Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Апокалиптические видения будущего

(Apocalyptic visions of the future)

В апокалиптических видениях конца истории и жизни в вечности символический язык играет гораздо большую роль в сравнении с любой другой частью Библии. Многие образы просто фантастичны и выходят за рамки всего известного в эмпирической реальности.

Предварительное представление об объекте исследования можно получить, разделив библейские образы будущего на три основные категории. Во-первых, есть категория нейтральных образов, в которых события будущего сами по себе показываются ни в хорошем, ни в дурном свете, а их воздействие на человека зависит от состояния души. К этой группе относятся день Господень, день страшного суда, явление Христа и воскресение мертвых. Во-вторых, есть категория сугубо отрицательных образов, в том числе вселенской катастрофы, морального разложения (с духом Антихриста и «беззаконника»), великой скорби и знамений перед возвращением Христа. Третья категория – образы блаженства: тысячелетнее царство, новое небо и новая земля, новый Иерусалим и брачная вечеря Агнца. Кроме того, мы повсюду встречаем библейские образы будущего, в которых пессимизм сочетается с надеждой.

Общие характеристики. Символика этих видений носит диалектический характер, в котором мироздание и род человеческий разделяются на категории добра и зла, света и тьмы, искупления и суда, награды и наказания. В библейских апокалиптических видениях в мире ведется борьба между Богом и силами зла. Нейтральной позиции быть не может. Хотя добро в конечном счете победит, в восприятии большинства людей при чтении апокалиптических произведений преобладают образы, внушающие страх.

Апокалиптические образы духовны или фантастичны. Их цель – показать мир, выходящий за рамки обычной реальности. В этих видениях перед нами предстают такие фантастические образы, как «животные», у которых «по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей» (Откр.4:8), две летающие женщины с крыльями как у аиста (Зах.5:9) или зверь, который был «как лев, но у него крылья орлиные», а когда крылья были вырваны, он «стал на ноги, как человек» (Дан.7:4; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ). Необычность образов – одна из основных отличительных черт апокалиптических видений, часто производящих сюрреалистическое впечатление. Эта необычность выражается и в образах действующих лиц – животных, а также Ангелов и бесов.

Апокалиптическая символика охватывает все мироздание. Силы природной стихии – солнце, луна, звезды, море, горы – являются частью общей космической системы. Эти природные силы часто становятся участниками исторических событий – падают с неба, отказываются давать свет, передвигаются со своих обычных мест, неожиданно защищают людей или нападают на них.

Символическую роль в апокалиптических видениях играют также цвета и числа. Белый цвет символизирует чистоту, красный – зло или войну, черный – смерть. Числа три, семь, десять и Двенадцать (и кратные им) означают совершенство, полноту, исполнение, победу. Шесть – зловещее число, оно приближается к семи, но не доходит до него.

Видное место в апокалиптических видениях занимают образы страдания и страха. Мы видим мир, наполненный ужасами, – землетрясениями и голодом, гонениями и войнами, скрывающимися в горах людьми, грозной саранчой, которая, подобно скорпионам, жалит людей хвостом, и другими бедствиями. Эти видения порождают чувство безнадежности, поскольку все эти ужасы посылаются на человечество силами, обладающими большой властью, обычно сверхъестественной по своей природе.

Несмотря на внешнюю конкретность и яркость, апокалиптические образы, в основном, лишены зрительной и изобразительной наглядности. В этой литературе как будто бы рисуются конкретные картины, однако представленные образы почти невозможно свести в единую зрительную композицию. Примером может послужить видение Иезекиилем божественной колесницы и ее сопровождения (Иез.1). Поэтому, при отсутствии зрительной наглядности, на первый план, соответственно, выходят образы, рассчитанные на слуховое восприятие.

Апокалиптические образы по сути своей символичны. Различные образы могут использоваться для выражения идеи о каком-то понятии или лице. В Книге Откровение дракон – это сатана, а Агнец – Христос. В показанном Исаией образе реки, наводняющей страну (Ис.8:5–8), на самом деле выражается пророчество об ассирийском вторжении. Истукан, состоящий из разных материалов, в видении Даниила – символ процветающих империй (Дан.2:31–45). Такой метод можно назвать изображением «символической реальности», то есть описанием символическими средствами событий, которые реально происходят в истории или произойдут при ее завершении. Эти образы во многом сходны с хорошо известными нам политическими карикатурами, где с помощью символических фигур или предметов изображаются реальные люди и события, происходящие на политической сцене.

Элемент нереальности в апокалиптических образах нередко ведет к ошибочному представлению об эзотерическом характере таких сочинений. Но слово apocalypse означает «раскрытие». В определенном смысле апокалиптическая литература служит выражением народного творчества. В ее образах отражаются наши видения во сне или наяву: кровь, агнец, дракон, чудовище, вода, море, солнце, жатва, невеста, престол, драгоценности. Вторая половина Книги Откровение представляет собой духовный вариант распространенных мотивов народных сказок: находящаяся в беде женщина чудесным образом спасается, герой на белом коне убивает дракона, порочная блудница разоблачается, герой-победитель женится на своей невесте, совершается брачная вечеря, и в конце концов герой со своей невестой поселяются во дворце, блистающем драгоценными камнями. Для понимания апокалиптических образов требуются внимательное отношение к очевидным вещам и детская восприимчивость особенностей народных сказок.

Основные темы. Апокалиптические образы будущего служат раскрытию пяти основных тем: 1) незамедлительности конца света, 2) катастрофического характера конца света, 3) духовного конфликта, 4) преобразования вселенной и 5) Божьего обеспечения в новой эпохе спасения. В апокалиптических видениях будущего обычно подчеркивается сокрушение Богом зла, истребление врагов Божьего народа и оправдание верных.

Незамедлительность конца света. В Новом Завете для выражения мысли о неожиданности конца используются несколько образов, в том числе вора, приходящего ночью (Мф.24:43; Лк.12:39; 1Сол.5:2, 4; 2Пет.3:10; Откр.3:3; 16:15), возвращения господина после длительного путешествия (Мк.13:34–36; Лк.12:35–38, 42–48) и жениха, приходящего ночью (Мф.25:1–13). В Ис.43:19 «новое», которое делает Бог, «является» так быстро, что Бог спрашивает: «Неужели вы и этого не хотите знать?» Книга Откровение представляет собой рассказ о видениях того, «чему надлежит быть вскоре» (Откр.1:1), а последнее свидетельство Христа в этой книге выражено словами: «Ей, гряду скоро!» (Откр.22:20).

Катастрофический конец. В апокалиптических видениях обычно показывается стандартный набор катастрофических бедствий, которые будут предшествовать судному дню. В их число входят голод, землетрясения, войны, предательства, болезни и знамения с неба (напр., Иоил.2; Мк.13; Откровение). В некоторых местах говорится также о наступлении времени великой скорби (Дан.12:1; Мк.13:24; Откр.7:14), невиданных доселе страданий, которыми будет сопровождаться конец света. Во 2Пет.3:10 эта мысль кратко выражена словами: «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». Основной мотив в этой картине – неожиданность катаклизма, однако попутно следует отметить, что в видениях Откровения присутствует дополнительная тема медленного разложения стихий – постепенного загрязнения водных потоков и океана, сокращения растительности и усиления жары.

Образы катаклизма демонстрируют, по крайней мере, две вещи. Во-первых, в них подчеркивается сила зла. Для преодоления сил зла человеческих средств недостаточно. Это может сделать только Бог, и Он решительно вмешается в конце времен. Во-вторых, в этих образах подчеркивается необходимость жить в верности и святости, несмотря на страдания, в ожидании наступления эпохи спасения.

Духовная битва. Добро и зло вступают в решающую смертельную схватку. Образ битвы занимает видное место – например, Михаил со своими ангелами сражается с драконом (Откр.12:7). В апокалиптических видениях звери выходят из моря, чтобы вести войну со святыми (Откр.13:1–10), цари земные собираются, чтобы сразиться со Христом (Откр.19:19), а воинство сатаны окружает стан святых (Откр.20:8). Разумеется, все эти образы битвы вызывают чувство беспокойства, но тревожные мысли, возникающие при чтении, сглаживаются постоянством, с которым силы зла в конечном счете наказываются за тот вред, который они собирались причинить или уже причинили. Тема битвы находит выражение в образах наказания зла – в точиле гнева Божьего (Откр.14:19–20), в бедствиях, посылаемых на последователей зверя (Откр.16:1–11), в сожжении вавилонской блудницы (Откр.18:9–10), в низвержении сатаны в озеро огненное (Откр.20:10).

Преобразование вселенной. В конце установится новый порядок, противоположный тому, который господствовал в истории падшего человечества. У этого изменения две стороны – поражение зла и победа добра. В Иер.4:23–28 нарисована картина «уничтожения творения», противоположная рассказу о сотворении в Быт.1. Во 2Петра описывается видение полного распада, за которым следует утверждение: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). В Откр.21 используется аналогичная символика и особенно подчеркивается отсутствие смерти, скорби, плача и болезней, «ибо прежнее прошло» (Откр.21:4; ср. Ис.33:24; 65:20). В новом мироздании не будет больше моря (Откр.21:1) – под этим подразумевается окончательная победа над злом и хаосом, часто изображавшимися в Библии в виде морского чудовища: дракона, левиафана, крокодила и змея (Иов.7:12; 9:8; 26:12; 40:10–19; Пс.73:13–14; 88:10; 103:26; Ис.27:1; 51:9–11).

Божье обеспечение в новой эпохе спасения. Апокалиптическое видение состоит не только из картин, показывающих мрак и погибель. Хотя оно и может показаться пессимистичным, в нем заложена идея победы добра. Верно, что эти видения не дают большой надежды на восстановление в настоящей жизни, но они показывают, что Бог работает над достижением Своих искупительных целей даже в этой хаотической истории мира. Кроме того, в апокалиптических видениях настойчиво проводится очень важная мысль, что добрая воля в итоге окончательно победит зло. Исходя из этого, здесь показан новый порядок, при котором будут удовлетворяться все человеческие потребности, в том числе стремление искоренить зло из человеческой жизни. В ветхозаветных пророчествах о наступлении «золотого века» (напр., Ис.60–66; Иер.30–33; Ам.9:11–15), равно как и в видениях небесного блаженства в Книге Откровение, на образном уровне выражается уверенность, что все закончится хорошо.

См. также: АНТИХРИСТ; АПОКАЛИПТИКА; ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ; ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ; ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА; ПОСЛЕДНИЕ ДНИ; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ; ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ; ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО.

Библиография:

D. E.Aune, «Apocalypticism», DPL 25–35;

G. В. Caird, The Language and Imagery of the Bible (Grand Rapids: Eerdman, 1997 [1980]);

L.J. Kreitzer, «Apocalyptic, Apocalypticism», DLNTD 55–68.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle