Апокалиптика
(Apocalypse, genre of)
Апокалиптика была распространенным литературным жанром в период между двумя Заветами (хотя апокалиптические видения будущего присутствуют как в Ветхом, так и в Новом Завете). В древние времена апокалиптические картины ошеломляли читателей своей необычностью и обещанием лучших времен в будущем. Видения неба и будущего, представления о чудесных созданиях и событиях привлекали внимание к совершенно новому миру. Природные катастрофы, потрясавшие землю, предвосхищали Божий судный день над злом в этом мире. Вселенский фейерверк, возвещающий новую эпоху, демонстрировал, сколь необычной будет окончательная победа Бога. Эти отголоски совершения Божьей воли «на земле и на небе» отвлекали внимание слушателей от повседневных жизненных забот. Они показывали мимолетные картинки другого времени и иного мира, в котором не будет присущих нынешнему мироустройству пороков и в котором все будет подчиняться установленным Богом всеобщим законам.
Но современным читателям данный жанр часто не понятен и приводит их в замешательство. Неожиданные образы и выходящие за рамки этого мира понятия кажутся странными и не соответствующими общему фону Писания. Восприятие этой литературы в буквальном смысле заставляет многих читателей мучиться вопросом, «что же произойдет, когда...», уходя тем самым от сути апокалиптического послания. Вместе с тем, точка зрения, выражающаяся в апокалиптической литературе, в определенном отношении очень современна: в нынешней научной и космической фантастике, в литературных произведениях и фильмах используются необычные и волнующие воображение приемы и образы, весьма сходные с апокалиптическим жанром.
Характеристики. Апокалиптика как жанр отличается акцентом на чувстве безнадежности: все говорит о том, что зло побеждает. В результате все будет очень плохо, прежде чем положение начнет исправляться. Однако видения неба и будущего ясно показывают, что Бог со Своего престола контролирует ситуацию. Кроме того, становится ясно, насколько Божий мир отличается от нашего. К счастью, Бог вскоре начнет процесс изменения нашего мира по подобию Его собственного. Но положение настолько серьезно, что Бог Сам должен посетить землю еще раз. Единственно возможное решение – суровый суд над всеми формами зла и установление совершенно нового порядка, который будет продолжаться вечно.
Апокалиптический жанр (от греческого слова apokalypsis) связывается прежде всего с книгой Даниила в Ветхом Завете и с книгой Откровения в Новом Завете. Однако очертить четкие границы этого жанра достаточно сложно, поскольку апокалиптика представляет собой образ мышления, выражающийся в разных случаях по-разному. В нескольких местах Ветхого Завета заложено апокалиптическое содержание и использованы апокалиптические приемы (Ис.24–27; Ис.56–66; Иез.38–39; Иоил.2:28–3:21; Зах.1–6 и Зах.12–14), предполагающие, что близок переход от пророческой эпохи к периоду апокалиптики.
Большинство дошедших до нас апокалипсисов были написаны после ветхозаветного периода. Они составляют группу произведений, известных под названием иудейских псевдоэпиграфов. 1 и 2 Книги Еноха, Юбилеи, 2 и 3 Книги Варуха, 4 Книга Ездры и Апокалипсис Авраама, написанные, по-видимому, между третьим веком до Р.Х. и вторым веком по Р.Х., представляют собой яркие образцы иудейской апокалиптики. В Свитках Мертвого моря сохранились фрагменты 1 Еноха. Апокалиптические темы занимали видное место в литературе кумранской общины. Интерес к апокалиптике не ослабевал и в первые века существования церкви, что нашло выражение в нескольких христианских апокалипсисах.
В Новом Завете, помимо Книги Откровение, апокалиптическое видение особенно ярко проявляется в речи Иисуса на Елеонской горе (Мк.13), в некоторых местах посланий Павла (1Сол.4:13–5:11; 2Сол.2:1–12) и во 2Пет.3:1–13. У раннего христианства было много общего с апокалиптическими представлениями иудаизма.
С одной стороны, апокалиптику можно рассматривать как разновидность пророческого стиля, но, вместе с тем, между ними достаточно различий, благодаря которым они заслуживают названия самостоятельных литературных жанров. Пророчество обращается к отступникам и призывает их покаяться; апокалиптика обращается к верным и призывает их проявлять стойкость. Пророчество провозглашает Божий суд над грехом на местном уровне с использованием природных средств; апокалиптика провозглашает грядущий катаклизм, в ходе которого будет разрушена вся земля. Пророчество выражает свое послание в поэтической форме; апокалиптика показывает полные загадок видения и картины неба. Пророчество обещает восстановление и будущее благословение; апокалиптика – неожиданное посещение свыше, в результате которого будут установлены новое небо и новая земля.
Темы и мотивы. В апокалиптической литературе много общих тем и мотивов:
Чувство безнадежности. Зло разрастается, и положение ухудшается (Ис.57:3–13). Земля попирается и сокрушается пороком (Дан.7:23). Голод, землетрясения и войны становятся все более суровыми (Мк.13:7–8). Гонения усиливаются (Мф.24:9–12, 15–22).
