Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Бренность, мимолетность

(Transience)

Как небесные тела и материальный мир, человеческие тела преходящи, Павел пишет об этом во 2Кор.4:18. Образы, используемые библейскими авторами для описания мимолетности, в основном можно разделить на четыре категории: это образы растений, теней, воздуха и исчисления.

Растительность. Ботанические образы, обозначающие мимолетность, просты и впечатляющи. Люди и их слава подобны траве или цветам – они живут мало и быстро исчезают – в отличие от Бога. Люди сравниваются с увядающими цветами и травой (Иов.14:2; Пс.1; 89:5–6; 102:15). В более развернутых картинах авторы усиливают впечатление за счет ярких описательных подробностей и контрастов, оттеняющих тему, – в основном, постоянства Бога и Его слова. Ис.4:6–8 (на эти строки ссылается Петр в 1Пет.1:24–25) – пример подобного приема:

Всякая плоть – трава, и вся красота ее, как цвет полевой.

Засыхает трава, увядает цвет,

когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава.

Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.

Подобным образом, в Пс.102:15–17 люди сравниваются с травой и цветами, подверженными губительному воздействию ветра, в то время как «милость Господня» к Его последователям не имеет ни начала, ни конца. Хотя вся плоть бренна, в особенности это относится к грешникам; здесь образ травы появляется снова, как в Пс.128:6–7, в строках, обращенных к врагам Израиля:

Да будут, как трава на кровлях, которая прежде,

нежели будет исторгнута, засыхает, которою жнец не наполнит руки своей,

и вяжущий снопы – горсти своей.

Растительность служит не только символом бренности человеческой жизни, но, более того, показывает тщетность человеческого беспокойства. «Полевые лилии», не работая, выглядят прекраснее, чем Соломон; но и они, как другая «трава полевая», погибнут и будут «брошены в печь». Если Бог так одевает эти недолговечные растения, Он позаботится и об одежде для тех, кто верит в Него (Мф.6:28–30; см. также Лк.12:27–28).

Еще один ботанический образ мимолетности описывает кратковременную преданность некоторых из тех, кто слушает Божье слово. В притче о сеятеле некоторые семена падают на «каменистое место» и быстро прорастают, но потом высыхают и умирают, потому что негде развиться корням. Иисус объясняет двенадцати ученикам, что эти высыхающие растения подобны людям, которые принимают весть о Царстве с радостью, но «соблазняются», когда настанет «скорбь или гонение» (Мк.4:1–20; также Мф.13:1–23; Лк.8:4–15).

Образы тени. Основной зрительный образ мимолетности в Библии так же прост и выразителен, как связанный с жизнью злаков и дикорастущих растений: люди подобны неуловимым теням. Согласно Книгам Паралипоменон, Давид, когда приблизилась его смерть, благодарит Бога за посланное ему богатство и делает замечание о незначительности Израиля: «Странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши; на земле, и нет ничего прочного» (1Пар.29:15).

Иногда образ теней сочетается с другими образами, чтобы показать краткость человеческого существования. Например, жалуясь по поводу положения человека, Иов утверждает:

Человек, рожденный женою, краткодневен…

убегает, как тень, и не останавливается...

Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:

так человек ляжет и не встанет (Иов.14:1–2, 11–12).

Автор псалма в своей жалобе говорит, что дни его – «как уклоняющаяся тень» (Пс.101:12).

Дыхание, ветер и облака. Люди эфемерны, как растения и тени, и по краткости своей жизни подобны дуновению или ветру (Пс.145:4). В самом деле, еврейское слово ruah в основном означает «движение воздуха», и может переводится как «дыхание» или «ветер». Иов призывает Бога вспомнить, что его жизнь – «дуновение», облако, которое «редеет» (Иов.7:7, 9). Подобным образом, в псалме вспоминается, как Бог сдержал Свой гнев на израильтян: «Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается» (Пс.77:39). В Пс.143:4 для описания бренности человека представлены образы «дуновения» и «уклоняющейся тени». Даже при использовании другого еврейского существительного, hebel остается идея мимолетности и пустоты, так, например, в псалме утверждается, что «каждый человек – всего лишь дыхание» (Пс.38:12 RSV).

Испарение влаги также указывает на мимолетность. В Иак.4:14 содержится предостережение, чтобы люди не слишком полагались на свои планы: «Не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Осия использует похожий образ, описывая непостоянство Израиля: «Благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая» (Ос.6:4). Далее в своей книге пророк описывает идолопоклонство Северного Царства, а затем, с помощью образов пара и ветра, он изображает бренность его обитателей:

За то они будут – как утренний туман, как роса, скоро исчезающая,

как мякина, свеваемая с гумна, и как дым из трубы (Ос.13:3).

Символика исчисления. Ясное указание на бренность человеческой жизни – возможность измерить ее длительность. В Быт.6:3 Господь говорит: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». Автор псалма использует небольшие числа, поэтому связанные с ними идеи конечности и бренности производят еще большее впечатление:

Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости

восемьдесят лет; и самая лучшая пора их –

труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим (Пс.89:10).

В других местах Псалтири появляется линейное измерение человеческой жизни: «Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой, как ничто пред Тобою» (Пс.38:6). Даже в возрождении, о котором пророчествует Исаия, жизнь будет конечной, то есть преходящей. Указание на конечность жизни в новом Иерусалиме – факт, что дети больше не будут умирать во младенчестве и взрослые не будут умирать в юности: «Столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем» (Ис.65:20).

Однако более распространена в Ветхом Завете идея, что великие грешники умирают преждевременно, так как Бог сокращает их дни. Один из примеров этого – царь Вавилона Валтасар, который приказал подавать вино на пиру в сосудах, привезенных его отцом из храма Господня в Иерусалиме. Даниил толкует первое из слов, написанных на стене дворца загадочной рукой, как «МЕНЕ» (что значит либо инфинитив «считать», либо единица веса, «мина») и добавляет: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему» (Дан.5:26). Как упоминает автор через несколько стихов, Валтасар был убит той же ночью, и Дарий Мидийский захватил власть в стране.

Другие образы. Следует отметить еще несколько образов мимолетности. В Пс.101:26–27 образ изношенной одежды, которую нужно менять, используется для описания непостоянства сотворенной природы. В Пс.89:6 Бог сметает народы, в результате чего они бегут прочь, как сон. В Книге Иова много образов мимолетности; например, Иов жалуется: «Дни мои быстрее гонца, – бегут, не видят добра; несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу» (Иов.9:25–26). Иов также использует аналогию из области ткачества, чтобы передать скорость, с которой бежит время: «Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды» (Иов.7:6). Оправившись от болезни, Езекия использует другой образ из области ткачества, сочетая его с образом из области кочевой жизни пастуха, чтобы описать чувство краткости жизни, испытанное им во время болезни:

Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский;

я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою;

Он отрежет меня от основы (Ис.38:12).

Бренность богатства передана в запоминающейся метафоре из Притч.23:5: «Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу». В отечественной Библии использован образ моли: «рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!» ((Пс.38:12)

Внезапная гибель грешников. Следует также обратить внимание на библейский мотив внезапного падения процветающих грешников. В Пс.72:18–20 они изображены как находящиеся «на скользких путях»; их ждет погибель: «Нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!»; «как сновидение по пробуждении». В Притчах неоднократно говорится об «отсечении» или «искоренении» грешников (Притч.2:22), причем это бедствие постигнет их «внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления» (Притч.6:15), «лживый язык – только на мгновение» (Притч.12:19). «Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притч.21:6).

Заключение. Согласно 1Пет.1:18–19, даже серебро и золото «тленны», в отличие от «драгоценной Крови Христа». Но в «воскресении мертвых», пишет Павел, тленное станет постоянным: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе» (1Кор.15:42–43). Христиан сначала ждут великие изменения, как отмечает Павел несколькими стихами ниже, а потом бессмертие.

См. также: РАСТЕНИЯ; РОСА; СМЕРТНОСТЬ; ТЕНЬ, СЕНЬ; ТЛЕНИЕ; ЧИСЛА В БИБЛИИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle