Тление
(Decay)
Библейский образ тления носит обычно мрачную окраску и связывается со Смертью, судом и внушающим ужас представлением о постепенном превращении в ничто. В этом образе самом по себе мало радости или надежды. Лишь при резком противопоставлении ему образов жизни, торжествующей над смертью, он перестает быть символом неизбежного конца.
В образе тления, в лучшем случае, выражается понятие о смертности. Именно в этом заключается смысл Божьих слов, обращенных к Адаму: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3:19). Ту же мысль высказал Иов в обращенном к Богу вопросе: «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?» (Иов.10:9). В этих случаях образ возвращения в прах служит ярким напоминанием скоротечного и преходящего характера человеческой жизни. Пророк Аввакум тоже признает бренность жизни: перед лицом гнева и силы Бога боль от распада его дрожащего тела началась с самих костей (Авв.3:16).
Самая впечатляющая в Библии картина человеческого упадка показана в подробном метафорическом рассказе о физиологических симптомах старения в конце Книги Екклесиаста. В этом отрывке, открывающемся настоятельным призывом «помнить Создателя твоего в дни юности твоей», рисуется картина ослабления зрения, слуха, легкости в ходьбе, потери аппетита, свободы речи и нормального сна (Ек.12:1–5). После гнетущего описания физического упадка смерть изображается как окончательное прекращение всего (Ек.12:6–7).
Все люди смертны, однако в образе тления после смерти подразумевается наказание непокорных Богу. Псалмопевец заявил: «Ты, Боже, низведешь их в ров погибели» (Пс.54:24). Здесь показан образ могилы, в которой разлагаются тела нечестивых. Со своей стороны, автор Книги Притчей пишет: «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (Притч.10:7). В этом образе выражается мысль о полном уничтожении грешника. Смерть – лишь начало Божьего суда; последующее тление обеспечивает уничтожение любых следов нечестивцев. Тление как образ суда делает жизнь нечестивцев бессмысленной, как будто они никогда не существовали.
Таким образом, образ тления указывает на небытие. Бог через пророка Осию осудил Иудею за отвержение Господа и идолопоклонство. Выразительным приемом Бог обратил образ тления на Себя Самого: «И буду... как червь для дома Иудина» (Ос.5:12). Бог воспользовался этим образом как самым мощным из всех возможных метафорических средств, чтобы продемонстрировать, насколько неуважительно Иудея относилась к Нему.
Именно ужасная перспектива превратиться в ничто побудила Иова сделать горестное замечание: «А он, как гниль, распадается» (Иов.13:28). Смерть неизбежна, и Иов знал это; тем не менее он взывал к Богу: «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня, и укрывал меня, пока не пройдет гнев Твой... Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов.14:13–14). Вопрос Иова остался без ответа, однако, несмотря на неотвратимость смерти и тления, Иов как будто бы лелеял призрачную надежду, что ответ будет положительным.
Смерть и тление кажутся неизбежными: «Человек никак не искупит брата своего... чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» (Пс.48:8,10). Однако надежда Иова не была такой уж заведомо тщетной. Уповая на силу Господа, псалмопевец заявил: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15:10). В этом отрывке тление уже не выступает в качестве ведущей темы, так как образ лишился значения абсолюта, – упор здесь делается на власти Господа предоставлять и поддерживать вечную жизнь.
В Новом Завете Петр (Деян.2:29–33) и Павел (Деян.13:35–39) истолковывают этот псалом в мессианском смысле: псалмопевец имеет в виду Иисуса, Который после смерти не подвергся тлению, а, напротив, был воскрешен Богом. Павел пишет, что «Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления... ради Его возвещается вам прощение грехов» (Деян.13:37–38). Здесь тление показывается побежденным врагом, а тема суда снимается. Угрозы со стороны смерти и тления больше не существует, так как воскресением Христа Бог лишил их категории безусловности, которая Иову казалась столь отвратительной. Тление превращается просто в образ смертности, хотя и в ином понимании, учитывая власть Бога возвращать мертвых к жизни через Христа.
См. также: ВОСКРЕСЕНИЕ; НОВОЕ; РАЗЛОЖЕНИЕ; СМЕРТЬ.