Драгоценные камни и металлы
(Jewels and precious stones)
Драгоценности в Библии подпадают под четыре основные тематические категории. В них выражаются образы украшения и красоты, богатства и власти, величественного или святого и постоянства трансцендентного Небесного Царства. Во всех случаях драгоценности служат признанным эталоном высокой стоимости.
Следует сразу же отметить трудность точного определения, к каким конкретно драгоценным камням относятся те или иные древние названия (рассмотрение вопроса об использовании различных английских слов для перевода названий драгоценных камней и соответствующую таблицу см. в «Jewels and Precious Stones», IBD, 781–789). Предпринимаются безосновательные попытки связать характерные признаки того или иного камня с одним из колен Израиля. Другие истолкователи, основываясь, по всей видимости, на связи драгоценных камней с датой рождения, пытаются привести двенадцать камней ефода и оснований нового Иерусалима в соответствие с двенадцатью знаками Зодиака. Такие попытки тщетны, и в них, к счастью, нет необходимости для понимания символики камней. В отдельных камнях самих по себе не заключено никакой конкретной символики. В совокупности же они символизируют вожделенные блага богатства и власти. В качестве библейских образов они указывают на то, что богатство и власть Бога не имеют себе равных.
Драгоценности как украшение. Драгоценности служат украшением, особенно для женщин, в любом обществе. Желая произвести благоприятное впечатление на потенциальную невесту Исаака, слуга Авраама преподнес ей щедрые подарки (Быт.24:22, 53). Привлекательность женщины в Песни песней отчасти выражалась в ее украшениях: «Ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях» (Песн.1:9).
Когда естественное человеческое желание украсить себя драгоценностями становится неумеренным, это служит показателем материалистической и извращенной системы ценностей, подлежащей Божьему суду. Так, в Ис.3:18–23 приведен перечень украшений и пышных одеяний, которые Бог отнимет у духовно несостоятельного народа, исповедующего ложные ценности. В Пс.72 благоденствующие самонадеянные люди носят «гордость, как ожерелье» (Пс.72:6) и находятся на грани внезапного падения (Пс.72:18–20).
Автор Притчей использует образ украшений, чтобы подчеркнуть высокую ценность мудрости и разумения. Здравомыслие и рассудительность, например – «украшения для шеи твоей» (Притч.3:21–22). Родительское наставление – «прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» (Притч.1:9). В том же духе изображаются награды за мудрость: она «возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч.4:9). Кроме того, «драгоценная утварь – уста разумные» (Притч.20:15).
Богатство и власть. Поскольку основным средством накопления и сбережения богатства в Древнем мире было приобретение драгоценностей, функция украшения сливалась с функцией сохранения богатства – древний вариант вклада денег в банк. Так, после последней египетской казни израильтяне выпросили у соседей «вещей серебряных и вещей золотых» (Исх.11:2). Драгоценности были одним из основных видов военной добычи (2Пар.20:25), так как до появления монет представляли собой тип богатства, наиболее удобный для хранения и переноски (2Пар.21:3). В более широком смысле драгоценности символизировали не только богатство, но и власть, как, например, в случае, когда Иосифу возложили на шею золотую цепь в знак его положения правителя Египта (Быт.41:42).
Таким образом, драгоценности в Библии служат синонимом богатства и власти, особенно царской. Только очень богатый человек мог позволить себе роскошь носить драгоценные камни. В древности личная власть и богатство были привилегией царей и высших сановников при царском дворе. Богатство (часто приобретавшееся в качестве военной добычи) и политическая власть взаимно дополняли друг друга. Поэтому драгоценные камни, наряду с золотом и серебром, были не только дорогими украшениями, но и наглядным напоминанием обладания властью, позволившей царю или царице приобрести такое богатство.
Наряду с обычными образами царского богатства и царской власти, тема царских драгоценностей используется в Библии в метафорическом и духовном смысле. Например, Иисус сравнивает Царство Небесное с «купцом, ищущим хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф.13:45–46). Богатство, символизируемое драгоценными камнями, становится здесь метафорой ценности Божьего духовного Царства. В аналогичной притче Царство изображается как Сокровище, скрытое на поле и побудившее нашедшего его человека продать все, что у него было, и купить поле (Мф.13:44). В этих двух картинах Царства Небесного, нарисованных с помощью образов сокровища, заключен один и тот же смысл, и они показывают значение Царства как для Бога, так и для искупленных людей.
В других местах Бог изображается украшенным драгоценными камнями в окружении блестящего царского двора. С помощью этих образов рисуется портрет Бога как Царя, обладающего невообразимой силой и богатством. Из описания небесного града, нового Иерусалима, в Откр.21 можно сделать вывод, что его Царь располагает неограниченными возможностями. Этот огромный город, занимающий примерно 1 400 квадратных миль, состоит из чистого золота и драгоценных камней. Драгоценности на венцах богатейших и могущественнейших земных царей бледнеют в сравнении с ослепительным великолепием Божьего вечного города. Двенадцать оснований города украшены разными драгоценными камнями, и на каждом из них начертано имя одного из двенадцати апостолов. Представьте себе великолепие голубого сапфира, зеленого изумруда, желтого топаза и пурпурного аметиста! Гигантские Жемчужины образуют ворота города, ведущие на улицы, вымощенные золотом. На каждой жемчужине запечатлено имя одного из колен древнего Израиля. Красота и великолепие места переполняют чувства и отражают славу Творца-Царя, обладающего безграничной силой и несметным богатством.
Начертание имен Божьего народа на камнях ефода и затем небесного нового Иерусалима свидетельствует, что Его народ ценен и дорог для Господа Бога. Земные цари с помощью своей власти приобретали мирские богатства, но Небесный Царь в войне против греха и зла завоевал более ценный трофей – искупленные души мужчин и женщин. Для того чтобы показать ценность Его искупленного народа и ту силу, которая потребовалась для его приобретения, эти имена были начертаны на великолепных камнях, украшавших первосвященника, когда он изливал жертвенную кровь.
Образы святости. Еще одна группа образов драгоценных камней связана со значением святости, особенно богослужений. Наиболее показательные отрывки в этом отношении – Исх.28:17–20 и Исх.39:10–13, в которых перечислены драгоценные камни на наперснике первосвященника. Эффект выражался в демонстрации ослепительной красоты, великолепия и высокой ценности, отличавших богослужение. Во время службы во Святом-святых первосвященник стоял на границе божественной и человеческой сфер (см. СВЯТОЕ МЕСТО; ХРАМ), а его ефод с двенадцатью драгоценными камнями, на котором были начертаны имена двенадцати колен Израиля, свидетельствовал о его положении выше обычного человеческого.
В Иез.28:12–14 мысль о святости тоже выражается в образе драгоценных камней. Здесь мы видим перечень камней, напоминающих об Едемской славе царя Тира до его падения, когда он «ходил среди огнистых камней». Аналогичный характер носит видение в Иез.1, видение со значительной долей символики, основанной на образах драгоценных камней.
Образы блеска. Поэты веками пользовались образами, в которых твердость материала сочетается с неземным сиянием света, для выражения мысли о сфере, отличающейся трансцендентным постоянством и превосходящей по своей ценности циклический растительный мир земной жизни. Это относится и к библейским образам драгоценных камней и металлов.
Тема присутствует уже в Ветхом Завете в видении Исаии восстановленного Иерусалима в грядущем золотом веке. Он рисует картину города, украшенного драгоценными камнями (Ис.54:11–12). Завершенный характер образ принимает в видениях неба в Книге Откровение, где читаем о стеклянном море, подобном кристаллу, о явлении Бога в великолепии ясписа и сардиса, о золотых венцах, о воротах из жемчуга и о городе из чистого золота. Апогея в Библии образы блеска достигают в видении нового Иерусалима, в описании которого используется великое множество образов драгоценных камней.
Заключение. В видениях Откровения сливается большинство библейских тем, связанных с драгоценными камнями. Украшенный драгоценностями, город вечной жизни предстает местом исполнения обетований, данных Богом в ходе искупительной истории. Властное вмешательство Бога, обещанное в Ветхом Завете, нашло выражение в лице и делах Иисуса Христа, закланного Агнца-Царя, сидящего на престоле в великолепном городе. Камни на ефоде первосвященника и блистающие ослепительным светом драгоценности вечного города служат напоминанием, что богатейший и могущественнейший Бог-Царь вечно живет со Своим народом.
См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ; ЖЕНЩИНА; ЗОЛОТО; КРАСОТА; НЕБО; НЕИЗМЕННОСТЬ, ПОСТОЯНСТВО; СВЯТОСТЬ; СЕРЕБРО; СЛАВА; СОКРОВИЩЕ; ЦАРИЦА; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.
Библиография:
«Jewels and Precious Stones» //The Illustrated Bible Dictionary (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1980) 781–789.