Всевластие Бога. На Господа можно полагаться, какой бы тяжелой ни была ситуация (Ис.26:1–4). Земля и небо могут быть разрушены, но слова Божьи не прейдут (Мф.24:35). Бог сидит на престоле и заботится о тех, чьи одежды омыты кровью Агнца (Откр.7:14–16).
Суд и катастрофа. От землетрясений стены падут на землю, горы и утесы обрушатся; с неба изольются град, огонь и сера (Иез.38:19–22). Солнце померкнет, луна покраснеет, звезды падут на землю, стихии разрушатся огнем, и земля опустеет (Мф.24:29; 2Пет.3:10; Откр.6:12). Птицы будут пожирать трупы правителей этого мира (Откр.19:17–18, 21). Преступники, совершавшие зло, будут брошены в озеро огненное, горящее серой (Откр.19:20; см. АД, ГЕЕННА).
Небесные видения. В Божьем присутствии требуется чистота (Зах.3:3–7). Небесные создания так сияют, что кажутся охваченными огнем (Дан.10:5–6; Откр.1:12–16). Великолепие неба ошеломляет до такой степени, что представляется залом с драгоценными камнями и кристаллом (Откр.4:2–6; см. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ). В новом Иерусалиме, нисходящем с неба, двенадцать ворот, каждые из которых из одной жемчужины. В городе прозрачные золотые улицы, и он блистает Божьей славой (Откр.21:10–27).
Этическое учение. «Оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему... зла друг против друга не мыслите» (Зах.7:9–10). «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13). Когда господин возвращается, от слуг требуется верность (Мф.24:45–51; 25:14–30). «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам?..» (2Пет.3:11). «Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10; 14:12).
Посещения свыше. Господь явится на горе Елеонской (Зах.14:4). «Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» (Мал.3:1). «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27, 30, 36–44; ср. Мф.25:1–13). «Потому что Сам Господь... сойдет с неба» (1Сол.4:16). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Откр.1:7). «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр.3:3; 16:15). «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» (Откр.19:11).
Новая эпоха. Мир будет восстановлен (Зах.8:3–8). Народ получит то, что Бог задумал от начала (Мф.25:34). Новое небо и новая земля станут обителью праведности (2Пет.3:13). Воскресение вернет к жизни всех, кто умер незаслуженной смертью (Откр.20:4–6), и всех, кто когда-либо жил (Откр.20:12–15). Боль, смерть, слезы и нечистота исчезнут навсегда (Откр.21:4, 27). Исцеление будет доступно всем (Откр.21:2–3).
Темы апокалиптических произведений чаще всего выражаются с помощью смелых и наглядных образов. Эти образы могут быть связаны с какими-то ранее упоминавшимися библейскими понятиями, но при этом по-новому истолковываться. Например, тема «Сына Человеческого» в Мк.13:26 перекликается с Дан.7, но смысл в этих двух местах разный. Символика Книги Откровение имеет много общего с книгами Иезекииля и Даниила, но значение отдельных образов нельзя считать идентичным в том и в другом случае. Символика апокалиптических книг достаточно расплывчата, и смысл ее может меняться в зависимости от конкретного контекста.
Понимание апокалиптики. Пожалуй, никакая другая сторона библейской литературы не подвергается столь искаженному истолкованию, как апокалиптические образы. Объясняется это прежде всего временным расстоянием между читателями древности и современными толкователями. Для преодоления этого разрыва необходимо следующее: 1) смотреть на эти образы с точки зрения читателей древности. Апокалиптические формы мышления были весьма распространенными не только в Библии, и для понимания библейской апокалиптической литературы и ее символики современному читателю надо освоиться с такими мировоззренческими представлениями; 2) проникнуться пониманием кризисной ситуации. Авторы апокалиптических книг пользовались эффектными приемами, чтобы отвести взгляд отчаявшихся читателей от повседневных проблем и направить его на поразительное их разрешение, предлагаемое Богом; 3) быть готовым к встрече с символическим языком. События, описываемые в апокалиптической литературе, часто показываются с использованием методов, свойственных в большей степени поэтическим произведениям: метафор, гипербол, персонификаций, аллегорий, выражения идей с помощью чисел и так далее. Эти особые эффекты позволяли показывать небо и будущее во всей их привлекательной образности; 4) помнить об устном по своей сути характере древнего общества. Литературные произведения писались для того, чтобы читать их вслух или рассказывать по памяти. Слушатели уходили с чувством, которое можно сравнить с впечатлением, полученным, скорее, от картины импрессиониста, а не от фотографии. Конкретные детали оставались загадкой, но общая картина была вполне ясной; 5) четко представлять себе цель апокалиптических книг. Они были посланием надежды угнетенным, предупреждением угнетателям и призывом обратиться в веру к тем, кто еще не определился, кому отдать свою преданность.
См. также: КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА; КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ; ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА; ПОСЛЕДНИЕ ДНИ; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ; ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ.
Библиография:
G. В. Caird, The Language and Imagery of the Bible (2d ed.; Grand Rapids: Eerdmans, 1997);
J.J. Collins, The Apocalyptic Imagination (New York: Crossroads, 1989);
D.Hellholm, ed., Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East (Tubingen: J.C.B.Mohr, 1983);
C.C. Rowland, The Open Heaven (London: SPCK, 1982);
D. S. Russell, The Method and Message of Jewish Apocalyptic (Philadelphia: Westminster, 1964).