Неизменность, постоянство
(Permanence)
Библейские образы неизменности основываются на двухъярусном представлении о мире, суть которого выражена в словах мудреца, что «Бог на небе, а ты на земле» (Ек.5:1). В Библии противопоставляются прежде всего неизменный Бог и Его обусловленное временем и зависимое от Него творение. Поэтому одна из сторон библейского образа неизменности связана с противопоставлением вечного временному, ведущим, в свою очередь, к противопоставлению небесного земному.
Символика понятий. Образы трансцендентной реальности выражаются в том числе через понятия – слова, отображающие определенные качества, а не конкретные образы. Список возглавляют слова вечно, вечный и навеки. О чем-то «твердом» и неизменном упоминается около двухсот раз.
Авторы веками прибегали также к доказательству от противного, отрицая наличие у неба и Божества качеств, характеризующих смертных людей. Здесь мы видим такие термины, как бессмертный (Рим.2:7; 1Тим.6:16; см. СМЕРТНОСТЬ), нетленный (Рим.1:23; 1Кор.9:25; 15:42; 1Тим.1:17) и неувядаемый (1Пет.1:4; 5:4). Постоянство благочестивого человека изображается в виде дерева, лист которого не вянет (Пс.1:3; см. также Иез.47:12). Классическим примером противопоставления неизменной небесной реальности преходящей земной служит описание Павлом воскресшего тела в 1Кор.15:35–58.
С этим связана и тема противопоставления вечности Бога чему-то преходящему. Например, в Пс.102:15–18 непостоянству людей, увядающих, как трава, противопоставляется «милость... Господня от века и до века». Или: «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя» (Ис.54:10). Люди и растения гибнут, «но слово Господне пребывает в век» (1Пет.1:24–25). Неизменность здесь изображается как противоположность Мимолетности.
Образы сияния. При изображении неизменности, особенно трансцендентной, поэты всегда пользовались образами сияния. В образах сияния твердость материала сочетается с блеском света для выражения мысли о не подверженной изменениям реальности в отличие от циклического растительного мира, в котором мы живем. Чаще всего образы сияния связываются с Драгоценными камнями. Такие образы изобилуют в видении Иезекииля, где описывается небесный уровень реальности – сверкающий огонь и молнии, пылающая и искрящаяся медь, блестящие топазы и сапфиры (Иез.1). К этому можно добавить известные описания в Откровении моря стеклянного, подобного кристаллу, явления Бога в великолепии ясписа, золотых венцов, ворот из жемчуга, города из чистого золота.
Природа. Природа тоже предоставляет поэтам образы для изображения постоянства. Некоторые черты природы становятся достойными такого использования просто в силу своей стабильности и относительной неизменности. Горы, например, привлекают внимание библейских авторов как символ незыблемости. В библейском воображении горы предстают «древними», а холмы «вечными» (Втор.33:15). Когда Божья правда сравнивается с «горами» (Пс.35:7), имеется в виду не только ее величие, но и постоянство. Образом постоянства может стать даже раз за разом повторяющийся природный цикл (Ек.1:4–7). Постоянство выражается в Библии и в образе мира или вселенной: «Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную; она не поколеблется» (1Пар.16:30; ср. Пс.92:1; 95:10).
Пребывающее вовек. Наконец, можно составить перечень того, что в Библии провозглашается неизменным. В первую очередь, это Сам Бог, Которому как «Царю веков нетленному» воздается «честь и слава во веки веков» (1Тим.1:17). Божий закон тоже будет существовать, «доколе не прейдет небо и земля» (Мф.5:18) для поддержания нравственных устоев рода человеческого. Слово Господне «пребывает в век» (1Пет.1:25). Милость Божья «вовек» (Пс.135; ср. Ис.54:10). Самая стойкая христианская добродетель – любовь, она «никогда не перестает» (1Кор.13:8). Божья защита будет продолжаться «отныне и вовек» (Пс.120:8).
См. также: БОГ; БРЕННОСТЬ, МИМОЛЕТНОСТЬ; ЖЕСТКОСТЬ, ОЖЕСТОЧЕНИЕ, ЖЕСТОКОСЕРДИЕ; СМЕРТНОСТЬ; ТЛЕНИЕ; УВЯДАНИЕ.