Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пророчество в Новом Завете

(Prophecy in the New Testament)

Вопрос о пророчествах в Новом Завете вызывает несколько вопросов. Во-первых, кто такие пророки? В отличие от Ветхого Завета (см. ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ), на роль пророка не претендует ни один новозаветный автор, за исключением Иоанна, автора Откровения. И хотя Иисус считался некоторыми иудеями пророком, христиане в большей степени рассматривали Его как Сына Человеческого, Сына Божьего и Спасителя. Во-вторых, где пророчества? В отличие от литературных пророчеств Ветхого Завета, признанные пророки Нового Завета – Иисус и Иоанн Креститель, например, – не оставили письменных произведений. О том, что они говорили, у нас есть лишь отрывочная информация из вторых рук. В-третьих, каково содержание новозаветных пророчеств? Отсутствие определения пророчества оставляет открытым важнейший вопрос: чем отличаются пророческие изречения Иисуса от остальной части Его учения? Пророческим считается все записанное в Книге Исаии, но не все записанное в евангелиях можно считать пророческим. Вместе с тем, согласно апостолу Павлу, пророчество в ранней церкви имело целью назидание, увещевание и утешение святых, и оно могло выливаться в обличение грешников (1Кор.14:3, 24). Это расширяет возможности пророчества.

Хотя пророчество не прекращается с завершением Ветхого Завета, в новозаветные времена его характер меняется. Его авторитетность становится менее определенной (или подкрепленной заявлением «истинно говорю вам») и не основанной на утверждении «так сказал Господь». Оно выражается по большей части в прозе, а не в поэзии (наиболее распространенная ветхозаветная форма). Основное внимание в нем уделяется отдельным людям, а не народу Израиля и политическим лидерам. Оно призывает людей прийти к Богу для спасения, отказавшись от состояния перманентного бунта, тогда как в Ветхом Завете народ Израиля призывался к возрождению из состояния временного бунта. В ранней церкви пророчество рассматривается как дар Святого Духа и становится постоянной частью поклонения, а не общественной жизни Израиля, как раньше.

По своей сути, однако, пророчества Ветхого и Нового Заветов остаются неизменными: это провозглашение Божьего слова в устной или письменной форме. Пророки служат посредниками Божьего откровения в том, что касается Его точки зрения на истинное и ложное, Его недовольства грехом, Его призыва покаяться, Его суда над грешниками и Его обетования будущего спасения.

Пророки Нового Завета. Особый интерес к Иисусу как пророку проявляли Лука и Иоанн (Лк.4:24; 7:16, 39; 13:33; 24:19; Ин.4:19; 6:14; 7:40; Деян.3:22; 7:37). Тот факт, что к Иисусу как к пророку относились очень многие, не вызывает удивления, учитывая схожесть Его проповеди с писаниями ветхозаветных пророков: обещание грядущего Царства, призыв к покаянию, откровение божественной истины, возвещение суда и властность Его учения. Но особое внимание к Его статусу пророка привлекали совершавшиеся Им чудеса и Его сверхъестественные знания (ср. с Илией и Елисеем). Однако, за исключением евангелий и Деяний, об Иисусе нигде не упоминается как о пророке.

Помимо Иисуса, пророками в Новом Завете считаются еще по крайней мере двенадцать человек. Провозглашение Иоанном Крестителем грядущего суда и его призыв к покаянию побудили многих последователей прийти к заключению, что он был пророком (Мф.14:5; Мк.11:32; Лк.1:76). Иисус подтвердил этот вывод, добавив, что он больше пророка (Мф.11:9). Иоанн, автор Апокалипсиса, сам считал себя пророком (Откр.1:3; 10:11; 22:7, 10, 18), хотя его пророчество больше соответствует специфическому жанру апокалиптики. Павла тоже можно рассматривать как пророка (Деян.13:1), но сам он никогда не называл себя пророком, предпочитая титул апостола, потому, возможно, что апостол занимал в церкви более высокое место, чем пророк. Тем не менее отдельные части посланий Павла носят явно пророческий характер (Рим.11:25–27; 1Кор.15:51–52; 1Фес. 4:15–17; 2Фес. 2:1–12; 2Тим.3:1–5).

В Новом Завете пророчествовали также Захария (Лк.1:67), Анна (Лк.2:36), Каиафа (Ин.11:49–51), Агав (Деян.11:27–28; 21:10–11), Иуда и Сила (Деян.15:32), четыре девицы (Деян.21:8–9) и некоторые (возможно, все) названные в Деян.13:1. Название пророк применительно к пророкам того времени встречается в Новом Завете еще четырнадцать раз, обычно во множественном числе, и это, по-видимому, означает, что пророчество было неотъемлемой частью жизни ранних христиан. Павел побуждает верующих искать дар пророчества, поскольку он созидает церковь (1Кор.12:31; 14:5,12). Лжепророчество осуждается (Мф.7:15–23; 1Ин. 4:1), а один лжепророк назван по имени (Откр.2:20).

Что касается содержания новозаветных пророчеств, для его понимания у нас есть только Иисус, Иоанн Креститель, Павел и Апокалипсис. Из остальных пророчеств нам известно содержание песни Захарии, предсказание Каиафы о смерти Иисуса и пророчество Агава о неизбежном голоде в Римской империи и об угрозе для Павла быть связанным в Иерусалиме. Мы ничего не знаем о том, что пророки говорили на богослужениях в ранней церкви. Павел заявлял, что цель пророчества заключается в назидании, увещевании и утешении святых (см. выше), но это не означает, что все назидания святых следует рассматривать как пророчество.

В евангелиях содержится множество пророческих высказываний Иисуса, однако отделить пророческое от остального учения Иисуса невозможно. Никто в античном мире не пытался собрать пророчества Иисуса, и мы тоже не будем этого делать. Хотя евангелия во многих отношениях представляют собой смесь разных жанров, пророческая тональность многого из сказанного Иисусом очевидна.

Темы и мотивы. Источником вдохновения пророческих высказываний Иисуса служило приближение Царства, о котором упоминается свыше сотни раз (напр., Мф.3:2; 4:17). Это тесно связывает Иисуса с ветхозаветными пророками, чьи пророчества одновременно исполнялись и дополнялись. Такие события, как Его преображение и триумфальный въезд в Иерусалим, исполняли ветхозаветные пророчества и одновременно предвосхищали осуществление пророчеств о Царстве (Мф.17:1–13; 21:1–11). Самые важные темы пророчеств Иисуса о Царстве следующие.

Предупреждения Царства. Как и ветхозаветные пророки, Иисус смело обличал существовавший мировой порядок. Пророческие обличительные речи часто бывали направлены против религиозных институтов и лидеров: Иоанн и Иисус называли фарисеев и саддукеев «порождениями ехидниными» (Мф.3:7; 12:34; 23:33). Иисус говорил фарисеям, что «внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лк.11:39); Он называл их «лицемерами» (Мф.15:7; Лк.12:56) и «слепыми вождями слепых» (Мф.15:14); Он перечислял их злые дела и предрекал им горе (Лк.11:37–54; Мф.23:1–36). Иоанн предупреждал фарисеев и саддукеев: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10; ср. Мф.12:36–37). Иисус говорил о «роде лукавом и прелюбодейном» (Мф.12:39; Лк.11:29); Он называл храм «вертепом разбойников» (Мф.21:13).

Суд Царства. В противовес иудейскому представлению, что все потомки Авраама объединены в привилегированный Божий народ, Иисус заявлял, что принес в мир разделение (Лк.12:51–53), что многие язычники придут в Царство, «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф.8:11–12), что «кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30; Лк.11:23), что «много званных, а мало избранных» (Мф.22:14), что одни благословенны, а другие нет (Мф.5:3–12; Лк.6:20–22), что «один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:34–35; Мф.24:40–41), что Он отделит овец от козлов (Мф.25:32–34). Иисус предупредил Капернаум, что «земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф.11:24), и провозгласил, что Иерусалим будет разрушен (Лк.19:43–44).

Требования Царства. Иоанн и Иисус показывали путь, как избежать грядущего суда и войти в Царство: людям надо покаяться (Мф.4:17; Лк.3:3, 8; 5:32; 13:3, 5; 24:47). Но для этого требуется радикальное изменение: для вхождения в Царство необходима вера, как у ребенка (Мк.10:15); богатые вряд ли смогут войти в него (Мк.10:23). Равнозначным призыву Иисуса к покаянию было утверждение необходимости очищения и праведности (Мф.5:20, 48; 6:33). Проклятие смоковницы и очищение храма символизировали Божий суд и необходимость очищения (Мк.11:12–17; Ин.2:14–16). Из-за отказа покаяться Иисус объявил о суде над городами Хоразином, Вифсаидой и Капернаумом (Мф.11:20–24; Лк.10:10–15).

Условия Царства. В противовес злу в существовавшем порядке, Иисус открыл новый образ мышления и действий в новом обществе. «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин.4:23). Иисус порвал с иудейским преданием и исцелял в субботу (Мф.12:9–13; Мк.2:23–28; Ин.5:2–9). В Нагорной проповеди Иисус провозгласил новую мораль: «Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф.5:43–44). Важной характеристикой нового порядка служит изменение положения: нищие, плачущие, алчущие и гонимые благословляются (Мф.5:3–12). Тот, кто имеет, получит больше, а кто не имеет, потеряет все (Мф.13:12; 25:29; Мк.4:25). Слепые прозреют, а зрячие станут слепыми (Ин.9:39–41). Хромые будут ходить, глухие услышат и мертвые воскреснут (Мф.11:5). Кто держится за жизнь, тот потеряет ее, а кто отказывается от жизни, тот получит ее (Лк.17:33; Ин.12:24–25). «Кто хочет быть первым», должен быть «из всех последним и всем слугою» (Мк.9:35; Лк.22:26–27).

Наступление Царства. Царство относится как к настоящему, так и к будущему (Мк.1:15; 8:38); в выражении «настанет время, и настало уже» подчеркивается уже существующее и еще не проявившееся измерение нового общества (Ин.4:23; 5:24–29; 16:25–26, 32). Царство приблизилось (Мф.10:7); Сын Человеческий грядет «в Царствии Своем» (Мф.16:28). Приближение Царства невозможно остановить (Мф.11:12). События дня Господнего произойдут неожиданно (Мф.24:40–25:13; Лк.12:35–48). У Царства неземное измерение: оно не от мира сего (Ин.18:36); в нем не будет греха (Ин.1:29); Царство полно тайн (Мф.13:11). И Царство будет всеобщим: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43). Совершенно очевидно, что Сын Человеческий возвещает наступление века Божьей победы и восстановления. Пророчества о спасении обещают покой (Мф.11:25–30), возрождение (Мф.19:28), наследие (Мф.19:29), радость (Мф.25:21), праздничный пир (Мф.22:1–14; Лк.14:15–24) и общение (Лк.22:29–30).

Особый характер носит пророческий монолог Иисуса на последней неделе перед распятием, известный как речь на Елеонской горе. Начнутся природные катаклизмы и войны (Мк.13:7–8). Грядут ужасные гонения (Мк.13:9–13); мир охватит великая скорбь, от которой надо будет по возможности уберечься (Мф.24:15–28). Пришествие Сына Человеческого будет сопровождаться вселенским хаосом (Мф.24:29–31; см. КОСМОЛОГИЯ). Сын Человеческий воссядет на престоле и будет судить мир, отправляя одних на вечное наказание и даруя другим вечную жизнь (Мф.25:31–46). Эти слова Иисуса можно причислить к апокалиптическому жанру.

Литературные приемы. Хотя новозаветные пророчества в основном написаны в прозе, в них часто встречаются типичные для поэзии риторические фигуры. Метафорический язык повышает выразительность пророчеств и может также придавать дополнительную таинственность тому, что раскрывает Бог. «Лопата в руке Его... и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф.3:12; см. ЖАТВА, УРОЖАЙ; МОЛОТЬБА, ГУМНО). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Нынешний род «подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: “мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали”» (Мф.11:16–17). «Ниневиняне восстанут на суд с родом сим и осудят его... Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его» (Мф.12:41–42; Лк.11:31–32). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк.11:44). «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49).

Некоторые из Своих пророческих высказываний Иисус сопровождает притчами. Притча о мехах (см. ВИНО) служит иллюстрацией нового порядка в Царстве (Мк.2:21–22). В серии из девяти притчей изображается рост и значение Царства (Мф.13:1–52; Мк.4:26–29). В притче о виноградарях, убивших сына хозяина, объясняется, почему Царство отнимется у иудеев и будет передано другому народу (Мф.21:33–43). В речь на Елеонской горе Иисус включил шесть притчей о необходимости проявлять верность и готовность к пришествию Сына Человеческого.

Понимание смысла пророчеств. Характерные для пророчеств образы нередко приводят читателей в замешательство, так как они не могут с первой же попытки понять смысл пророческих отрывков. Но пророчество – сложная вещь, и для его правильного понимания требуется тщательное рассмотрение вопроса, состоящее из следующих пунктов:

– Анализ условий, в которых находились автор и его читатели.

– Изучение внебиблейских источников для понимания фона новозаветного пророчества.

– Определение основной мысли, заложенной в пророчестве.

– Учет факта, что яркие речевые обороты имели целью в большей степени произвести впечатление на читателя, чем донести конкретную информацию о способах исполнения пророчества.

– Осознание, что пророчество часто исполняется в два этапа – во время первого пришествия Христа и во время Его второго пришествия.

– Осознание, что цель пророчества заключалась скорее в воздействии на настоящее, чем в предсказании будущего.

Новозаветные пророчества вызывают много вопросов. Но для тех, у кого есть желание найти адекватные ответы на них, это заманчивая и стоящая затраченных усилий задача.

См. также: АПОКАЛИПТИКА; АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО; ПРОРИЦАНИЕ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ; СНЫ, ВИДЕНИЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle