повторяющихся циклов, в каждом из которых мы возвращаемся на то же место, но на более высоком витке спирали. Даже если мы относимся к Книге Откровение как к изображению отличительных черт истории падшего человечества, представляется неопровержимым, что в ней символически показывается также, каким будет конец человеческой истории.

Характерное сочетание образов – природные катастрофы и разложение. К общему результату подводят две взаимодополняющие темы – внезапная катастрофа и то, что условно можно назвать «медленным горением». Что касается катастроф, мы видим непрестанную цепь землетрясений, потемнения солнца, превращения луны в подобие крови, падающие с неба звезды, перемещения гор и островов, падения града, убегающие небо и землю. Наряду с этим, есть образы постепенного процесса разложения: наступает голод, возникают эпидемии, сгорает третья часть земли и деревьев, сгорает вся зеленая трава, умирает треть морских животных, вода в третьей части рек становится горькой, люди обжигаются огнем и зноем.

Природные бедствия дополняются бедствиями среди людей и народов. Одним из образов распада общества служит война, как, например, в становящейся все более зловещей серии из четырех видений коня (Откр.6:1–8) или в картине освобождения разрушительных сил, связанных в реке Евфрат (Откр.9:13–19). Еще чаще, чем война, повторяются образы гонений на верующих со стороны сил зла (Откр.6:11; 11:7–10; 12:17; 13:5–18) и людских мучений (напр., Откр.9:1–11). Связанный с этой темой образ – язвы, которые эти природные бедствия приносят людям, подвергая их боли и страданиям (Откр.16:8–11, 21).

С одной стороны, в этих природных катастрофах и проявлениях насилия над людьми можно видеть картины, относящиеся только к земной и человеческой сфере, предоставленной самой себе для саморазрушения, однако Книга Откровение рассматривает эти события на земле как часть Божьего суда над греховным родом человеческим. В этом плане важное значение приобретает образ двух сфер – небесной и земной. В Книге Откровение выражается представление о двухъярусном мироздании (или трехъярусном, если добавить ад), в котором реальность делится на невидимую небесную и земную. Общая идея Откровения заключается в существовании связи между этими сферами и в том, что происходящие на земле события представляют собой кару, ниспосылаемую из небесного источника, как бы спектакль, поставленный на сцене высшей силой (напр., Откр.7:3; 8:7–12; 9:13–15; 16:1–21). Бурные события конца истории совершенно определенно представлены как проявление Божьего гнева (Откр.14:9–11; 15:1), и, следовательно, эти события можно истолковать как образы Божьего наказания грешников. Это, в свою очередь, связано с ролью ангелов и бесов в последних событиях истории. С одной стороны, мы видим в Откровении множество ссылок на активные действия ангелов по донесению Божьего откровения, совершению суда и защите последователей Агнца. С другой стороны, показаны и бесовские фигуры – дракон, отождествляемый с сатаной, звери из моря и из земли и «бесовские духи» (Откр.16:14). Основная характеристика обоих видов сверхъестественных существ – обладание сверхъестественной силой над людьми. Различие же их, в первую очередь, проявляется в том, что ангелы постоянно занимаются донесением откровения и раскрытием истины, а бесовские силы зла – изощренным обманом.

Согласно видениям Откровения, последние дни будут характеризоваться напряженной духовной борьбой между добром и злом. В этой битве будет участвовать огромное число людей и сверхъестественных существ. Поэтому мы читаем о войне на небе (Откр.12:7–12); войне дракона против семени женщины, то есть церкви (Откр.12:17); о звере из моря, ведущем войну со святыми (Откр.13:7); о царях земли, собравшихся у Армагеддона (Откр.16:16); о земных воинствах, выступивших против Христа (Откр.19:19), и о решающей битве, для которой народы «вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный» (Откр.20:7–9).

Все эти образы характеризуют последние дни в целом, но в самом конце истории произойдет окончательный суд, наступит переходное время, когда нечестивые спустятся в ад, а верующие войдут в вечное блаженство на небе. В речи Иисуса на Елеонской горе этот суд изображен в нескольких притчах и в вызывающей трепетный страх сцене, где Бог отделяет овец от козлов. Другие образы судного дня показаны в запоминающихся поворотных местах Книги Откровение – видении точила Божьего гнева (Откр.14:17–20), вынесении приговора Вавилону (Откр.16:19), низвержении двух бесовских зверей в озеро огненное (Откр.19:20), сцене с видением великого белого престола (Откр.20:11–15).

Другие новозаветные образы. Картины, показанные в речи на Елеонской горе и Книге Откровение, дополняются другими новозаветными образами. Хотя в некоторых эсхатологических отрывках изображается постепенный процесс разрушения, в основном подчеркивается неожиданный характер событий, которые произойдут в конце. Так, Иисус говорит, что Сын придет внезапно (Мк.13:36) и что последний день «постигнет вас внезапно» (Лк.21:34), а Павел пишет о «внезапной пагубе» (1Фес.5:3). Чаще всего в Новом Завете используется образ вора, приходящего ночью (Мф.24:43; Лк.12:39; 2Пет. 3:10; 1Фес. 5:2, 4; Откр.3:3; 16:15).

В Новом Завете есть также места, дополняющие картину распространения зла в конечные дни человеческой истории. Один из характерных образов – явление «тайны беззакония» и «беззаконника» (2Фес.2:7–9). Чуть раньше в том же отрывке Павел изображает беззаконника «сыном погибели, противящимся и превозносящимся выше всего, называемого Богом и святынею» (2Фес.2:3–4). В нарисованной картине показывается полное разрушение моральных норм в обществе, полагающемся только на себя и создающем чисто секулярную структуру. У Иоанна аналогичная мысль выражается в образе антихриста (1Ин.2:18, 22; 2Ин.1:7), олицетворяющего, как и беззаконник, духовное растление народа.

Разносторонний анализ жизни в последние времена дается в двух отрывках посланий. Первый отрывок – 1Фес. 5, он призывает верующих жить, не подчиняясь окружающей их культуре, характеризующейся образами тьмы и бесчинств. Второй – 2Пет. 3, небольшое классическое руководство, как надо жить в последние дни. Здесь культурный упадок общества изображается как время неверия в возвращение Христа и время «ругателей, поступающих по собственным своим похотям» (2Пет.3:3).

Последним ярким образом конца времен служит нарисованная Петром картина конечного вселенского пожара. Ничто в Откровении не выглядит столь окончательным и определенным, как эта картина самого завершения земного существования: «Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2Пет.3:10, 12).

Ветхозаветные предвидения. Новозаветные образы показывают нам общие ориентиры, но та же символика используется и в ветхозаветных пророческих видениях. Не всегда, правда, ясно, что именно предсказывается в пророчествах: наступление всеобщего конца или только конца какой-то империи или исторической эпохи. Типичными в смысле изображения полного конца можно считать две пророческие книги.

Вторая половина Книги Даниила представляет собой апокалиптическое видение будущего, в котором важную роль играют образы кончины века. Выраженная в символических образах зверей и рогов общая картина, тем не менее, напоминает новозаветную. Показаны империи, борющиеся за власть, захватывающие и сменяющие друг друга, противостоящие Богу. Изобилуют образы бедствий, Божьего гнева и военных катастроф: «будут... страдать от меча и огня, от плена и грабежа» (Дан.11:33); «наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (Дан.12:1).

Пророчество Софонии относится к той же теме. Это кошмарное видение истребления Богом всего живого с лица земли (Соф.1:2). Уничтожение, подготовленное Богом, иронически называется «жертвенным закланием», на которое Бог «назначил, кого позвать» (Соф.1:7). Далее читаем: «День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы» (Соф.1:15). Картина страданий и увечий выражается в образах крови, разметанной «как прах» и «плоти... – как помет» (Соф.1:17). Бог совершит «истребление, и притом внезапное» всех жителей земли (Соф.1:18). Плодородная земля превратится в пустыню (Соф.2:13–15). Твердыни будут «разрушены», а улицы станут «пустыми» (Соф.3:6).

Заключение. В библейских апокалиптических образах будущего выражаются как пессимизм, так и надежда, но надежда относится к событиям, которые либо выходят за рамки земной истории, либо следуют за ней. В самих по себе образах последних дней рисуется картина страшного суда. Для неверующих нет никакой надежды. Для верующих же единственная надежда заключается в проявлении стойкости до конца и в спасительном вмешательстве Христа для получения небесной награды.

В библейских образах кончины века заложены два основных принципа. Первый – вселенские масштабы. Пророчества о последних днях касаются не конкретных людей, а природных сил и народов как в политическом, так и в духовном плане. События конца истории будут происходить в огромных масштабах, создавая впечатление стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе. Вторая особенность заключается в том, что образы конца света внушают ужас, который еще больше усиливается благодаря размаху связанных с ними явлений (напр., землетрясения, наводнения, военные нашествия, действия бесовских сил) и внезапности, с которой они производят разрушения на земле. Основные уроки, которые мы можем извлечь из видений кончины века, сводятся к предсказуемости распространения зла, несомненности Божьего гнева и суда над злом, необходимости терпения (Откр.13:10) и готовности к тому, что произойдет (Мф.24:25).

См. также: АНТИХРИСТ; АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО; ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ; КОСМОЛОГИЯ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ; ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО; ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.

Библиография:

R. J.Bauckham, The Theology of the Book of Revelation (Cambridge: Cambridge University Press, 1993);

K.E. Brower and M.W. Elliott, eds., The Reader Must Understand Eschatology in Bible and Theology (Leicester: Apollos, 1997);

G.B.Caird, The Language and Imagery of the Bible (Grand Rapids: Eerdmans, 1997 [1980]);

J.B. Green, How to Read Prophecy (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1984).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle